• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2019/2020

Управление персоналом в образовательных организациях

Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина "Управление персоналом в образовательных организациях" охватывает важнейшие аспекты управления сотрудниками в образовательных организациях: построение HR-системы, разработка требований к должности, привлечение новых сотрудников, стимулирование труда, профессиональное обучение и развитие персонала. Данный курс выходит за рамки традиционного рассмотрения функций системы управления человеческими ресурсами организации, акцентируя внимание именно на специфических вопросах, проблемах, современных подходах и технологиях управления персоналом образовательных организаций. Имеет практикоориентированную, прикладную направленность. Особый акцент в ходе освоения дисциплины делается на активной роли студентов в процессе обучения – поиске информации, проектировании практических рекомендаций и участии в групповых видах активности, в ходе которых студентам предлагаются для анализа и обсуждения различные управленческие ситуации (кейсы), возникающие в процессе управления персоналом и связанные с применением конкретных HR-технологий, а также отражающие специфику деятельности образовательных организаций, проводятся тренинги, способствующие закреплению полученных знаний и навыков на практике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины – сформировать у студентов необходимые компетенции для формулирования целей и задач, планирования деятельности и управления, выявления проблем и разработки способов их решения при построении системы управления персоналом в образовательных организациях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Иметь навыки (приобрести опыт): – проведения диагностического интервью по выявлению мотивационного профиля сотрудников образовательной организации;
  • уметь – разрабатывать процедуру отбора персонала в образовательную организацию; – разрабатывать систему стимулирования персонала образовательной организации
  • Уметь: – проектировать организационную структуру системы управления персоналом образовательной организации;
  • знать – основные принципы, методы, технологии и подходы к управлению персоналом образовательной организации, в том числе при планировании и найме, адаптации, стимулировании, развитии и оценке персонала
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Подбор персонала в образовательных организациях.
    Процедура подбора персонала. Кто в образовательных организациях отвечает за подбор персонала? Основные этапы процедуры подбора персонала. Планирование персонала. Разработка требований к должности: профессиональные стандарты педагога, должностная инструкция, модель рабочего места, профессиограмма, карта / модель компетенций, профиль должности (Job Profile). Требования к современному учителю и характеристики, востребованные на рынке труда: результаты современных российских и зарубежных исследований. Каналы и методы привлечения персонала в образовательные организации. Новые технологии в рекрутинге (электронное тестирование, чат-боты, видеоинтервью, роботы-рекрутеры). Процедура отбора персонала в образовательных организациях: основные этапы, практика, рекомендуемая процедура. Применение кейсов в процедуре отбора персонала в образовательных организациях. Принятие решения о приеме на работу. Адаптация персонала (примеры кейсов образовательных организаций).
  • Система управления персоналом образовательной организации.
    Понятие «управление человеческими ресурсами». Внешние и внутренние факторы, влияющие на формирование функции управления персоналом в современной организации. Демографические проблемы (пенсионный крест, демографическая «яма»). «Война за таланты» (War for Talent). Управление поколениями (Generation Management). Гибкие организации (Flexible / Agile Organization). HR-аналитика (работа с большими данными). Внутренний маркетинг (Internal Marketing). Управление по ценностям (Management by Values). Модель управления по ценностям С. Долана и С. Гарсиа. Факторы, влияющие на формирование функции управления персоналом в образовательной организации. Основные цели управления персоналом организации: жесткий и гибкий подходы. Система управления персоналом организации и ее основные функции (подсистемы). Организационная структура системы управления персоналом: уровни управления, кем представлены, выполняемые функции. Уровни организационной структуры системы управления персоналом образовательной организации. Примеры организационных структур образовательных организаций (в том числе систем управления персоналом). Схема функциональных взаимосвязей в системе управления персоналом образовательной организации. Диагностика системы управления персоналом организации.
  • Современные подходы к развитию персонала: возможности и проблемы их применения в образовательных организациях.
    Подходы к развитию персонала: традиционный и современный. Современные концепции развития персонала: концепция обучающейся организации (Learning Organization Concept), корпоративный университет (Corporate University), управление знаниями (Knowledge Management), управление талантами (Talent Management). Наставничество: современные формы (менторинг, супервизия, коучинг и др.). Сторителлинг. Модель непрерывного (систематического) обучения персонала. Подходы к управлению карьерой. Формирование кадрового резерва организации: понятие, основные цели. Структура кадрового резерва: стратегический резерв, оперативный резерв, резерв молодых специалистов (hi-po). Преемники и дублеры. Нетрадиционные подходы к развитию персонала: «FISH» философия, Sign spinning, «лидерство без титулов». Традиционные и современные подходы и практики развития персонала в образовательных организациях: примеры и кейсы.
  • Мотивация и стимулирование персонала в образовательных организациях.
    Понятия «трудовая мотивация» и «стимулирование». Новые подходы к мотивации и стимулированию персонала: мотивация 3.0. Типы мотивации сотрудников: типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова. «Идеальный» мотивационный профиль педагога. На что влияет знание мотивационного профиля сотрудника? Основные формы стимулирования персонала. Значимость для педагогического персонала разных форм стимулирования: практика и результаты исследований. Понятия «трудовая мотивация» и «стимулирование». Новые подходы к мотивации и стимулированию персонала: мотивация 3.0. Типы мотивации сотрудников: типологическая концепция трудовой мотивации В.И. Герчикова. «Идеальный» мотивационный профиль педагога. На что влияет знание мотивационного профиля сотрудника? Основные формы стимулирования персонала. Значимость для педагогического персонала разных форм стимулирования: практика и результаты исследований. Методы диагностики мотивационных профилей сотрудников (тестирование, диагностическое интервью). Соответствие мотивационных типов сотрудников и форм стимулирования. Элементы системы стимулирования педагогического персонала. Новая система оплаты труда работников образования. Практика и проблемы применения стимулирующих выплат.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Контрольная работа 1
  • неблокирующий Контрольная работа 2
  • неблокирующий 11111
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.4 * Контрольная работа 1 + 0.4 * Контрольная работа 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Основы управления персоналом : учебник / А.Я. Кибанов. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 440 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/4118.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мотивация и оплата труда. Современные модели и технологии : учеб. пособие / А.В. Ребров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 346 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/20622. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/993450
  • Техники успешного рекрутмента / Баскина Т.В. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 211 с.: ISBN 978-5-9614-0792-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925551