• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Религиозно-философские системы Юго-Восточной Азии

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Языки и литература Юго-Восточной Азии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: английский
Кредиты: 3
Контактные часы: 60

Course Syllabus

Abstract

Дисциплина «Религиозно-философские системы Юго-Восточной Азии», читаемая на третьем курсе студентам направления 41.03.03 «Востоковедение и африканистика» (программа «Языки и литература Юго-Восточной Азии») призвана, во-первых, дать студентам представление о сложном комплексе религиозных верований современных стран Юго-Восточной Азии, во-вторых, познакомить слушателей с историческим процессом формирования этого комплекса путем выявления ядра «автохтонных» религиозных представлений и последующего «наслаивания» заимствованных религий в древности (с начала нашей эры), в средние века и в новое время. Данная дисциплина также имеет целью дать студентам систематизированные знания об особенности религиозного мировоззрения в странах Юго-Восточной Азии, заключающейся в удивительной толерантности носителей этого мировоззрения, способных быть адептами сразу нескольких религиозных направлений. Все это вводит студентов в круг проблем, связанных с областью их будущей профессиональной деятельности, связанной с Юго-Восточной Азией, и вырабатывает у них навыки получения, анализа и обобщения той информации, которая потребуется им в процессе их профессиональной деятельности, чем бы они ни занимались. Среди основных задач курса —познакомить студентов с основными категориями источников, из которых можно почерпнуть представления о религиях верованиях в Юго-Восточной Азии, показать на конкретных примерах методику источниковедческого анализа, связанного с религиозной проблематикой, обратить внимание на трудности интерпретации источников, в которых отражаются реалии, либо давно забытые, либо модернистски интерпретируемые. В рамках образовательной программы «Языки и литература Юго-Восточной Азии» предполагается изучение не только религий стран полуострова Индокитай (Вьетнама, Таиланда, Камбоджи, Лаоса и др.), но и тех конфессий, которые в разное время существовали на территории современных Индии и Китая. Это объясняется широкомасштабным индийским и китайским влиянием в сфере религии на страны региона.
Learning Objectives

Learning Objectives

  • обеспечить знание студентами основного фактического материала по содержанию, бытованию и формированию религиозных представлений в странах Юго-Восточной Азии, а также уяснение студентами основных характеристик отдельных религий на основании анализа источников и усвоения историографии;
  • сделать так, чтобы студенты умели типологизировать цивилизационную принадлежность стран Юго-Восточной Азии на основании их принадлежности к той или иной «ведущей» религии, анализировать роль религиозных и религиозно-этических учений в функционировании общественных институтов, могли учитывать в практической и исследовательской деятельности специфику, харак¬терную для носителей соответствующих религий;
  • привить понимание у студентов многообразие религий и складывающихся на их основе цивилизаций Юго-Восточной Азии в их взаимодействии и многовариантности;
  • добиться того, чтобы студенты усвоили роль Индии и Китая в заимствовании странами Юго-Восточной Азии их религий и религиозно-этических доктрин;
  • обеспечить понимание студентами противоречивой роли христианских конфессий в приобщении стран Юго-Восточной Азии к глобализирующемуся миру;
  • воспитать у студентов навыки работы с разноплановыми источниками по истории религий и теории религиоведения;
  • выработать у студентов способность к эффективному поиску информации и критике источников;
  • ознакомить студентов с основными теоретическими концепциями, которые существуют в мировом востоковедении и исторической науке относительно воздействии религий на общество и определении этими обществами их цивилизационной принадлежности.
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Владеть методами по изучению религиозной ситуации и существующих религий региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в него, а также освоить специфику современных подходов к изучению религиозной проблематики региона Юго-Восточная Азия.
  • Знать основные религиозные конфессии как региона в целом, так и основных стран, входящих в этот регион: Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Сиама, Бирмы, Малайзии, Индонезии, Филиппин.
  • Знать основные религиозные конфессии как региона в целом, так и основных стран, входящих в этот регион: Вьетнама, Камбоджи, Лаоса, Сиама, Бирмы, Малайзии, Индонезии, Филиппин.
  • Иметь навыки работы с источниками и литературой по анализу религиозной ситуации и существующих религий региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в этот регион.
  • Иметь навыки работы с источниками и литературой по анализу религиозной ситуации и существующих религий региона Юго-Восточная Азия и основных стран, входящих в этот регион.
Course Contents

Course Contents

  • Тема 1. Религиозные представления обитателей ЮВА периода Донгшонской культуры.
  • Тема 2. Культ предков – развитая форма анимизма и политеизма в Юго-Восточной Азии.
  • Тема 1. Буддизм и его распространение в Юго-Восточной Азии.
  • Тема 3. Культ Бога-царя как сочетание
  • Тема 2. Конфуцианство и его распространение в Юго-Восточной Азии.
  • Тема 4. Индуизм и его распространение в Юго-Восточной Азии.
  • Тема 3. Ислам и его распространение в Юго-Восточной Азии.
  • Тема 4. Христианство и его распространение в Юго-Восточной Азии.
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking Работа на семинарах
  • non-blocking Экзамен
  • non-blocking Работа на семинарах
  • non-blocking Экзамен
Interim Assessment

Interim Assessment

  • 2021/2022 4th module
    0.5 * Экзамен + 0.5 * Работа на семинарах
  • 2022/2023 2nd module
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. БУДДИЗМ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-07304-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-buddizm-442147
  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ИНДУИЗМ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 132с. - ISBN: 978-5-534-07305-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-induizm-442148

Recommended Additional Bibliography

  • Введение в ислам : 12 лекций для проекта Магистерия, Журавский, А. В., 2019
  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : словарь, Алаев, Л. Б., 1996
  • Исаченкова, М. А. (2011). Религии стран Дальнего Востока. Учебная программа для специальности Е1 23 01 03 лингвострановедение. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D5E3BE51
  • Опыт введения в буддизм : ранняя буддийская философия : учеб. пособие для вузов, Лысенко, В. Г., 1994