• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Педагогический дизайн

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Программа дисциплины «Педагогический дизайн» (Instructional design, ID) ориентирована на решение задач профессиональной деятельности, определенных оригинальным стандартом ГМУ НИУ ВШЭ, среди которых, в первую очередь, следует выделить: • Преподавательская деятельность (преподавание дисциплин, организация учебной деятельности, руководство исследовательской работой; • Проектная деятельность (проектный анализ, проектирование/ разработка проектов/ проектных решений, управление проектами); • Информационно-аналитическая деятельность (поиск источников информации, мониторинг, анализ, оценка и обработка данных, выбор методологии, групповая ана-литическая работа, формирование баз данных); • Организационно-управленческая деятельность (осуществление стратегического управления, принятие управленческих решений на основе анализа...) и т.д., а также – на достижение образовательных результатов, определенных в целом программой «Управление образованием»: • умение анализировать факторы, влияющие на формирование образовательной поли-тики, как в теории, так и на практике – в стране в целом, в конкретном регионе; • владение навыками изучения и анализа текстов, а также самостоятельной подготовки текстов: официальных документов, аналитических записок и докладов, проектов нормативных правовых актов, иных профессиональных текстов, применения законодательства, нормативно-правовых процедур в управленческой деятельности; • применение в практической деятельности основных принципов, методов и подходов к управлению образованием, понимание различий между понятиями: менеджмент и менеджмент в образовании; • понимание того, что такое «социальные исследования», включая «action research», понимание, что это эффективный инструмент, способ планирования практической деятельности; • определение и демонстрация своей собственной (экспертной) позиции по той или иной проблеме, умение изложить ее письменно и устно, представление ее так, чтобы она была понята и принята теми, кто принимает решения, в том числе – достаточно «агрессивной» среде; • умение критически анализировать собственный опыт, находить ошибки и искать верные (оптимальные) решения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Показать, что современное общество выдвигает принципиально новые требования к уровню достижений учащихся, которые не могут быть достигнуты в рамках традиционной организации образовательного процесса, и каким образом необходимо учитывать интересы различных участников образовательных отношений;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и умеет объяснить изменения в содержании профессиональной деятельности учителя
  • Знает международные тенденции по изменению профессиональных ролей учителя
  • Знает историю становления и развития педагогического дизайна, его определение и функции
  • Может описать историю изменений педагогических моделей
  • Знает особенности структурирования зарубежных образовательных программ
  • Умеет объяснить категорию «образовательные результаты»
  • Знает классификацию образовательных результатов (предметные, метапредметные и личностные)
  • Понимает требования профессионального стандарта «Педагог»
  • Знает и умеет дифференцировать образовательные результаты на понимание, перенос и овладение
  • Может назвать ключевые характеристики каждой технологии
  • Знает и умеет использовать «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning)
  • Понимает особенности данных подходов, может назвать и охарактеризовать все циклы
  • Умеет различать lesson study и action research
  • Понимает, как связаны «большие идеи» и межпредметные понятия
  • Понимает, что такое «большие идеи», умеет выделить их ключевые характеристики и привести примеры из предметной области «Общественно-научные предметы»
  • Умеет разрабатывать/отбирать учебные задания в соответствии с целями по уровням обучения
  • Умеет шкалировать цели по уровням обучения (2.0, 3.0, 4.0)
  • Знает и понимает структуру учебного модуля по таксономии Б. Марцано
  • Умеет отбирать учебные задачи для частичной практики
  • Понимает и различает вспомогательную и своевременную информацию
  • Знает и умеет использовать класс обучающих задач
  • Знает, что такое аутентичная проблема и умеет её формулировать
  • Умеет проектировать учебные задачи в соответствии с образовательными результатами
  • Умеет отбирать стратегии преподавания в соответствии с образовательными результатами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Представление концепции курса. Чему учить сегодня для успеха завтра: новые тренды в школьном образовании. Как меняются профессиональные роли учителя? Кризис классно-урочной системы.
    Школа эпохи конвейера не годится для экономики знаний. Курс на универсальные навыки. Важнейшие тренды современного мира, требующие отклика со стороны системы образования. Рост спроса на комплексные нерутинные задачи. Новая функция школы: от сортировки – к вовлечению и участию. Изменение школы – чему учить(ся)? Три группы ключевых компетенций: компетенции, связанные с мышлением, со взаимодействием с другими, со взаимодействием с собой. Результаты Всероссийского опроса учителей.
  • 2. Основы педагогического дизайна. Разновидности подходов проектирования учебного процесса - “от задачи”, “от типа деятельности”, “от образовательных результатов”. Особенности структурирования предметного curriculum: обзор зарубежных подходов (Канада, Сингапур, Финляндия и др.).
    Условия и причины появления педагогического дизайна как направления в начале XX века. История становления и развития педагогического дизайна, его определения и функции. Описание истории изменений педагогических моделей. Особенности структурирования предметного curriculum: обзор зарубежных подходов. Модели зарубежных образовательных программ (Канада, Сингапур, Финляндия и др.). Компоненты curriculum. Concept-based curriculum.
  • 3. Образовательные результаты: понятие, функции, требования.
    Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) общего образования: назначение, структура и совокупность требований. Примерные основные образовательные программы (ПООП). Программы учебных предметов, курсов. Требования к образовательным результатам (личностные, метапредметные, предметные). Содержание и структура исторического о6разования, закрепленные во ФГОС и ПООП. Профессиональный стандарт «Педагог». Цель и образовательный результат. Уровневая дифференциация планируемых образовательных результатов (факты, связи между фактами, использование фактов/информации/знания). Виды, функции содержание образовательных результатов. Описание образовательных результатов. Генератор образовательных результатов.
  • 4. Understanding by design (понимание через проектирование): модель проектирования учебного занятия от образовательных результатов.
    Модель «понимание через проектирование» - основные компоненты и алгоритм создания. Анализ сценария учебного занятия от содержания и от образовательных результатов. Образовательные результаты на понимание, овладение и перенос. Шесть граней понимания: интерпретация, применение, перспектива, сопереживание, самооценивание, объяснение, интерпретация. Как достигнуть понимания? С помощью чего школьники учатся понимать? Всеобъемлющие, ключевые и тематические вопросы. Критерии ключевых вопросов. Как сформулировать ключевой вопрос? Доказательства. Критерии оценки. Стратегии преподавания и функции учителя.
  • 5. 4/с id model (четырёхкомпонентная модель учебной программы): модель проектирования учебного занятия от аутентичных проблем и обучающих задач.
    Четырёхкомпонентная модель учебной программы - четыре компонента (аутентичная проблема, вспомогательная информация, своевременная информация, частичная практика). Как сформулировать аутентичную проблему? Типология обучающих задач.
  • 6. Персонализированная модель обучения: как разработать учебный модуль по таксономии Марцано?
    Персонализированное обучение. Концептуальные основания. Структура учебного процесса. Таксономия учебных целей. Шкалы оценивания. Учебные модули: структура, сценарий изучения модуля. Типология учебных задач. Накопительная система оценивания ПМО.
  • 7. Подход «большие идеи» и его использование при проектировании учебных программ по истории.
    Big ideas – специальный формат, который используется для описания образовательных результатов. Проектирование образовательной программы через «большие идеи». Методические функции «больших идей». Примеры «больших идей». Как формулировать «большие идеи»? Как развивать «большие идеи» по годам обучения? Обзор литературы для школьников, направленной на формирование междисциплинарных связей в обучении.
  • 8. Метод сбора и анализа обратной связи о проектируемых учебных занятиях (lesson study).
    Метод сбора и анализа обратной связи о проектируемых учебных занятиях. Подход lesson study. Планирование циклов lesson study, процедура проведения и технология документирования выводов. Роль обратной связи в обучении школьников. Виды и функции обратной связи. Особенности формирующей обратной связи. Отличительные черты эффективной формирующей обратной связи. Способы обеспечения обратной связи на учебном занятии.
  • 9. Основы современных технологий обучения: «проектно-ориентированное обучение» (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry-based learning).
    Разновидности стратегий преподавания: проектно-ориентированное обучение (project-based learning), «проблемно-ориентированное обучение» (problem-based learning), «вопрошающее обучение» (inquiry--based learning). Требование к организации учебного процесса, роль учителя и учащихся в рамках каждой стратегии.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольное задание 1
  • неблокирующий Контрольное задание 2
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Контрольное задание 1 + 0.5 * Контрольное задание 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Видимое обучение : синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников : пер. с англ., Хэтти, Дж., 2017
  • Образование : очень краткое введение, Томас, Г., 2016
  • Педагогическая психология : учеб. для сред. пед. учеб. заведений, Талызина, Н. Ф., 2001
  • Современные образовательные технологии : учеб. пособие, Бордовская, Н. В., 2010
  • Финская система обучения : как устроены лучшие школы в мире, Уокер, Т., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беспощадный учитель : педагогика non - fiction, Ямбург, Е. А., 2018
  • Культурные основы обучения : Восток и Запад, Ли, Ц., 2017
  • Ловушки преподавания, Коэн, Д. К., 2017