• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2025/2026

Проектно-исследовательский семинар

Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Цель проектно-исследовательского семинара заключается в том, чтобы помочь учащимся сформулировать и обосновать свою проектную идею, связанную с разработкой образовательного продукта, а также подготовить ее к представлению перед комиссией, в состав которой входят практики и инвесторы, готовые рассмотреть возможность коммерциализации представленного продукта. Семинар структурирован на пять основных разделов. Первый раздел посвящен описанию актуальности проектной идеи, где студенты учатся анализировать существующие потребности целевой аудитории и проблемы в сфере педагогического дизайна, что позволяет обосновать значимость их исследования. На этом этапе также студенты учатся формулировать цели и задачи проекта, определять, как теоретические аспекты, так и практические условия, которые необходимо учитывать в процессе создания решения, а также выбирать соответствующие методы доказательства эффективности разработки. В рамках второго раздела студенты изучают как качественные, так и количественные методы исследования, которые помогут при анализе целевой аудитории и специализированных рынков, а также существующих решений и доказательстве эффективности созданной разработки. Основное внимание уделяется как процессу сбора данных, так и их анализу, что является критически важным для поддержки предложенных гипотез и выводов. Наконец, третий раздел семинара посвящен подготовке работы к защите. Студенты готовят презентацию своих проектов, оттачивают навыки публичного выступления и учатся отвечать на вопросы комиссии. По итогам работы на проектно-исследовательском семинаре студенты смогут сделать разработки образовательных продуктов с доказанным качеством, готовые к коммерциализации, соответствующие требованиям теоретической, так и практической стороне педагогического дизайна и ожиданиям целевой аудитории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить у студентов проектное мышление, включающее в себя процесс выбора образовательного продукта, его теоретического обоснования, теоретической и практической значимости, работу с литературными источниками, создание презентации pitch-deck, разработки прототипа образовательного продукта, а также работу с количественными и качественными методами сбора и обработки данных, используемыми в исследованиях в области образования и оформлением результатов с акцентом на фундаментальные исследования и прикладные исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Осуществляет поиск и обработку научной информации (на открытых научных платформах, в открытых библиотечных каталогах и др.)
  • Знает особенности методик сбора качественных и количественных методов эмпирических данных, выбирает среди них подходящую под конкретную исследовательскую задачу, применяет их для сбора данных
  • Проводит анализ данных и интерпретирует результаты
  • Проводит сбор данных в соответствии с выбранным методом сбора качественных и/или количественных эмпирических данных
  • Перечисляет виды образовательных продуктов
  • Описывает образовательный продукт в виде карточки
  • Описывает теоретическое основание образовательного продукта, актуальность (теоретическую и практическую значимость образовательного продукта)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Образовательный продукт (ОП): определение и специфика
  • Тема 2. Разработка идеи ОП
  • Тема 3. Развития ОП: исторический контекст
  • Тема 4. Обзор современных практик создания ОП
  • Тема 5. История ОП для детей
  • Тема 6. Ораторское мастерство и искусство презентации
  • Тема 7. Введение в качественные исследования для разработки образовательных продуктов
  • Тема 8. Глубинные интервью: теория и практика
  • Тема 9. Фокус-группы в образовании и маркетинге
  • Тема 10. Основы количественного исследования и подготовка к измерению
  • Тема 11. Описательная статистика и визуализация
  • 2 курс. Тема 1. Прикладные глубинные интервью для решения задач продуктовой разработки
  • 2 курс. Тема 2. Метод наблюдения: от теории к практике
  • 2 курс. Тема 3. Анализ и интерпретация качественных данных
  • 2 курс. Тема 5. Анализ связей
  • 2 курс. Тема 6. Подготовка портфолио
  • 2 курс. Тема 7. Подготовка к публичной защите ВКР как образовательного продукта
  • 2 курс. Тема 4. Сравнение средних и проверка гипотез
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Практические задания
    Всего запланировано работ: 5 во 2-м модуле + 4 в 3-м модуле = 9
  • неблокирующий Домашнее задание
    Экзамен проводится в форме записи короткого (до 5 минут) видеоролика с представлением идеи и дизайна образовательного продукта. Оцениваются форма презентации, структура и содержательность выступления, раскрытие сутевых характеристик образовательного продукта.
  • неблокирующий Аналитический мини-отчет
    Используя небольшой готовый датасет (например, PISA, TIMSS, TALIS или предоставленный преподавателем), выбрать одну аналитическую «историю» и описать её. История должна строиться вокруг 3–4 переменных, связанных между собой общей темой. Примеры историй: Учебная нагрузка школьников (часы домашнего задания, дополнительные занятия, сон). Отношение к школе (нравится ли школа, уровень тревожности, самооценка успеваемости). Использование цифровых технологий (учёба, развлечения, доступ к интернету). Этапы работы: Определить выбранные переменные и их шкалы (номинальная, порядковая, интервальная, отношений). Рассчитать описательные статистики: для количественных переменных — среднее, медиану, моду, стандартное отклонение; для категориальных переменных — распределение частот и процентов. Построить 2–3 графика (гистограммы, столбчатые диаграммы, диаграммы размаха). Написать текст (около 1 страницы), который описывает полученные результаты в связной форме: что показывает распределение? Где наблюдается наибольший разброс? Какие группы выделяются в данных? Как это можно интерпретировать в образовательном контексте?
  • неблокирующий Мини-исследование методом интервью
    Сформулировать исследовательский вопрос (ИВ). Он может касаться любого аспекта, связанного с разработкой вашего образовательного продукта: рынка, целевой аудитории, стейкхолдеров. Составить гайд для интервью и провести не менее двух глубинных интервью. Проанализировать полученные данные и сделать краткие выводы. Провести рефлексию.
  • неблокирующий ЭК 1
    На основе вторичных или собственных данных (интервью, наблюдений) необходимо проанализировать один аспект, связанный с разработкой образовательного продукта, и представить результаты в виде аналитической записки. Примеры фокуса анализа: конкурентная среда, целевая аудитория, стейкхолдеры.
  • неблокирующий ЭК 2 Проверка статистических гипотез
    Используя предложенный или самостоятельно собранный набор данных, поставить, а затем проверить гипотезу о равенстве средних, а также гипотезу о связи между переменными. Проинтерпретировать результаты, оформить отчет о проделанном анализе с рефлексией.
  • неблокирующий ЭК 3 Предзащита ВКР
    Подготовьте портфолио образовательного продукта, отражающие элементы: road-map проекта, теоретическое обоснование, исследование для создания образовательного продукта, концепция образовательного продукта
  • неблокирующий ЭК 4 Презентация ВКР
    Подготовьте презентацию, отражающую все элементы портфолио
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2025/2026 4th module
    0.25 * Аналитический мини-отчет + 0.25 * Домашнее задание + 0.25 * Мини-исследование методом интервью + 0.25 * Практические задания
  • 2026/2027 3rd module
    0.25 * ЭК 1 + 0.25 * ЭК 2 Проверка статистических гипотез + 0.3 * ЭК 3 Предзащита ВКР + 0.2 * ЭК 4 Презентация ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Исследование по сравнительному образованию. Подходы и методы / пер. с англ. М. Л. Ваховского, И. В. Разнатовского ; под науч. ред. Л. Ц. Ваховского ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. - 978-5-7598-1422-1 - Брэй М., Адамсон Б., Мейсон М., ред. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382658 - 382658 - iBOOKS
  • Пятьдесят крупнейших мыслителей об образовании. От Конфуция до Дьюи / пер. с англ. Н. Мироновой ; под ред. М. Добряковой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. — (Библиотека журнала «Вопросы образования»). - 978-5-7598-1415-3 - Палмер Джой А., ред. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382655 - 382655 - iBOOKS
  • Пятьдесят современных мыслителей об образовании. От Пиаже до наших дней / пер. с англ. С. Деникиной ; под ред. М. Добряковой ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — 3-е изд., эл. — (Библиотека журнала «Вопросы образования») - 978-5-7598-1416-0 - Палмер Джой А., ред. - 2020 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/382656 - 382656 - iBOOKS

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Вопросы образования. N.3, , 2023

Авторы

  • Зеленова Ольга Игоревна
  • Филонович Сергей Ростиславович
  • Юрченко Олеся Викторовна
  • Бойцов Максим Сергеевич
  • Агаджанян Ангелина Геннадьевна