• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Теория и методология демографических исследований"

Язык: русский
Кредиты: 8

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар (НИС) «Теория и методология демографических исследований» — это «площадка» для научного общения студентов, сотрудников Института демографии, преподавателей кафедры демографии и других кафедр НИУ ВШЭ, приглашенных исследователей. Тесный контакт магистрантов и исследователей способствует формированию исследовательской культуры, взаимообучению, вариативности ранее сформированного научного профиля, формированию исследовательских коллективов, совместной реализации науч-но-исследовательских проектов. В этой связи цель НИС - развитие комплекса исследовательских умений и навыков магистрантов, в том числе выработка компетенций и навыков исследовательской работы полного цикла (от замысла до предоставления результатов — в процессе подготовки курсовой работы и магистерской диссертации).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • осуществление плавного перехода от учебной деятельности к исследовательской работе
  • получение новых представлений об объектах профессиональной деятельности
  • знакомство со смежными научно-исследовательскими «полями»
  • углубление представлений о процессе научного исследования: самостоятельном поиске и обзоре актуальной литературы, обосновании цели, задач, методов, тестируемых гипотез, объекта исследований, круге используемой информации и методах ее верификации
  • совершенствование навыков представления текущих и конечных результатов деятельности, выполнения презентаций
  • расширение навыков аналитической работы в «малых группах», участия в обсуждениях
  • выработка навыков ведения научной дискуссии, конструктивной критики результатов собственного и чужого исследования, модерирования обсуждений
  • получение практических навыков проведения научного исследования
  • овладение навыками написания квалификационных работ разного уровня (кур-совой работы и магистерской диссертации), включая проектирование их структуры, стилистику изложения, способы представления статистической информации и результатов исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области демографического знания
  • знать основные методы сбора и анализа демографической информации и возможности их сочетаний в исследованиях
  • основные правила подготовки академического текста, требования, которые предъявляются к его структуре, содержанию и оформлению
  • уметь корректно определять проблему исследования и формулировать исследовательские вопросы
  • уметь формулировать цель и задачи, отвечающие и последовательно раскрывающие тему исследования
  • уметь систематизировать источники по теме исследования, составлять список литературы, в том числе с использованием автоматизирующих функций специального программного обеспечения
  • формулировать гипотезы на основе изученных источников
  • разрабатывать методы исследования, позволяющие решать выдвинутые цели и тестировать гипотезы
  • готовить рецензии на научные тексты (статьи, доклады на конференции, проекты курсовых работ)
  • уметь готовить аргументированную критику тезисов, аргументов и способов доказательств ложных утверждений по демографической тематике
  • готовить научные доклады по теме собственного исследования
  • подготовить магистерскую диссертацию и представить её к предзащите, защите
  • владеть навыками разработки программы исследования
  • владеть навыками анализа количественных и качественных данных
  • владеть навыками интерпретации полученных эмпирических результатов
  • владеть навыками эффективного поиска научных источников в интернете, библиографических базах данных, базах данных научного цитирования
  • владеть навыками подготовки академических текстов
  • владеть навыками коммуникации в научном сообществе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семинары-обсуждения и тренинги
    Раздел 1. Организация и задачи НИС второго года обучения Раздел 2. Мастер-класс Выступления приглашенных лекторов: доклады сторонних российских и зарубежных исследователей о методике и результатах демографических исследований. Раздел 3. Семинары-обсуждения и тренинг: Депортации в СССР как синтез репрессии и миграций. Виды депортаций. Депортации как инструмент политики государства. Контингенты депортируемых. География депортаций. Раздел 4. Семинары-обсуждения и тренинг: Методы исследования феномена российской смертности Обзор методов и технических приемов, с помощью которых на протяжении последних 20 лет удалось установить важнейшие составляющие и факторы феномена российской смертности. Тренинг: разбор практических примеров применения некоторых полезных методов. Раздел 5. Семинары-обсуждения и тренинг: Новые стандарты качества демографических данных в базах данных (HMD и HFD). Гармонизированные базы демографических данных являются удобным инструментом анализа. Особенности сбора статистических сведений, оценка их качества и корректировка (в случае необходимости) для обеспечения надежности использования данного источника сведений. Методы и подходы к ведению наиболее часто используемых в демографии баз данных. Раздел 6. Семинары-обсуждения и тренинг: Неравенство в смертности и здоровье Неравенство в сфере здоровья: межстрановое, между различными социально-экономическими группами населения. Зависимость неравенства в здоровье от уровня национального дохода, уровня благосостояния домашнего хозяйства. Факторы, влияющие на неравенство в здоровье. Распространенность типов рискованного для здоровья поведения. Различия в показателях здоровья и степени социальной несправедливости в распределении ресурсов здоровья. Раздел 7. Семинары-обсуждения и тренинг: демография и рынок труда Основные тенденции развития рынков труда в мире. Влияние демографических процессов на рынок труда. Российский рынок труда: основные характеристики и особенности. Тренинг: Основные источники данных о рынках труда. Базы данных МОТ, ОЭСР, Росстата и др. организаций. Разделы 8, 11. Этнокультурные аспекты демографических процессов. Спецблок. Знакомство с основными понятиями, классификациями и концепциями, характеризующими сущность и закономерностями этнокультурных особенностей демографических процессов: механизмы культурной преемственности (трансляция традиций и другие этнокультурные процессы) и их влияние на демографическое поведение; механизмы культурного обособления (ксенофобии и другие формы обособления) и влияние на демографические процессы. Взаимосвязь этнокультурных и демографических процессов на примере миграционных проблем. Постановка задач. Выступления магистрантов с презентациями докладов по собственным проведенным исследованиям. Раздел 9. Семинары-обсуждения и тренинг: Демографические аспекты пенсионной реформы Влияние параметров демографического развития на будущее российской страховой пенсион-ной системы. Опыт развитых европейских стран в решении «пенсионных вопросов». Раздел 10. Мастер-класс Выступления приглашенных лекторов: доклады сторонних российских и зарубежных исследователей о методике и результатах демографических исследований. В рамках ноябрьской конференции Института Демографии «Демографические тенденции в России: наследие Советско-го времени или новый поворот?» Раздел 11. Презентации и обсуждение проектов магистерских диссертаций.
  • Экспертно-аналитическая деятельность
    Раздел 1. Деловая игра: Написание текстов-опровержений. Тексты-опровержения: принципы, виды опровержений, объем опровержений. Работа в группах по написанию и презентации текстов-опровержений на статьи на демографическую тема-тику. Раздел 2. Участие в работе Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества НИУ ВШЭ. Участие в формате слушателя предполагает посещение специальных демографических секций (сессий) и написание рецензий на два доклада. Раздел 3. Мастер-класс Выступления приглашенных лекторов: доклады сторонних российских и зарубежных исследователей о методике и результатах демографических исследований. Раздел 4. Отработка навыков презентации, приемов работы в публичной сфере, взаимодействия с различными аудиториями. Регламент проведения защиты магистерской диссертации. Подготовка графической презентации работы. Представление результатов расчетов и моделей. Зрительное и устное восприятие. Требования к содержанию устного выступления. Краткое представление полученных результатов. Подготовка текста выступления. Ответы на вопросы. Раздел 5. Предзащита магистерских диссертаций. Презентация магистерской диссертации с последующим обсуждением и ответами на вопросы. Отработка навыков итогового выступления по теме магистерской диссертации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание-Рецензии
    Рецензии на любые два блока (тематики) лекций и семинаров-обсуждений
  • неблокирующий Доклад по спецблоку
    Доклад/текст по блоку «Этнокультурные аспекты демографических процессов». На выполнение работы дается примерно 2 месяца.
  • неблокирующий Доклад-презентация проекта
    Презентация проекта магистерской диссертации
  • неблокирующий Домашнее задание-Рецензия
    Рецензия на проект магистерской диссертации другого студента-участника семинара
  • неблокирующий Аудиторное контрольное задание
    Участие в работе малых групп по написанию и обсуждению текстов-опровержений и презентация текста-опровержения
  • неблокирующий Эссе-Рецензии
    Рецензии на выступления участников XXI Апрельской международной конференции
  • блокирующий Доклад-Предзащита
    Предзащита магистерской диссертации: выступление с презентацией.
  • неблокирующий Домашнее задание-Научный руководитель
    Оценка научного руководителя за первый вариант МД
  • неблокирующий Активность-1
    Активность в работе НИС и посещаемость
  • неблокирующий Активность-2
    Активность в работе НИС и посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность-1 + 0.2 * Доклад по спецблоку + 0.25 * Доклад-презентация проекта + 0.2 * Домашнее задание-Рецензии + 0.15 * Домашнее задание-Рецензия
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Активность-2 + 0.2 * Аудиторное контрольное задание + 0.3 * Доклад-Предзащита + 0.15 * Домашнее задание-Научный руководитель + 0.2 * Эссе-Рецензии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., Костюкович, Е., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Россия перед демографическим выбором : выступления и интервью, Вишневский, А. Г., 2007
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова, Е. Р., 2013
  • Этнополитический маятник : динамика и механизмы этнополит. процессов в постсоветской России, Паин, Э. А., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демографическая модернизация России, 1900-2000, Вишневский, А. Г., Андреев, Е. М., 2006
  • Российский работник : образование, профессия, квалификация, Биляк, Т. А., Вишневская, Н. Т., 2011