Бакалавриат
2025/2026





Основы проектирования в образовании
Статус:
Курс обязательный (Физика)
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
3-й курс, 3 модуль
Онлайн-часы:
20
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели:
Пушкарева Екатерина Андреевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
40
Программа дисциплины
Аннотация
Педагогический дизайн (Instructional design) — относительно новое понятие в современной системе образования. В его основу положено использование знаний об эффективной работе, выстраивании учебного процесса от планируемых образовательных результатов, различных типов учебных задач и др. Курс направлен на обучение студентов эффективным методам и способам конструирования программ учебных предметов/курсов, сценариев учебных занятий. В рамках курса обучающиеся научатся проектировать образовательные результаты, содержание учебных программ, обеспечивать обратную связь и подбирать необходимые стратегии преподавания.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса - обучение студентов основам педагогического дизайна для использования в профессиональной деятельности. Практические навыки: 1. Классифицировать образовательные модели по типам: от образовательных результатов, от аутентичных проблем. Сравнивать модели между собой по способам достижения планируемых образовательных результатов. 2. Разрабатывать образовательные продукты с помощью моделей: understanding by design, 4/с id model и др. Объяснять внутреннюю согласованность компонентов образовательного продукта с учетом особенностей той или иной модели. 3. Использовать инструменты для развития мотивации у обучающихся. 4. Объяснять и различать методы сбора и анализа обратной связи о спроектированных образовательных продуктах, аргументировать выбор того или иного метода.
Планируемые результаты обучения
- иметь представление о направлениях исследовательской повестки в области педагогического дизайна
- использовать модель мотивации к обучению Джона Келлера — ARCS-V и модель самонаправленного обучения Джеральда Гроу
- понимать принцип конструктивной согласованности в педагогическом дизайне
- иметь представление о разработке образовательного продукта по модели ADDIE
- знать и использовать этапы модели UbD для разработки продукта
- разрабатывать образовательный продукт по модели 4С/ID с использованием четырех компонентов
- использовать техники для предоставления обратной связи
Содержание учебной дисциплины
- Представление концепции курса. Новые вызовы системе образования.
- Высокая мода педагогического дизайна: понятие и исследовательская повестка
- Мотивационный дизайн
- Модель ADDIE: «классика жанра» и возможности её использования
- Модель Understanding by design: проектирование от образовательных результатов
- 4C/ID model: проектирование от аутентичных проблем_1
- 4C/ID model: проектирование от аутентичных проблем
- Обратная связь в учебном процессе
Элементы контроля
- АннотацияПодготовить и представить аннотацию образовательного продукта. Аннотация – это источник информации о будущем образовательном продукте. Аннотация представляется на практическом занятии. Объем аннотации: 170 – 200 слов. Состав группы: до 3х студентов
- Промо образовательного продуктаНеобходимо подготовить промо образовательного продукта и представить его на занятии в виде презентации по предложенным критериям, с опорой на теоретический материал, представленный в курсе. Для создание презентации можно воспользоваться шаблоном (см. шаблон).
- Эвристическая оценкаНеобходимо дать полную развернутую обратную связь своим коллегам по предложенным критериям, с опорой на теоретические материалы курса
- Итоговый проектРазработайте и презентуйте дизайн своего курса (в группе до 3-х человек). Курс должен быть разработан по одной из моделей педагогического дизайна (необходимо обосновать выбор), включать в себя тематические блоки, задания, критерии оценки, тезисное описание теоретической части, продумать сбор обратной связи. За дополнительные баллы необходимо пройти тесты по материалам лекций.
Промежуточная аттестация
- 2025/2026 3rd module0.2 * Аннотация + 0.4 * Итоговый проект + 0.2 * Промо образовательного продукта + 0.2 * Эвристическая оценка
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Gray, C. M., Parsons, P., Toombs, A. L., Rasche, N., & Vorvoreanu, M. (2020). Designing an Aesthetic Learner Experience: UX, Instructional Design, and Design Pedagogy. International Journal of Designs for Learning, 11(1), 41–58.
- Merrill, M. D. (2015). A Pebble-in-the-Pond Model For Instructional Design. Performance Improvement, 54(1), 42–48. https://doi.org/10.1002/pfi.21454
- Массовое высшее образование : триумф БРИК?, , 2014
- Массовое высшее образование : триумф БРИК?, Карной, М., 2014
- Томас, Г. Образование: Очень краткое введение / Г. Томас , перевод с английского А. А. Архиповой. — Москва : Высшая школа экономики, 2016. — 176 с. — ISBN 978-5-7598-1323-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/100155 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Образование: Очень краткое введение - 978-5-7598-1323-1 - Томас Г. - 2016 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/353006 - 353006 - iBOOKS