Магистратура
2025/2026





Проектно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Педагогическое образование)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
84
Программа дисциплины
Аннотация
Данная дисциплина включает в себя несколько разделов, которые позволяют сформировать у студентов исследовательскую компетенцию. Первый раздел посвящен написанию научного аппарата исследования, что позволяет студентам определиться с темой и осознать, что входит в научный аппарат и какие требования предъявляются к каждому его компоненту. Отдельным разделом является выделение научной и практической проблемы, в ходе изучения которого студенты научатся смотреть на организованный ими образовательный процесс, как на объект исследования, выделяя факторы, связанные с достижением заявленных образовательных результатов и думая, как можно оказать на них влияние. Следующий раздел ПИСа будет посвящен анализу литературных источников и формированию умения подбирать теоретическую рамку исследования, в ходе его изучения студенты научатся использовать результаты исследований, опубликованных в научных статьях. Также большое внимание будет уделено качественным и количественным методам сбора и обработки данных. В процессе изучения методов студенты смогут применить их не только для проведения своего исследования, но и для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются в процессе работы.
Цель освоения дисциплины
- Развить у студентов исследовательское мышление, включающее в себя разработку научного аппарата исследования, работу с литературными источниками, количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемыми в исследованиях в области образования и оформлением результатов с акцентом на прикладных исследованиях и разработках.
Планируемые результаты обучения
- Применяет методики сбора качественных или количественных эмпирических данных, проводит анализ этих данных и интерпретирует результаты
- Обосновывает актуальность проводимого исследования.
- Выделяет научную проблему исследования и/или обосновывает практическую значимость.
- Подбирает теоретическую рамку работы, на основании анализа литературы, включая ключевые научные теории
- Работает с приложениями для чтения и структурирования научной информации
- Использует в своей работе аналитические инструменты международных наукометрических баз данных
- Осуществляет поиск и обработку научной информации (на открытых научных платформах, в открытых библиотечных каталогах и др.)
- Подбирает дизайн исследования или апробации практической разработки релевантный цели и задачам
- Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
- Различает основные типы исследовательских дизайнов. Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
- Выбирает тему исследования в соответствии со своими интересами и научной повесткой исследования или наличием дефицита в практических разработках
- Проводит сбор данных в соответствии с выбранным методом сбора качественных и/или количественных эмпирических данных
- Проводит анализ данных и интерпретирует результаты с использованием методов анализа данных
- Представляет программу и инструментарий исследования согласно требованиям ВКР
- Формулирует исследовательский вопрос и гипотезу исследования
- Формулирует цель исследования и вытекающие из нее задачи
- Готовит текст ВКР в соответствии с требованиями
- Создает академическую презентацию и готовит доклад для защиты ВКР
Содержание учебной дисциплины
- Структура дисциплины. Зачем педагогу исследовательское мышление. Виды исследований в образовании: фундаментальные, прикладные, разработки
- Исследовательские проблемы в педагогике и психологии
- Актуальность и научная или практическая проблема исследования или разработки
- Выбор теоретической рамки исследования
- Дизайны исследований
- Цифровые ключи к профилю ученого: цели создания и скрытые возможности
- Библиметрические показатели: аналитические возможности
- Содержание и функциональные возможности международных наукометрических баз
- Содержание и функциональные возможности открытых библиотечных каталогов
- Скрытые возможности привычных программ для ученого
- Особенности научной деятельности в современную эпоху: до и после искусственного интеллекта
- Планирование научного исследования: от исследовательского вопроса до презентации результатов
- Сбор данных в качественном исследовании (глубинные интервью, фокус-группы)
- Метод наблюдения в качественном социологическом исследовании
- Lesson study: планирование, наблюдение и анализ урока
- Исследование действием (Action research)
- Анализ качественных эмпирических данных и представление результатов исследования
- Основы количественного исследования и подготовка к измерению
- Измерение и инструменты сбора количественных данных
- Описательная статистика и визуализация
- Сравнение средних. Проверка гипотез
- Анализ связей
- Принципы создания академического текста
- Основная часть диссертации
- Академическое письмо: правила написания текста
- Презентация ВКР: письменная и устная форма
Элементы контроля
- Идея статьи
- Рецензия на статью
- Интерпретация и презентация
- Активность на занятиях
- Домашнее задание часть 1
- Домашнее задание часть 2
- Защита исследовательского проекта
- Аналитический мини-отчет
- Проверка статистических гипотез
- ДЗ Качественные методы
- Анализ учебных материалов
- Дизайн и программа исследования / УМР
- Презентация ВКР
- Предзащита ВКР
- Защита research proposal
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 2nd module0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Идея статьи + 0.4 * Интерпретация и презентация + 0.2 * Рецензия на статью
- 2025/2026 3rd module0.25 * Домашнее задание часть 1 + 0.25 * Домашнее задание часть 2 + 0.5 * Защита research proposal
- 2025/2026 4th module0.4 * Аналитический мини-отчет + 0.6 * Защита исследовательского проекта
- 2026/2027 2nd module0.3 * Анализ учебных материалов + 0.35 * ДЗ Качественные методы + 0.35 * Проверка статистических гипотез
- 2026/2027 3rd module0.2 * Дизайн и программа исследования / УМР + 0.5 * Предзащита ВКР + 0.3 * Презентация ВКР
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Action research : improving schools and empowering educators, Mertler, C. A., 2020
- Action research methods : plain and simple, , 2012
- All you need to know about action research, McNiff, J., 2006
- Effective action research : developing reflective thinking and practice, Costello, P. J. M., 2011
- Elementary statistics : a step by step approach, Bluman, A. G., 1995
- Handbook of action research : participative inquiry and practice, , 2002
- Lesson study : using classroom inquiry to improve teaching and learning in higher education, Cerbin, B., 2011
- Академическое письмо. От исследования к тексту : учебник и практикум для академического бакалавриата, Кувшинская, Ю.М., 2019
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009
- Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
- Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для вузов, Загвязинский, В. И., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Action research for educational change, Elliott, J., 2001
- Анализ данных : учебник для академического бакалавриата, , 2018
- Анализ социологических данных : Хрестоматия по курсу: Ридер, Крыштановский А. О., 1998
- Исследование: шестнадцать уроков для начинающих авторов, Бут, У. К., 2004
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований : учебник для вузов, Загвязинский, В. И., 2015
- Методы социологического исследования : Учеб. пособие, Девятко, И. Ф., 2009
- Основы научных исследований : учеб. пособие, Герасимов, Б. И., 2009