• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Введение в образовательное право

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Доказательная образовательная политика)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Доказательная образовательная политика
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе освоения данной дисциплины студенты знакомятся с организационно-правовыми основами системы образования в Российской Федерации, правовым регулированием уровней образования в Российской Федерации, правами и обязанностями участников образовательных отношений, правовым статусом органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, правовым регулирования финансирования образовательных организаций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Введение в образовательное право» является подго-товка студента к решению следующих задач в соответствии с видами профессиональной деятельности: а) правотворческая деятельность: использование знаний законодательства Российской Федерации в сфере образования, конституционного права, гражданского права и финансового права в целях совершенствования законодательства, регулирующего образовательные отношения; б) правоприменительная деятельность: обоснование и принятие решений в пределах должностных обязанностей в сфере образовательных отношений, совершение действий, связанных с реализацией норм законодательства Российской Федерации в сфере образо-вания;
  • в) правоохранительная деятельность: защита прав и законных интересов участников обра-зовательных отношений; г) экспертно-консультационная деятельность: консультирование по вопросам образова-тельного права, осуществление экспертизы соответствия управленческих решений норма-тивным правовым актам, регламентирующим образовательные отношения. е) научно-исследовательская деятельность: использование методов юридической науки при проведении исследований в сфере образования.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - Знает основные взгляды и подходы к следующим теоретическим вопросам: понятие и содержание образовательного права, характеристика образовательных отношений, право на образование как естественное и конституционное право; - Владеет навыками проведения сравнительно-правового исследования, историко-юридического исследования.
  • Знает правовое регулирование следующих вопросов: компетенция органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования, дошкольное, общее, профессиональное образование, дополнительное образование, права обучающихся, права педагогических работников.
  • Умеет применять нормативные правовые акты в сфере образования, реализовывать нормы образовательного права, а также конституционного, муниципального, гражданского, бюджетного, трудового права, права социального обеспечения в сфере образовательных отношений.
  • Знает правовое регулирование следующих вопросов: компетенция органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования, дошкольное, общее, профессиональное образование, дополнительное образование, права обучающихся, права педагогических работников; - Владеет навыками проведения экспертизы нормативных актов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.
  • Умеет толковать нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере образовательных отношений.
  • - Знает основные взгляды и подходы к следующим теоретическим вопросам: понятие и содержание образовательного права, характеристика образовательных отношений, право на образование как естественное и конституционное право.
  • Умеет проводить научные исследования в области образовательного права.
  • Умеет давать юридические заключения на нормативные акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере образовательных отношений.
  • Владеет навыками написания заключений на нормативные акты субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, локальные нормативные акты образовательных организаций; навыками проведения экспертизы нормативных актов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на предмет соответствия Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в образовательное право. Комплексный характер образовательного права. Международно-правовые и конституционно-правовые основы права на образование
    Понятие образовательного права. Конституционные, административные, гражданские, семейные, трудовые, финансовые правоотношения в образовательной деятельности. Международно-правовые и конституционно-правовые основы права на образование. Судебная практика по вопросам реализации права на образование.
  • Неравенство в образовании. Позитивная дискриминация в образовании. Образование лиц со специальными потребностями
    Доступ к разным уровням образования. Дискриминация по расовому, национальному, языковому, гендерному и имущественному признаку. Понятие позитивной дискриминации. Основания и меры позитивной дискриминации. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Образование обучающихся, проявивших выдающиеся способности в обучении. Меры поддержки образовательных организаций, функционирующих в сложном социаль-но-экономическом контексте, и отстающих обучающихся.
  • Система образования в Российской Федерации
    Правовое регулирование системы образования в Российской Федерации. Понятие, значение и задачи общего образования. Формы получения общего образования. Организация образовательного процесса. Понятие, значение и задачи среднего профессионального образования. Подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена. Прикладной бакалавриат. Понятие, значение и задачи высшего образования. Организации высшего образования. Аспирантура.
  • Государственная регламентация образовательной деятельности
    Предмет лицензирования. Лицензионные требования и условия. Перечень лицензионных требований и условий. Правовые аспекты лицензионных требо-ваний и условий. Документы, предоставляемые для получения лицензии. Деятельность лицензирующего органа. Принятие решения о предоставлении лицензии или отказе от ее предоставления. Оформление лицензии на право ведения образователь-ной деятельности. Лицензионный контроль. Предмет государственной аккредитации. Документы, предоставляемые для получения свидетельства о государственной аккредитации. Принятие решения о государственной аккредитации. Контроль (надзор) в сфере образования. Полномочия Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования. Независимая оценка качества образования.
  • Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в сфере образования
    Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. Перераспределений полномочий в сфере образования.
  • Правовой статус образовательных организаций. Автономия и подотчетность образовательных организаций. Локальные нормативные акты образовательных ор-ганизаций
    Понятие образовательной организации. Государственные, муниципальные и частные об-разовательные организации. Учредитель образовательной организации. Организационно-правовая форма. Типы учреждений. Понятие организационно-правовой формы. Казенные, бюджетные и автономные учре-ждения: различия в правовом статусе, критерии выбора типа учреждения. Структурные подразделения образовательных организаций. Филиалы и представитель-ства. Создание образовательных учреждений (организаций). Государственная регистрация. Ре-организация образовательных учреждений (организаций). Ликвидация образовательных учреждений (организаций). Особенности ликвидации образовательных организаций. Локальные акты образовательной организации. Реквизиты локального акта. Нормативные и индивидуальные локальные акты. Требования к структуре и содержанию локальных актов. Процедура издания локальных нормативных актов образовательной организации. Устав образовательной организации. Нормативные требования к структуре и содержанию уставов образовательных организаций. Внесение изменений и дополнений в устав обра-зовательной организации.
  • Управление образовательной организацией. Студенческое самоуправление в России и зарубежных странах
    Органы управления образовательной организацией. Роль учредителя в управлении обра-зовательной организацией. Советы обучающихся, советы родителей (законных представителей), общее собрание ра-ботников как органы управления образовательной организацией. Самоуправление в организациях высшего образования в НИУ ВШЭ, других университе-тах России и зарубежных стран: лучшие практики.
  • Содержание образования. Образовательные стандарты и образовательные программы
    Содержание образования. Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная образовательная программа. Образовательная программа образовательной ор-ганизации. Особенности содержания образования в образовательных программах Национального ис-следовательского университета «Высшая школа экономики» и других университетов. Стандарты юридического образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», университетов Российской Федерации и зарубежных стран.
  • Правовой статус обучающихся, в том числе студентов образовательных ор-ганизаций. Академические права студентов
    Академические и социально-экономические права обучающихся. Религиозные права в образовании, религиозная свобода, право на выбор языка образование. Решение конфликтов между участниками образовательных отношений: опыт Российской Федерации и зарубежных стран.
  • Договор об образовании. Вопросы приема, перевода и отчисления обучающихся. Государственная итоговая и промежуточная аттестация обучающихся
    Прием в образовательную организацию. Договор об образовании. Перевод в другую образовательную организацию. Отчисление из образовательной организации. Промежуточная и государственная итоговая аттестация обучающихся: особенности про-ведения на разных уровнях образования. Меры дисциплинарной ответственности, применяемые к обучающимся.
  • Правовая регламентация получения образования в различных формах. Академическая мобильность студентов. Онлайн образование
    Получение образования в образовательной организации и вне образовательной организа-ции. Академическая мобильность студентов, онлайн образование. Основания для выбора формы получения образования. Очная, очно-заочная и заочная формы получения образования. Обучение в форме семейного образования и самообразования. Сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
  • Правовой статус педагогических работников в Российской Федерации. Трудовые отношения в сфере образования
    Правовой статус педагогического работника. Совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовые права, социальные гарантии и компенсаций, ограничения, обязанности и ответственность педагогических работников. Академические права и свободы педагогических работников. Трудовые права и социальные гарантии педагогических работников. Право на сокращен-ную продолжительность рабочего времени. Право на дополнительное профессиональное образование Режим рабочего времени и времени отдыха педагогических работников. Прием педагогических работников на работу в образовательную организацию. Трудовой договор с педагогическим работником. Гражданско-правовой договор с педагогическим работником.
  • Правовые основы финансового обеспечения образовательных организаций в Российской Федерации
    Принципы финансового обеспечения образовательных организаций. Полномочия публично-правовых образований в сфере финансового обеспечения деятельности образовательных организаций. Механизм нормативно-подушевого финансирования деятельности образовательных орга-низаций. Правовые основы персонифицированного финансирования. Государственные задания. Статус образовательных организаций как автономных, бюд-жетных и казенных учреждений. Образовательные организации как участники бюджетного процесса. Осуществление образовательных организациями деятельности, приносящей доход. Усло-вия осуществления приносящей доход деятельности в казенных, бюджетных и авто-номных учреждениях. Правовые основы оказания платных образовательных услуг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Экзамен в форме публичного обсуждения решений кейсов, подготовленных студентами
    Экзамен проводится в форме публичного обсуждения решений кейсов, подготовленных студентами. Экзамен проводится на платформе ZOOM (https://zoom.us/ru-ru/meetings.html). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    1. Преподаватель оценивает домашнюю работу студентов. 2. Накопленная оценка рассчитывается по следующей формуле: О накопленная = k1 × О домашняя работа + k2 × О активность, где: О домашняя работа – оценка, полученная за решение кейсов; О активность – оценка активности работы студентов на занятиях; k1 – равен 0,7; k2 – равен 0,3. 3. Оценка за домашнюю работу рассчитывается по следующей формуле: О домашняя работа = (О кейс № 1 + О кейс № 2 + О кейс № 3) / 3 4. Итоговый контроль знаний студентов осуществляется на последнем занятии, в ходе которого проводится публичное обсуждение решений кейсов, подготовленных сту-дентами. 5. Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: О результирующая = k1 × О накопленная + k2 × О экзамен, где: О экзамен – оценка за экзамен; k1 – равен 0,4; k2 – равен 0,6.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под общ. ред. Рожкова А.И. - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 349с. - ISBN: 978-5-534-08709-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/obrazovatelnoe-pravo-433082

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Образовательное право : учебник / Д.А.Пашенцев. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 180 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24327. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1010781