Бакалавриат
2025/2026





Научно-исследовательский семинар - 2
Статус:
Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Кто читает:
Школа коммуникаций
Где читается:
Факультет креативных индустрий
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Байша Наталья Сергеевна,
Бачурина Нелли Сергеевна,
Большаков Никита Викторович,
Владимирова Анастасия Владимировна,
Долгова Екатерина Михайловна,
Косова Лариса Борисовна,
Ларкина Татьяна Юрьевна,
Легут Кира Дмитриевна,
Луликян Анна Айковна,
Мальков Максим Дмитриевич,
Мхитарян Тамара Арменовна,
Обухов Константин Николаевич,
Сережкина Екатерина Васильевна,
Соколова Кира Владимировна,
Степанова Ксения Владимировна,
Тихонова Ирина Алексеевна,
Янчева Анастасия Вадимовна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
108
Программа дисциплины
Аннотация
Курс обеспечивает студентов навыками обработки количественных данных в SPSS, проведения глубинных интервью и фокус-групп, анализа качественных данных с помощью Atlas.ti, а также проведения контент-анализа.
Цель освоения дисциплины
- формирование у студентов второго курса направления «Реклама и связи с общественностью» теоретических знаний, умений и навыков, связанных с проведением научных исследований
Планируемые результаты обучения
- Называет основные принципы реализации регрессионного, факторного, кластерного анализа, проводит анализ с помощью кнопочного интерфейса SPSS.
- Объясняет архитектуру и типовые задачи ПО для качественного анализа текстовых данных. Производит инсталляцию ПО.
- Производит обоснованный выбор метода с учетом исследовательских парадигм в науке о коммуникациях (по Р. Крейгу). Применяет полученные теоретические знания в групповом исследовательском проекте. Разрабатывает концептуальную модель исследования. Аргументирует выбор типа контент-анализа в зависимости от исследовательских задач. Разрабатывает основные этапы контент-анализа.
- Различает типы шкал, а также создает макет анкеты, выгружает анкету с данными в формат MS Excel и затем экспортирует их в формат SPSS. Применяет к разным типам шкал релевантные методы описательной статистики. Правильно применяет к разным типам шкал релевантные методы парной связи и интерпретирует результаты.
- Реализовывает качественные исследования с помощью метода фокус-группы и интервью.
- Объясняет исследовательские задачи, которые можно решить методом контент-анализа, и отличие этого метода от других; может обосновать выбор метода с учетом исследовательских парадигм в науке о коммуникациях (по Р. Крейгу)
- Перечисляет основные теоретические подходы к контент-анализу, знает исторические основы методологии контент-анализа, различает количественный и качественный контент-анализ
- Разрабатывает концептуальную модель исследования с использованием контент-анализа
- Проводит сбор данных и выделяет категории анализа
- Интерпретирует данные, полученные в результате применения контент-анализа
- Аргументирует выбор качественного дизайна исследования и конкретных качественных методов; выбор проективной методики и интегрирует её в гайд На основе литературы и дизайна исследования создаёт инструменты для проведения качественного исследования (скринер, гайд интервью/сценарий фокус-группы)
- Называет и демонстрирует корректное и уместно использование техник проведения глубинного интервью и модерации фокус-групп Описывает и корректно использует тематический анализ (как дедуктивное, так и индуктивные кодирование) и на его основе интерпретирует качественные данные
Содержание учебной дисциплины
- SPSS: начальный уровень
- SPSS: продвинутый уровень
- Качественные методы: интервью, фокус-группа
- Работа в Atlas TI: автоматизированный анализ качественных данных
- Контент-анализ
Элементы контроля
- Контрольная работа 1 (1-2 модуль)представляет собой контрольную работу по темам описательные статистики, меры средней тенденции, меры разброса
- Контрольная работа 2 (1-2 модуль)представляет собой контрольную работу по темам парные коэффициенты связи и сравнение средних
- Контрольная работа 3 (1-2 модуль)представляет собой контрольную работу по темам регрессионный, факторный и кластерный анализы
- Аудиторная работа (1-2 модуль)Активнось на занятиях в первом модуле
- Индивидуальный проект в Atlas.ti
- Устный опрос (3 модуль)
- Домашнее задание (3 модуль)представляет собой среднее арифметическое оценок за следующие групповые работы: бриф, гайд, скринер.
- Индивидуальная работа (3 модуль)представляет собой проведение глубинного интервью или фокус-группы и транскрибирование аудиозаписи. Данная работа выполняется каждым студентом индивидуально.
- Защита проекта (3 модуль)представляет собой устную защиту результатов группового качественного исследования, предоставление сопровождающего пакета документов и защиту доклада (1 на группу). Темы докладов: 1) Нарративное интервью 2) Биографические методы исследования 3) Групповая дискуссия vs Фокус группа 4) Ментальная карта как метод проективной методики 5) Биографическая прогулка как качественный метод исследования 6) Дневниковый метод исследования 7) Триангуляция методов 8) Типы плохих модераторов (интерактивный доклад с демонстрацией) 9) Типы плохих информантов/участников фокус-группы (интерактивный доклад с демонстрацией)
- Активность (3 модуль)Участие в квизах, тестах, викторинах, в рамках семинаров
- Групповой проект (4 модуль)Краткая программа исследования (проблема исследования, цель, задачи, гипотезы и пр.). Методология, обоснование выборки. Разработка кодировочного листа, кодировка данных. Анализ и аналитическая интерпретация полученных результатов. Выводы и рекомендации. Возможные штрафы: 1) отсутствие индивидуальной кодировки единиц анализа – штраф 2 балла от оценки за командный проект; 2) отсутствие участника группы без уважительной причины (нет справки в учебном офисе) на групповой презентации (при этом его персональная часть есть в таблице) – штраф 1 балл от оценки за командный проект.
- Аудиторная работа (4 модуль)участие в обсуждениях, квизах, играх, дебатах и других форматах активностей, проводимых на семинарских занятиях; ведение заметок по прочитанным статьям
- Индивидуальная кодировка (4 модуль)индивидуальное кодирование единиц анализа группового проекта
- Программа исследования (4 модуль)составление программы исследования для группового проекта
- Контрольная работа (4 модуль)контрольная работа с вопросами по теме количественного контент-анализа
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.25 * Аудиторная работа (1-2 модуль) + 0.25 * Контрольная работа 1 (1-2 модуль) + 0.25 * Контрольная работа 2 (1-2 модуль) + 0.25 * Контрольная работа 3 (1-2 модуль)
- 2025/2026 4th moduleОценка за 4 модуль включает в себя: 1) Оценку за блок 2, посвящённый качественным методам исследования * 0,5 2) Оценку за 3 блок, посвящённый Atlas.ti * 0,2 3) Оценку за 4 блок, посвящённый контент-анализу * 0,3
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Белановский, С. А. Глубокое интервью и фокус-группы : учеб.-метод. пособие / С.А. Белановский. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 377 с. - ISBN 978-5-16-108036-8. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044404
Рекомендуемая дополнительная литература
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
- Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 200 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-004240-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/257371