Магистратура
2025/2026





Проектно-исследовательский семинар
Статус:
Курс обязательный (Педагогический дизайн: теория и практика обучения)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Программа дисциплины
Аннотация
Цель проектно-исследовательского семинара заключается в том, чтобы помочь учащимся сформулировать и обосновать свою проектную идею, связанную с разработкой образовательного продукта, а также подготовить ее к представлению перед комиссией, в состав которой входят практики и инвесторы, готовые рассмотреть возможность коммерциализации представленного продукта. Семинар структурирован на пять основных разделов. Первый раздел посвящен описанию актуальности проектной идеи, где студенты учатся анализировать существующие потребности целевой аудитории и проблемы в сфере педагогического дизайна, что позволяет обосновать значимость их исследования. На этом этапе также студенты учатся формулировать цели и задачи проекта, определять, как теоретические аспекты, так и практические условия, которые необходимо учитывать в процессе создания решения, а также выбирать соответствующие методы доказательства эффективности разработки. В рамках второго раздела студенты изучают как качественные, так и количественные методы исследования, которые помогут при анализе целевой аудитории и специализированных рынков, а также существующих решений и доказательстве эффективности созданной разработки. Основное внимание уделяется как процессу сбора данных, так и их анализу, что является критически важным для поддержки предложенных гипотез и выводов. Наконец, третий раздел семинара посвящен подготовке работы к защите. Студенты готовят презентацию своих проектов, оттачивают навыки публичного выступления и учатся отвечать на вопросы комиссии. По итогам работы на проектно-исследовательском семинаре студенты смогут сделать разработки образовательных продуктов с доказанным качеством, готовые к коммерциализации, соответствующие требованиям теоретической, так и практической стороне педагогического дизайна и ожиданиям целевой аудитории.
Цель освоения дисциплины
- Развить у студентов проектное мышление, включающее в себя процесс выбора образовательного продукта, его теоретического обоснования, теоретической и практической значимости, работу с литературными источниками, создание презентации pitch-deck, разработки прототипа образовательного продукта, а также работу с количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемыми в исследованиях в области образования и оформлением результатов с акцентом на фундаментальные исследования и прикладные исследования
Планируемые результаты обучения
- Осуществляет поиск и обработку научной информации (на открытых научных платформах, в открытых библиотечных каталогах и др.)
- Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
- Проводит анализ данных и интерпретирует результаты
- Проводит сбор данных в соответствии с выбранным методом сбора качественных и/или количественных эмпирических данных
- Перечисляет виды образовательных продуктов
- Описывает образовательный продукт в виде карточки
- Описывает теоретическое основание образовательного продукта, актуальность (теоретическую и практическую значимость образовательного продукта)
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Образовательный продукт (ОП): определение и специфика
- Тема 2. Разработка идеи ОП
- Тема 3. Развития ОП: исторический контекст
- Тема 4. Обзор современных практик создания ОП
- Тема 5. История ОП для детей
- Тема 6. Ораторское мастерство и искусство презентации
- Тема 7. Введение в качественные исследования для разработки образовательных продуктов
- Тема 8. Глубинные интервью: теория и практика
- Тема 9. Фокус-группы в образовании и маркетинге
- Тема 10. Основы количественного исследования и подготовка к измерению
- Тема 11. Описательная статистика и визуализация
- 2 курс. Тема 1. Прикладные глубинные интервью для решения задач продуктовой разработки
- 2 курс. Тема 2. Метод наблюдения: от теории к практике
- 2 курс. Тема 3. Анализ и интерпретация качественных данных
- 2 курс. Тема 5. Анализ связей
- 2 курс. Тема 6. Подготовка портфолио
- 2 курс. Тема 7. Подготовка к публичной защите ВКР как образовательного продукта
- 2 курс. Тема 4. Сравнение средних и проверка гипотез
Элементы контроля
- Практические заданияВсего запланировано работ: 5 во 2-м модуле + 4 в 3-м модуле = 9
- Домашнее заданиеЭкзамен проводится в форме записи короткого (до 5 минут) видеоролика с представлением идеи и дизайна образовательного продукта. Оцениваются форма презентации, структура и содержательность выступления, раскрытие сутевых характеристик образовательного продукта.
- Аналитический мини-отчетИспользуя небольшой готовый датасет (например, PISA, TIMSS, TALIS или предоставленный преподавателем), выбрать одну аналитическую «историю» и описать её. История должна строиться вокруг 3–4 переменных, связанных между собой общей темой. Примеры историй: Учебная нагрузка школьников (часы домашнего задания, дополнительные занятия, сон). Отношение к школе (нравится ли школа, уровень тревожности, самооценка успеваемости). Использование цифровых технологий (учёба, развлечения, доступ к интернету). Этапы работы: Определить выбранные переменные и их шкалы (номинальная, порядковая, интервальная, отношений). Рассчитать описательные статистики: для количественных переменных — среднее, медиану, моду, стандартное отклонение; для категориальных переменных — распределение частот и процентов. Построить 2–3 графика (гистограммы, столбчатые диаграммы, диаграммы размаха). Написать текст (около 1 страницы), который описывает полученные результаты в связной форме: что показывает распределение? Где наблюдается наибольший разброс? Какие группы выделяются в данных? Как это можно интерпретировать в образовательном контексте?
- Мини-исследование методом интервьюСформулировать исследовательский вопрос (ИВ). Он может касаться любого аспекта, связанного с разработкой вашего образовательного продукта: рынка, целевой аудитории, стейкхолдеров. Составить гайд для интервью и провести не менее двух глубинных интервью. Проанализировать полученные данные и сделать краткие выводы. Провести рефлексию.
- ЭК 1На основе вторичных или собственных данных (интервью, наблюдений) необходимо проанализировать один аспект, связанный с разработкой образовательного продукта, и представить результаты в виде аналитической записки. Примеры фокуса анализа: конкурентная среда, целевая аудитория, стейкхолдеры.
- ЭК 2 Проверка статистических гипотезИспользуя предложенный или самостоятельно собранный набор данных, поставить, а затем проверить гипотезу о равенстве средних, а также гипотезу о связи между переменными. Проинтерпретировать результаты, оформить отчет о проделанном анализе с рефлексией.
- ЭК 3 Предзащита ВКРПодготовьте портфолио образовательного продукта, отражающие элементы: road-map проекта, теоретическое обоснование, исследование для создания образовательного продукта, концепция образовательного продукта
- ЭК 4 Презентация ВКРПодготовьте презентацию, отражающую все элементы портфолио
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 4th module0.25 * Аналитический мини-отчет + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Мини-исследование методом интервью + 0.25 * Практические задания
- 2026/2027 3rd module0.25 * ЭК 1 + 0.25 * ЭК 2 Проверка статистических гипотез + 0.3 * ЭК 3 Предзащита ВКР + 0.2 * ЭК 4 Презентация ВКР
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Исследование по сравнительному образованию. Подходы и методы / пер. с англ. М. Л. Ваховского, И. В. Разнатовского ; под науч. ред. Л. Ц. Ваховского ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. - 978-5-7598-1422-1 - Брэй М., Адамсон Б., Мейсон М., ред. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382658 - 382658 - iBOOKS
- Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании. От Конфуция до Дьюи / пер. с англ. Н. Мироновой ; под ред. М. Добряковой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. — (Библиотека журнала «Вопросы образования»). - 978-5-7598-1415-3 - Палмер Джой А., ред. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382655 - 382655 - iBOOKS
- Пятьдесят современных мыслителей об образовании. От Пиаже до наших дней / пер. с англ. С. Деникиной ; под ред. М. Добряковой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. — (Библиотека журнала «Вопросы образования») - 978-5-7598-1416-0 - Палмер Джой А., ред. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382656 - 382656 - iBOOKS
Рекомендуемая дополнительная литература
- Вопросы образования. N.3, , 2023