• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2019/2020

Теория и методика преподавания русского как иностранного

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Теория и методика преподавания русского как иностранного» рассказывает о различных подходах к преподаванию русского языка и основах межкультурной коммуникации, а также как применять эти знания на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Теория и методика преподавания русского как иностранного» является овладение студентами основными концепциями в области лингводидактики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимают общую проблематику лингводидактики. Разбираются в особенностях различных подходов к изучению иностранного языка.
  • Владеют основными понятиями современной методики преподавания ин. языка.
  • Владеют основными практиками преподавания грамматики ин. языка.
  • Владеют основными практиками преподавания говорения.
  • Владеют основными практиками преподавания аудирования.
  • Владеют основными практиками преподавания чтения на ин. языке.
  • Владеют основными практиками преподавания письма на ин. языке.
  • Владеют основными понятиями педагогики.
  • Владеют навыками планирования урока иностранного языка.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков.
    Основные понятия лингводидактики. Подходы к обучению иностранному языку: структурный, функциональный, коммуникативный/ интерактивный. Методы: основные понятия (цель изучения, использование родного языка, соотношение «учитель-ученик», контроль). Приемы: стратегии изучения/ освоения, стратегии обучения. Типы и последовательность заданий. Системы упражнений.
  • Тема 2. Коммуникативный подход к преподаванию.
    Основные требования к современной методике. Мифы о коммуникативном подходе. Принципы и приемы коммуникативного подхода. Компоненты занятия иностранного языка. Компетенции. CLIL (Content and Language Integrated Learning). Task-based learning. Изучение платформы для создания тренажеров (занятие проводится в компьютерном кабинете).
  • Тема 3. Обучение грамматике.
    Подходы к обучению грамматике. Специфика обучения грамматике русского как иностранного. Варианты порядка введения грамматических тем. Учебники и технологические ресурсы. Игры в обучении грамматике. Исправление ошибок. Контроль. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами электронным и коммуникативным заданиям по грамматике.
  • Тема 4. Обучение говорению и произношению.
    Виды речевой деятельности: специфика обучения. Устные виды деятельности: говорение и аудирование. Письменные виды речевой деятельности: чтение и письмо. Продуктивные виды речевой деятельности: говорение и письмо. Рецептивные виды речевой деятельности: чтение и аудирование. Говорение vs. общение. Коммуникативные приемы работы над говорением и произношением. Способы постановки произношения. - Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на говорение и отработку произношения.
  • Тема 5. Обучение навыкам аудирования.
    Методы работы с аудио/видео-материалом. Развитие навыков аудирования и говорения. - Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на аудирование.
  • Тема 6. Обучение навыкам чтения и лексике.
    Виды чтения. Стратегии понимания текста. Этапы и методы работы с текстом для развития навыков чтения. Технические аспекты чтения: приемы обучения алфавиту. Обучение лексике. - Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на чтение и лексику.
  • Тема 7. Обучение письменным навыкам.
    Письменная речь vs. устная: физические и структурные отличия. Подходы к обучению письму, ориентированные на конечный результат. Подходы к обучению письму, ориентированные на процесс написания текста. Этапы написания текста. Трудности. Коммуникативный подход к развитию навыков письма. Технические навыки: трудности обучения графике. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям по письму.
  • Тема 8. Психологические основы обучения.
    Основы педагогики. Этапы усвоения знания. Таксономия Блума. Мотивация. Память. Внимание. Индивидуальные особенности личности. Learning styles. Мастер класс приглашенного преподавателя.
  • Тема 9. Планирование урока. Подведение итогов курса.
    Принципы планирования урока. Определение целей и задач. Обсуждение планов самостоятельного урока
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашние задания
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * аудиторная работа + 0.2 * домашние задания + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного, Акишина А. А., Каган О. Е., 2012