• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Материальная культура и искусство Ирана

Статус: Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Целью курса является всестороннее изучение искусства и материальной культуры Ирана разных периодов истории – от древности до современности. Будут рассмотрены как произведения живописи и скульптуры, так и архитектуры и декоративно-прикладного искусства в их историческом развитии и в неразрывной связи с культурой Ирана. При этом Иран понимается в самом широком историко-географическом смысле, включая весь ареал распространения его культурных и языковых традиций (от Анатолии до Индии, в тех случаях, когда в этих произведениях прослеживается иранское влияние). Произведения искусства древности и средневековья неразрывно связаны с религиозной практикой, передают не только эстетические взгляды, но гораздо больший спектр исторических и мировоззренческих представлений разных эпох. Курс делится на 2 части. Первая будет посвящена развитию искусства доисламского периода. Во второй части будет рассмотрено искусство, возникшее в условиях синтеза персидской, арабской, европейской традиций, а также индийской.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с наиболее значимыми памятниками искусства и архитектуры Ирана
  • Приобретение студентами навыков анализа произведения искусства (определение периода создания, места, иконографии, источника)
  • Формирование у студентов визуального представления о разных эпохах истории Ирана
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание основных концепций, лежащих в основе иранского искусства
  • Знание основных памятников, типов архитектурных сооружений и объектов прикладного искусства в Иране с древнейших времен до окончания эпохи Ахеменидов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство древнего Ирана
    Роль памятников искусства в отражении основных концепций культурной традиции. Письменные источники и исследование произведений искусства. Иконографические и иконологические исследования памятников искусства. Художественная культура и религия. Периодизация и характеристика основных этапов развития материальной культуры и искусства Ирана. Разъяснение географических рамок изучаемых памятников (от Анатолии до Индии). Влияние географического фактора на становление техник строительства, развитие декоративно-прикладного искусства и рождение определенных форм и мотивов изобразительного искусства. Основные эстетические концепции и категории. Луристанские и Гилянские бронзы XII – VII вв. до н.э, Северо-Западный Иран. Литье по утраченной восковой модели. Мастерское использование техник гравировки инкрустации. Фигурки животных, людей, божеств, фантастических существ, мотив «древа жизни». Утилитарные предметы с рельефными изображениями (удила, псалии, топоры, навершия штандартов), ритуальные предметы из могильников. Плоскостное декорирование, рельефные мотивы и объемная пластика. Иран и скифский мир, понятие «звериный стиль». Кубки Марлика, Хасанлу, Калардашта и другие сосуды «мазендаранской культуры» Развитие торевтики в Мидийском царстве и при Ахеменидах. Золотые и серебряные сосуды, статуэтки, украшения. Становление и эволюция ахеменидского архитектурного стиля (Пасаргады, Персеполь, Сузы). Развитие в архитектуре типов государственного приемного многоколонного зала – ападаны с плоским перекрытием, башни-храма, царской скальной гробницы. Дворец Дария в Персеполе, «Ворота всех стран». Рельефные композиции (камень, гравировка, инкрустация, керамические плитки). Рельефы ападаны (сцены сражений, длинные фризы шествий). Сложение канонов изобразительного искусства. Гробница Дария I на Бехистунской скале. Гробница Кира Великого близ Пасаргад, скульптура гения-хранителя. Нахши-Рустам. Кааба Зороастра. Изделия из металла. Зооморфные мотивы V-IV вв. до н.э. Золотые скульптурные изделия, инкрустированные драгоцанными камнями и цветными смальтами. Резные каменные печати (сапфир, сердолик) с изображением царей, фантастических животных, батальных сцен.
  • Искусство Ирана III века до н.э. – VII века н.э. (до арабского завоевания)
    Эллинистическое влияние в Иране и Средней Азии. Области Бактрии и Хорезма – сплав греческого, иранского и индийского влияний. Особенности скульптурного стиля. Архитектура – появление айванных ниш и арочных переходов. Искусство эпохи Аршакидов: основные черты. Дворец в Хатре (I в. н.э.), архитектура и декор. Росписи дворцов по письменным и археологическим источникам (Дворец в Нисе, дворец в Кух-е- Ходжа) в эллинистическом стиле. Храм Окса. Скульптура храма Окса. Голова Александра Македонского, изображение гиппокампессы из слоновой кости. Глиняная голова статуи жреца. Инвентарь усыпальниц в Старой Нисе – ритоны из слоновой кости со сценами из греческой мифологии. Монеты с изображением правителей. Канон, стиль, иконографические элементы. Печати. Расцвет культуры при Сасанидах. Зороастризм и его влияние на развитие искусства и архитектуры. Градостроительство времени династии Сасанидов. Возрождение имперского стиля Ахеменидской державы. Памятники дворцовой и храмовой архитектуры. Резьба по стуку – основные декоративные мотивы и стили. Особенности архитектурной типологии «чортак». Дворцы в Фирузабаде (резиденция Ардашира, III в.), Так-и-Кесра в Ктесифоне (III в., Шапур), Сервистане (V в., Фарс). Декорация резными стукковыми панелями, росписями, коврами. Дворцы и храмы Бишапура, мозаика. Скальные рельефы в Южном и Западном Иране (Тек-е-Бостон, Накше-Раджаб, Накше-Рустам, III – IV вв.), отход от эллинистических традиций, плоскостность трактовки, обобщенность. Рельефы в Бишапуре – Шапур I (241–273 гг.). Декоративно-прикладное искусство. Изделия торевтики – серебро, золото. Шелковые и шерстяные ткани. Резные камни. Культура доисламской Средней Азии (Хорезм, Согд). Городская культура Согда: Самарканд (Афрасиаб), Пенджикент, Бухарский оазис. Общая характеристика согдийского искусства. Дворцовая и жилищная архитектура. Резные деревянные элементы убранства. Стенные росписи дворца в Самарканде (Афрасиаб), Пенджикента, Варахши. Находка на горе Муг. Прикладное искусство Согда: изделия из серебра, ткани, керамика.
  • Искусство Ирана домонгольского периода
    Арабское завоевание Ирана и Средней Азии. Распространение ислама. Грани проблемы ислам – изобразительное искусство и особенности ее решения в разных странах. Установки религии по отношению к художественным образам. Адаптация иранского культурного наследия к нуждам ислама. Иран в контексте исламского мира как Восточный регион арабского влияния. Архитектурной традиции арабской архитектуры и прототипы культовых сооружений. Понимание мечети как особого типа религиозного сооружения, не имеющего изначально сакральной функции. Ранние исламские постройки Ирана – ориентация на Сасанидов. Архитектура мечетей. Мечеть Тарик-хане в Дамгане (Иран), постр 775 г. Конструктивные элементы иранского происхождения – параболические арки и своды, опирающиеся на грузные столбы, круглые в сечении. Масджиди-Тарик в Балхе (2 пол. 9 в.). Сложение особого типа иранской мечети – чартак – сходство с зороастрийским храмом. Мечеть г. Нейриза (юг Ирана), сер. 10 в., Искусство государства Саманидов. Архитектура Бухары. Мавзолей Саманидов в Бухаре – шедевр архитектуры Х в. Мечеть Диггарон близ Хазара Бухарской области (нач. 11 в.) Узбекистан. Государство Хорасан – архитектура и искусство Нишапур – важный центр развития культуры, искусства и архитектуры. Появление тюркского элемента в культуре – влияние на искусство. Продолжение роста городов, развитие ремесел, торговли. Возрастание роли торгово-ремесленного сословия в жизни общества. Возрастающая роль суфизма – основа художественного творчества и поэзии. Поэзия Низами Гяджеви (1141-1209) и Омара Хайяма (1048-1112). Илюстративная традиция. В архитектуре вырабатываются формы портальных и купольных зданий, ставших основными в последующие столетия. Сложение типа 4-хайванных сооружений. Исфахан – один из крупнейших средневековых городов Ирана. Соборная мечеть Исфахана (Масджиди Джума) VIII- XII вв., мукарнасы – XIII в., достраивалась вплоть до ХХ века. Архитектура минаретов. XI-XII вв. Сохранились в Дамгане, Бистаме, Бухаре. Типология высокой круглоствольной башни высотой около 50 м. с лестницей внутри, выносной сталактитовый карниз. Караван-сарай Рибати Шарриф в Хорасане (1114-1115 гг.) Архитектура мавзолеев. Два типа: купольный (Мавзолей в Сенгбесте близ Мешхеда, нач. XI в.), башенного типа (Мавзолей Гомбеде-Кабус близ Горгана, 1006-1007). Архитектура Газневидов. Территория В. Ирана, Афганистана Индии, столица г. Газни – центр науки и культуры. Двор славился роскошью - сохранились письменные свидетельства и руины дворцов. Дворец в Газни – рубеж XI – XII вв. Мраморные рельефные панели с изображением батальных сцен, танцовщиц, сцен охоты, животных и т.д.. Дворец Лашкари-Базара близ города Буст. Нач. XI в. 4-хайванный в плане, сохр. фрагменты росписи – изображения людей (ок. 60). Мраморный рельеф из михрабной ниши с изображением лампы и надписью. В стиле – индийское влияние. Минарет в Газни. Особенности архитектуры. Прикладное искусство домонгольского Ирана. Дальнейшее развитие технологий: распространение полихромных изразцов, кашанская керамика, хорасанские бронзовые (латунные) изделия с инкрустацией. ИСкусство сельджуков (султанат Рума) в Анатолии. Архитектура, резные порталы, керамика, изразцы. Сравнительный анализ произведений искусства западной и восточной частей имеперии Сельджуков.
  • Искусство Ирана XIII – XVII веков
    Искусство периода монгольского завоевания (первая половина XIII века). Политическая и социальная нестабильность, нападение войск – трагедия для культуры (погибли носители культуры, разрушены города и памятники). Многие мастера уезжают на юг Ирана – в Шираз – здесь складывается одна из наиболее влиятельных школ миниатюрной живописи. Государство Хулагуидов (ильханов). Новые правители продолжают развивать культуру, ремесленники находятся в особом положении. Города медленно восстанавливаются. Из важных тенденций в архитектуре – производство полихромной глазурованной керамики, изразцов, инкрустированных изделий из металла. Распространение книжной миниатюры – популярность рукописей Шахнаме. Архитектурный ансамбль Султание. Архитектура Бухары и Самарканда, Ургенч. Мавзолей династии Суфи (Тюрабек-Ханым) в Куня-Ургенче, 14 в., Мавзолей Буян Кули-хана в Бухаре (1359-60). Декор – резные терракотовые плитки с бирюзовой глазурью, а также белые, фиолетовые и синие изразцы. – покрывает внутри купол и стены. Архитектура тимуридской эпохи (кон. XIV – XV вв.). Образование империи Тимура (Средняя Азия. Казахстан, Иран, Ирак, Закавказье, Афганистан и часть Пакистана). Столицы – Самарканд и Герат, куда свозятся лучшие деятели культуры и искусства со всех территорий. Создание величественных архитектурных ансамблей. В архитектурном облике Самарканда выделялся 4-хэтажный дворец Тимура Кок-Сарай, известный лишь по описаниям. Соборная мечеть Биби-Ханым в Самарканде 1399-1404. Одно из самых больших и своеобразных по архитектуре культовых зданий мусульманского мира. -Соединение черт колонной и четырехайванной мечетей. Мавзолей Гур Эмир (Гробница Тимура и Тимуридов, 1403-1404). Персидская миниатюрная живопись (XIII – XVII вв.) Принципы персидской миниатюры. Развитие основных школ: Ширазская (XIII–XVI в.), Тебризская (нач. XIV – вт. пол. XVI), Гератская (XV в., в столице Тимуридов), Исфаханская (руб. XVI – XVII вв.). также самаркандская, казвинская и др.. Помимо географического деления существует хронологическое деление по династийному принципу. XV век – тимуридский стиль, XVI век – династия сефевидов, «сефевидская миниатюра», объединяtn несколько школ. Деление изобразительного пространства листа на несколько планов. Совершенствование художественного языка. Творчество Камал ад-Дина Бехзада. Иллюстрации к поэмам «Шах-наме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами. Искусство каллиграфии. Альбомы муракка. Искусство Великих Моголов Индии. Иранская династия. Мавзолеи Шер-шаха (1540-45), Хумаюна (1572). Ансамбль Агры. Форт, мавзолей Тадж-махал (1629) Жемчужная мечеть(1648) и мавзолей Итимад ут-Даулы (1622-1628). Градостроительный ансамбль Фатехпур Сикри (1569-1572). Красный форт и Джума-мечеть в Дели. Сады Великих Моголов. Могольская школа миниатюрной живописи. Типология портрета правителя. Бабур-наме и Акбар-наме (XVI в.).
  • Искусство Ирана в XVII – XXI веках
    Конец эпохи Сефевидов, набег афганцев (1722 год). Эпоха Карим-хана Зенда, дворцовый комплекс в Ширазе. Архитектура и культура династии Каджаров. Архитектурные памятники Шираза – сад и дворец Дилгуша, мечеть Насир ал-Мулка, комплекс Мушир ал-Мулка. Мемориальный комплекс имама Резы в Мешхеде. Усыпальница св. Масумы (Фатимы) в Куме, Шах-Чираг в Ширазе. Особенности декоративного решения – использование резьбы по гипсу, разноцветных зеркал в интерьере, декоративных изразцов, а также декоративной кирпичной кладки. Продолжение традиции четырехайванных мечетей. Господство полукруглой арки в архитектуре. Европейское влияние в архитектуре. Дворец Афифабад с садом, особняк Иффат Аристу в Ксар-и Мунши в Исфахане, здание Баг-и Дилгуша в Ширазе – влияние барокко и рококо. Дворец Сахибкир-анийа – сочетание иранского и западного архитектурных стилей – залы шахнашин, зеркальная отделка. Дворец Гулистан, павлиний трон и трон Надира, сады. Живопись Ирана XVIII – XIX вв. Влияние европейской живописной традиции. Появление пейзажей – Махди Хусайни. Портреты имамов, сцены из жизни шахского гарема («Женщины, ткущие ковер», худ. Муса ). Сцены повседневной жизни (тегеранские сцены Махмуд-хана Малик ал-Шуара Саба) и сцен труда («Пахота», худ Али-Акбар Музаййин ал-Даула). Реализм в творчестве Мухаммада Гаффари (Камал ал-Мулк). Предпочтение в живописи парадных портретов – портреты шахов, молодых женщин, музыкантш, танцовщиц. Традиционные и народные искусства Ирана Торевтика Частым мотивом становится ковровый арабесковый узор предметов из металла, полностью заполняющий поверхность, включая в себя и изображения людей и животных. Использование техник инкрустации золотом и серебром, драгоценными камнями, гравировки. Ковроткачество Эскизы ковров выполняли профессиональные художники - большое влияние оказала миниатюрная живопись. Растительные мотивы и фигурные композиции, ритмичный узор. XVI – XVII вв. – золотое время ковроткачества. Центры – Кашан, Исфахан. Шерсть, хлопок, шелк. Растительные арабески с фигурками людей, животных, птиц. Образ прекрасного сада. Ткани – крупные центры – Кашан, Йезд, Тебриз, Исфахан. Шелк, бархат, изображались праздничные, бытовые, охотничьи сцены. Керамика – люстровая керамика. Фигуративные изображения в керамике. Влияние китайской традиции фарфорового производства. Современное искусство Ирана в контексте мировой арт-сцены 1940 г. отход от академической традиции, создание художественных групп и движений, рождение иранского модернизма. Маркос Григорян (1925–2007гг. – армяно-иранский художник, основатель модернистского движения в искусстве Ирана; Парвиз Танаволи (р. 1937) – скульптор, наиболее влиятельная фигура авангарда 1960х гг.; Мохаммад Эшаи (р. 1939) – много работает с каллиграфией, создавая дизайнерские и абстрактные работы; Сохраб Сепехри (1928–1980 гг.) – художник и поэт, мистик; Ферейду Аве (р. 1945); Ширин Нешат (р. 1957) работает в Нью-Йорке, работает с темой исследования контраста между исламской и западной цивилизациями, фото, видео. Представительство иранских художников на мировых «смотрах» современного искусства – биеннале, триеннале, аукционах и международных ярмарках, в галереях и музеях современного искусства разных стран.
  • Искусство древнего Ирана
    Роль памятников искусства в отражении основных концепций культурной традиции. Письменные источники и исследование произведений искусства. Иконографические и иконологические исследования памятников искусства. Художественная культура и религия. Периодизация и характеристика основных этапов развития материальной культуры и искусства Ирана. Влияние географического фактора на становление техник строительства, развитие декоративно-прикладного искусства и рождение определенных форм и мотивов изобразительного искусства. Основные эстетические концепции и категории. Памятники ашельской культуры Ганджи-пар и пещера Дарбанд (пров. Гилян), джейтунская культура (жилища, глиняные скульптурные изображения женщин и зверей, посуда). Рисунки пещер Гар-и-Камарбанд, горных массивов Сарсурхан, и Кух-и Душа (Луристан) - Узорчатая керамика Суз – основные орнаментальные мотивы. Гандж-дарра – изобретение гончарного круга. Металлические скульптурные изображения животных. Протоэламская культура (3300 – 2800 гг. до н.э.). Влияние шумерской культуры. Раскопки г. Урук, Сузах, Аншане и др. Таблички с протоэламским письмом. Зиккурат в Тепе-Сиалк. Цилиндрические печати протоэламской культуры. Хузестан, III тыс. до н. э. Древнеэламские памятники культуры. Скульптурные изображения животных и человека. Статуэтки богинь плодородия (Богиня плодородия. Сузы. 2 тыс.л.до н.э.) и божества змей. Рисунки в Гуран-Таппа. Луристанские и Гилянские бронзы XII – VII вв. до н.э, Северо-Западный Иран. Касситские племена. Кон. 4 – нач. 3 тыс. л. до н.э. – открытие бронзолитейной техники. Литье по утраченной восковой модели. Мастерское использование техник гравировки инкрустации. Фигурки животных, людей, божеств, фантастических существ, мотив «древа жизни». Утилитарные предметы с рельефными изображениями (удила, псалии, топоры, навершия штандартов), ритуальные предметы из могильников. Плоскостное декорирование, рельефные мотивы и объемная пластика. Иран и скифский мир, понятие «звериный стиль». Кубки Марлика, Хасанлу, Калардашта и другие сосуды «мазендаранской культуры» Развитие торевтики в Манейском и Мидийском царствах и при Ахеменидах. Золотые и серебряные сосуды, статуэтки, украшения. Развитие в архитектуре типов государственного приемного многоколонного зала – ападаны с плоским перекрытием, башни-храма, царской скальной гробницы. Дворцы и их оформление (Персеполь, Сузы). Дворец Дария в Персеполе, «Ворота всех стран». Рельефные композиции (камень, гравировка, инкрустация, керамические плитки). Рельефы ападаны (сцены сражений, длинные фризы шествий). Сложение канонов изобразительного искусства. Гробница Дария I на Бехистунской скале. Гробница Кира Великого близ Пасаргад, скульптура гения-хранителя. Нахши-Рустам. Кааба Зороастра. Изделия из металла. Зооморфные мотивы V-IV вв. до н.э. Золотые скульптурные изделия, инкрустированные драгоцанными камнями и цветными смальтами. Резные каменные печати (сапфир, сердолик) с изображением царей, фантастических животных, батальных сцен.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Промежуточные тестирования
  • неблокирующий Тест (угадайка)
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Тест (угадайка) + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История памятников архитектуры : от пирамид до небоскребов, Овсянников, Ю. М., 2001
  • История эстетических учений : учеб. пособие, Шестаков, В. П., 2009
  • Культурология : учеб. пособие для вузов, Доброхотов, А. Л., Калинкин, А. Т., 2010
  • Средневековый Восток : учеб. пособие для вузов, Коновалова, И. Г., Чубарьян, А. О., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hamdouni Alami, M. (2011). Art and Architecture in the Islamic Tradition : Aesthetics, Politics and Desire in Early Islam. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355531
  • Levy, J. (2007). Islamic Art : Recognizing Geometric Ideas in Art. New York: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=615787
  • Osier, P. (2017). Islamic Art and Architecture. Chicago, IL: Britannica Educational Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1502872
  • Windham, B. (2012). Islamic Art (Vol. 1st ed). Delhi: The English Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=406862