• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Научно-исследовательский семинар» состоит из нескольких разделов, каждый из которых знакомит студентов с общими перспективами современного научного анализа со стороны как методологии, так и сути исследовательских проблем и их конструирования в лингвистике, языкознании, социологии, политологии, истории и культурологии, а также со структурой и основными направления развития этих наук. Теоретический материал будет дополнен основами практической работы. На конкретных примерах рассматривается методология научного исследования и применение научных методов, обсуждается методика составления и написания научного текста определенного типа. В качестве материалов для предварительного чтения и последующего обсуждения на семинарах предлагаются научные статьи из ведущих международных рецензируемых журналов и коллективных монографий лучших издательств, в которых представлены результаты исследований актуальных проблем языка, истории, культуры, политики, современных обществ стран Азии и Северной Африки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить обучающихся с различными методами изучения естественного языка в современной лингвистике, с основными характеристиками языка, обуславливающими многогранность направлений и подходов современной лингвистики и разветвленность современного лингвистического знания, а также сформировать представление о возможности применения изученных методов в гуманитарных исследованиях.
  • Познакомить обучающихся со спецификой академического чтения и исторического исследования, логикой и практиками документооборота, особенностями практической работы с источниками и ключевыми направлениями современной исторической науки.
  • Сформировать у студентов навыки работы в команде и публичных выступлений.
  • Сформировать у студентов представления о терминологическом аппарате социологии, методах сбора и анализа данных в рамках количественной, качественной и смешанной методологии, понимание специфики методологии изучения социальных явлений методами и инструментами современной социологической науки и смежных дисциплин.
  • Развить навыки работы с научными текстовыми источниками, в том числе их быстрого и эффективного поиска, беглого и аналитического чтения, структурного и содержательного анализа, а также понимания структуры и навыков написания коротких научных текстов различных типов (аннотация, синопсис, литературный обзор, основные разделы проекта-предложения научного исследования).
  • Сформировать у студентов представление об основных теоретических подходах в рамках политической науки, о способах их применения в научно-исследовательской деятельности, а также ясное понимание методологии эмпирического политологического исследования.
  • Ознакомить студентов с междисциплинарным подходом в социальных исследованиях, в том числе продемонстрировать решение эмпирических задач приложением теоретико-методологического аппарата и методов различных социальных наук.
  • Сформировать базовые фактические и теоретические знания, необходимые для дальнейшей научно-исследовательской работы, подготовки курсовых и квалификационных работ, участия в научных проектах, навыков написания и публичной защиты исследовательских проектов (research proposals).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Имеет представление о методологии эмпирического политического исследования, об основных теоретических подходах к политической науке.
  • Имеет представление о структуре, функциях и предназначении научного текста, об этапах организации научного исследования, а также имеет начальные навыки самостоятельного написания коротких научных текстов различных типов – аннотация, синопсис, литературный обзор, основные разделы проекта-предложения научного исследования, и навыки публичной защиты своих исследований.
  • Понимает спектр, возможности и особенности применения теоретико-методологического аппарата социологической науки и смежных социальных дисциплин к решению прикладных задач по изучению социальных проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки.
  • Студент владеет навыками работы в команде и публичных выступлений.
  • Студент знаком с основными понятиями и терминами классического языкознания, с базовыми понятиями и методами лексикологии и фонологии, лингвистической типологии, социолингвистики и компьютерной лингвистики, знает основные характеристики языка, обуславливающие многогранность направлений и подходов современной лингвистики и разветвленность современного лингвистического знания, а также способен предложить способ адекватного применить изученных методов в рамках гуманитарных исследований.
  • Студент знаком со спецификой академического чтения и исторического исследования, логикой и практиками документооборота, особенностями практической работы с источниками и ключевыми направлениями современной исторической науки.
  • Студент обладает навыками структурного и содержательного анализа научных публикаций по социолингвистике, корпусной лингвистике и другим областям лингвистического знания.
  • Умеет осуществлять целенаправленный, экономичный и эффективный поиск научной информации по изучаемой социальной проблеме, отличать беглое, ознакомительное чтение от аналитического, выделять ключевые тезисы и конспектировать научные тексты на русском и английском языках.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Методология современных лингвистических исследований.
  • Раздел 2. Методология современного исторического исследования.
  • Раздел 3. Методы культурологии и искусствоведения.
  • Раздел 4. Социальные исследования проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки.
  • Раздел 5. Политические исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация (групповой проект)(по разделу 1. Методология современных лингвистических исследований)
    Студенты выполняют групповой проект в группах по 4-6 человек. Целью проекта является анализ одной из предложенных преподавателем научных статей по теме семинара на русском или английском языках. Студенты согласовывают выбранную статью с преподавателем заранее, проводят анализ и представляют итоги проекта в виде презентации PowerPoint на определенном семинаре. Пункты анализа: новизна и актуальность исследования, степень разработанности, цели и задачи, выдвинутые гипотезы, эмпирическая база (в случае наличия), выбор методологии, ее соотнесенность с целями и задачами, успешность реализации, выводы, заключение, оформление и стиль (структура исследования, наличие аннотации, ключевых слов, язык, оформление сносок, литературы и т. д.). Студенты могут проводить анализ совместно или разделить между собой пункты для анализа на предварительном этапе анализа, но все студенты должны проявить одинаковую активность и понимание относительно всех частей проекта. Оценка выставляется проекту в целом.
  • неблокирующий Тест (по разделу 1. Методология современных лингвистических исследований)
    Тест выполняется студентами индивидуально в письменной форме на последнем семинаре данного раздела или в системе LMS в конце курса. Время выполнения теста 10-15 минут. Тест может содержать задания, предполагающие 1) выбор одного (или нескольких) правильных вариантов ответа из предложенных, 2) выбор между несколькими утверждениями («истинно» / «ложно» / «не дано в тексте») или 3) краткий ответ на открытый вопрос.
  • неблокирующий Работа на семинарах (по разделу 2. Методология современного исторического исследования)
    Оценивается работа студентов во время семинарских занятий (выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п.). К каждому семинару в обязательном порядке должна быть прочитаны все предложенные к этому занятию основные материалы (тексты будут доступны студентам через LMS/MS Teams, а также для комментирования на платформе Perusall). Дополнительные материалы используются для подготовки презентаций, изучение дополнительных материалов студентами, не готовящими презентацию – по желанию.
  • неблокирующий Доклад (по разделу 2. Методология современного исторического исследования)
    Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Эссе (по разделу 2. Методология современного исторического исследования)
    Эссе представляет собой самостоятельную письменную работу студента на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Эссе должно содержать четкое авторское понимание смысла темы эссе. Студент должен выбрать и обозначить научную область (области), в рамках которой (которых) будет написано эссе, использовать соответствующие научные понятия и термины, сформулировать выводы.
  • неблокирующий Perusall (по разделу 2. Методология современного исторического исследования)
    Оценивается участие в обсуждениях на платформе Perusall. Все комментарии на платформе должны быть сделаны до 18.00 в последний рабочий день, предшествующий дню семинарского занятия (если это требование не было выполнено, то оценка за работу на семинаре может быть снижена вплоть до «0» баллов).
  • неблокирующий Аннотация исследовательской работы (по разделу 3. Методы культурологии и искусствоведения)
    Каждый студент должен подготовить 2 аннотации исследовательской работы по заданным темам разделов «искусство» и «культура», и каждый студент назначается «оппонентом» 2х тем (одной по культуре и одной по искусству). Выбор тем аннотаций и закрепление «оппонентов» проходит онлайн в течение 3х дней после первого семинара академической группы данного раздела НИС. Тема Аннотации исследовательской работы не может совпадать с темой Курсовой работы студента. В Аннотации исследовательской работы должны быть сформулированы: актуальность темы; цель и задачи исследования; методология исследования с обоснованием ее выбора; план исследования (по главам). Защита аннотаций проходит в устной форме на 4-м семинаре по разделу «культура», и на 5-м семинаре по разделу «искусство». Каждому студенту на защиту выделяется 5 минут, текст аннотации представляется преподавателю в печатном виде. Объем печатного текста не может превышать 4000 знаков. К каждому студенту, защищающему Аннотацию, заранее прикрепляется «оппонент», который в свою очередь готовится к защите: знакомится с темой, продумывает свои варианты цели, задач, методологии и план исследования. Оппоненту после защиты дается 3 минуты для анализа представленной аннотации. Для написания Аннотации по выбранной теме студен имеет право обращаться к таким источникам как dissercat.com / или печатным авторефератам диссертаций на данную тему, однако, использовать формулировки из этих источников нельзя. Плагиат не может превышать 15%. За защиту одной Аннотации исследовательской работы студент может получить максимальную оценку = 10 баллов.
  • неблокирующий Домашняя работа (по разделу 4)
    Домашняя работа выполняется после изучения темы №1 и состоит в подготовке краткого синопсиса самостоятельно найденной эмпирической научной статьи по социологии о проблемах страны или региона Юго-Восточной Азии, Центральной Азии или Ближнего Востока, в публицистическом стиле, для неподготовленного читателя. Студент должен письменно пояснить в начале задания мотивацию своего выбора статьи, охарактеризовать актуальность и новизну исследования, значимость его результатов, а также использованные автором подходы и методы. Объем текста не более 1 страницы А4 (шрифт times new roman, кегль 12, интервал 1,15). Статью, по которой был написан синопсис, приложить к выполненному домашнему заданию. Задания для выполнения домашней работы объявляются студентам и сдаются на проверку через LMS, согласно заранее объявленным датам.
  • неблокирующий Работа на семинарах (по разделу 4)
    Критерием оценивания текущего освоения дисциплины является активное участие в обсуждении на семинарах: выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п.
  • неблокирующий Контрольная работа (по разделу 4)
    После изучения темы № 5 студент выполняет домашнюю контрольную работу: составляет план возможной исследовательской статьи в рамках количественной, качественной или смешанной методологии, включающий описание актуальности темы, степени разработанности изучаемой проблемы в социологии и смежных дисциплинах (краткий аналитический обзор научных источников), формулировку исследовательского вопроса, постановку задач исследования, а также выбор методов сбора и анализа данных для их реализации. Объем текста не более 2-3 страниц А4 (шрифт times new roman, кегль 12, интервал 1,15). Тема выбирается студентом(кой) самостоятельно.
  • неблокирующий Работа на семинарах (по разделу 5. Политические исследования)
    Критерием оценивания текущего освоения дисциплины является активное участие в обсуждении на семинарах: обсуждении конкретных тем, выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п. Оценивается каждый семинар. Оценка за работу на семинарах рассчитывается как среднее арифметическое оценок за пять семинаров.
  • неблокирующий Контрольная работа (по разделу 5. Политические исследования)
    В конце раздела 5 «Политические исследования» студенты должны выполнить работу в виде подробного описания введения к своей курсовой работе.
  • неблокирующий Экзамен (по разделу 5. Политические исследования)
    Экзамен по данному разделу проводится в форме устного ответа на вопросы одного из 10 билетов. В каждом билете два вопроса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Формула оценки за раздел 1 (Методология современных лингвистических исследований) Ор1 = 0,5 * Опрез + 0,5 * Отест Опрез – оценка за презентацию (групповой доклад) Отест – оценка за тест Формула оценки за раздел 2 (Методология современного исторического исследования.) Ор2 = 0,25* Орс + 0,25* Одоклад + 0,25* Оэссе + 0,25* ОPerusall Орс – оценка за работу на семинарах Одоклад – оценка за доклад Оэссе – оценка за эссе ОPerusall – оценка за задание на платформе Perusall Формула оценки за раздел 3 (Методы культурологии и искусствоведения) Ор3 = 0,5 * Оан1 + 0,5 * Оан2 Оан1 – оценка за аннотацию исследовательской работы по культурологии. Оан2 – оценка за аннотацию исследовательской работы по искусствоведению. Формула оценки за раздел 4 (Социальные исследования проблем современных обществ стран Азии и Северной Африки) Ор4 = 0,2 * Одз1 + 0,3 * Орс + 0,5* Оконтр Одз1 – оценка за домашнее задание 1 Оконтр – оценка за контрольную работу Орс – оценка за работу на семинарах Способ округления результирующей оценки: арифметический. Формула оценки за раздел 5 (Политические исследования) Ор5 = 0,4 * Орс + 0,4 * Оконтр + 0,2 * Оэкз
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bauer, L. (2007). The Linguistic Student’s Handbook. Edinburgh University Press.
  • Paul Smith, & Carolyn Wilde. (2002). A Companion to Art Theory. Wiley-Blackwell.
  • Ruane, J. M. (2016). Introducing Social Research Methods : Essentials for Getting the Edge. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1107215
  • Радаев В. В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил / В.В. Радаев. - Москва : ВШЭ, 2001. - 203 с. - ISBN 5-7598-0102-3. - URL: https://ibooks.ru/bookshelf/352970/reading (дата обращения: 12.10.2020). - Текст: электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abigail C. Cohn, Cécile Fougeron, & Marie K. Huffman. (2012). The Oxford Handbook of Laboratory Phonology. OUP Oxford.
  • Aronoff, M., & Rees-Miller, J. (2017). The Handbook of Linguistics (Vol. Second edition). Hoboken: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1484987
  • Carminati, L. (2019). Dead ends in and out of the archive: an ethnography of Dār al Wathā’iq al Qawmiyya, the Egyptian National Archive. Rethinking History, 23(1), 34–51. https://doi.org/10.1080/13642529.2018.1494933
  • Clark, J. A., & Cavatorta, F. (2018). Political Science Research in the Middle East and North Africa : Methodological and Ethical Challenges. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1843250
  • Gibbon, F. E., Laver, J., & Hardcastle, W. J. (2012). The Handbook of Phonetic Sciences. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=466208
  • Gussenhoven, C. (2004). The Phonology of Tone and Intonation. Cambridge University Press.
  • Hassan, Z. M., & Heselwood, B. (2011). Instrumental Studies in Arabic Phonetics. John Benjamins Publishing Company.
  • Jeff Good. (2008). Linguistic Universals and Language Change. OUP Oxford.
  • Larry M. Hyman, & Frans Plank. (2018). Phonological Typology. De Gruyter Mouton.
  • Ronald W. Langacker. (2008). Cognitive Grammar : A Basic Introduction. Oxford University Press.
  • Steven Pinker. (2013). Language, Cognition, and Human Nature : Selected Articles. Oxford University Press.
  • The Oxford handbook of political institutions / ed. by R. A. W. Rhodes . (2006). Oxford [u.a.]: Oxford Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.250962667
  • William Johnston. (2019). Cholera and the Environment in Nineteenth-Century Japan. Cross-Currents: East Asian History and Culture Review, (30), 9. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsdoj&AN=edsdoj.1df7520df0f04f88820fe6d865c96e8f
  • Wolfram Hinzen, & Michelle Sheehan. (2013). The Philosophy of Universal Grammar. OUP Oxford.