• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Практика чтения"

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Абелюк Евгения Семеновна, Шапиро Надежда Ароновна
Прогр. обучения: Современная филология в преподавании литературы в школе
Язык: русский
Кредиты: 13
Контактные часы: 114

Программа дисциплины

Аннотация

Программа призвана: научить магистрантов самостоятельно создавать на основе полученной научной информации педагогические методики деятельностного типа, с тем чтобы применять их в образовательном процессе и стимулировать учебно-исследовательскую и проектную деятельность школьников, а также руководить ею; в дальнейшем это поможет магистранту успешно реализоваться в профессии; предоставить магистрантам возможность приобрести опыт участия в научных дискуссиях, в презентации результатов собственной исследовательской деятельности; возможность войти в жизнь научного сообщества; В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - современные научные филологические школы, методы и техники анализа художественного текста; - рукописные, печатные, электронные ресурсы, необходимые для исследования. Уметь: - самостоятельно проводить исследование: видеть и формулировать проблему, выбирать тему исследования, - вести поиск необходимых источников, оценивать степень их достоверности, извлекать из них необходимую информацию; анализировать научные концепции; - наблюдать и описывать своеобразие художественного текста; адекватно его понимать и корректно анализировать; комментировать и интерпретировать художественный текст; устанавливать связи между текстом и историко- культурным контекстом, соотносить его с текстами предшествующими, современными и последующими; - формировать собственную концепцию, аргументировать свою позицию; - находить точную и адекватную форму для изложения своей концепции (как письменную, так и устную); - занимать экспертную позицию при обсуждении научных вопросов, учитывать мнение оппонентов. Владеть навыками: - применения полученных теоретико-литературных и историко-культурных знаний в научно-исследовательской и экспертной работе; - критического чтения научных и критических публикаций, корректного изложения и реферирования прочитанного; - составления историко-культурного комментария к художественному тексту, написания научной статьи, экспертного заключения. - участия в научной дискуссии и ведения дискуссии; грамотной, доступной и яркой презентации своей работы. Изучение дисциплины НИС «Практика чтения» базируется на следующих дисциплинах: - Методы филологических исследований; - Литература и политическая социальная история; - Герменевтические аспекты методики преподавания литературы; - Русская и европейская литература и культура.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • научить магистрантов самостоятельно создавать на основе полученной научной информации педагогические методики деятельностного типа, с тем чтобы применять их в образовательном процессе и стимулировать учебно-исследовательскую и проектную деятельность школьников, а также руководить ею; в дальнейшем это поможет магистранту успешно реализоваться в профессии;
  • предоставить магистрантам возможность приобрести опыт участия в научных дискуссиях, в презентации результатов собственной исследовательской деятельности; возможность войти в жизнь научного сообщества;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать современные научные филологические школы, методы и техники анализа художественного текста;
  • знать рукописные, печатные, электронные ресурсы, необходимые для исследования.
  • уметь самостоятельно проводить исследование: видеть и формулировать проблему, выбирать тему исследования,
  • уметь вести поиск необходимых источников, оценивать степень их достоверности, извлекать из них необходимую информацию; анализировать научные концепции;
  • уметь наблюдать и описывать своеобразие художественного текста; адекватно его понимать и корректно анализировать; комментировать и интерпретировать художественный текст; устанавливать связи между текстом и историкокультурным контекстом, соотносить его с текстами предшествующими, современными и последующими;
  • уметь формировать собственную концепцию, аргументировать свою позицию;
  • уметь находить точную и адекватную форму для изложения своей концепции (как письменную, так и устную);
  • уметь занимать экспертную позицию при обсуждении научных вопросов, учитывать мнение оппонентов.
  • владеть навыками применения полученных теоретико-литературных и историко-культурных знаний в научно-исследовательской и экспертной работе;
  • владеть навыками критического чтения научных и критических публикаций, корректного изложения и реферирования прочитанного;
  • владеть навыками составления историко-культурного комментария к художественному тексту, написания научной статьи, экспертного заключения.
  • владеть навыками участия в научной дискуссии и ведения дискуссии; грамотной, доступной и яркой презентации своей работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Информационный поиск. Библиографический поиск.
    Информационные потребности. Поисковый запрос и информационный поиск релевантной информации. Архивы и рукописные отделы библиотек. Работа с рукописями и слайдами. Библиотеки. Типы каталогов: алфавитный и систематический каталоги (на русском и иностранных языках). Каталоги редких книг. Библиографические указатели. Реферативные журналы. Аналитические обзоры. Интернет-ресурсы. Веб-сайты библиотек. Электронные каталоги и базы данных. Электронная библиотека диссертаций. База данных ИНИОН. Электронная библиотека РФФИ. Электронные журналы. Зарубежные ресурсы. Обработка результатов поиска. Составление библиографии. Библиографическая запись. Цитирование и оформление ссылок. Аннотация. Реферирование материалов. Обзор литературы.
  • Выбор художественного материала для анализа. Постановка проблемы.
    Проблема и псевдопроблема. Проблема как вопрос, имеющий неоднозначное решение. Проблема и концепция. Движение во времени и проблематика литературоведческих работ. Мода на проблемы. Адекватность проблемы тексту. II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Что такое читательская культура? Читательская компетенция и уровни ее сформированности. Диалогичность художественного текста. Работы М. М. Бахтина: автор и герой в художественном тексте. «Точки удивления» в тексте. Вопросы к тексту: в фокусе внимания – автор (на материале «Скрипки Ротшильда» А.П. Чехова).
  • Контекстный комментарий к художественному тексту, его возможности, его будущее.
    Литературоведение и смежные научные дисциплины: лингвистика, семиотика, история, история культуры, философия, психология. Текст культуры. Художественная деталь и знание контекста (на примере романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»). Историко-культурные реалии в литературном произведении (на примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник»). Текст в тексте. Аллюзии и реминисценции в художественном тексте. Значение литературного контекста для понимания произведения (на примере драмы А. Блока «Роза и крест» и его поэмы «Соловьиный сад». Литературные источники произведений А. Блока). Визуальный комментарий к тексту.
  • Комментарий к художественному тексту. Виды филологического комментария.
    История жанра комментария. От комментариев Э. Роттердамского до комментариев В. Набокова и М.Л. Гаспарова. Типы филологического комментария. Текстологический комментарий и его принципы. Анализ рукописей и отражение генезиса произведения в комментарии. Черновики Ф.М. Достоевского к роману «Идиот». Эволюция авторского замысла: от замысла романа о Христе – к роману о чудаке Мышкине. Словарный (или лингвистический) комментарий. Черты «языковой личности» Ф.М. Достоевского. Слово и художественная деталь. «Ключевые слова». Историко-культурный комментарий. Реальный комментарий. Мотивный анализ текста и комментарий. Научно-справочный аппарат массовых литературно-художественных изданий. Комментарии к изданиям научного типа. Академические издания и система комментариев. Автокомментарии к художественному тексту. Автокомментарии Г.Р. Державина. Автокомментарии Тимура Кибирова. Читательский комментарий: возможности жанра. Читательский комментарий к поэме А.А. Ахматовой «Реквием».
  • Что такое читательская культура? Читательская компетенция и уровни ее сформированности.
    Понятие «художественный мир». Понятие воссоздающего, художественно-творческого воображения. Экскурсия в творческую лабораторию писателя. Авторский замысел и художественный текст. Уровни сформированости читательской культуры: наивно-реалистический читатель (по Г.А. Гуковскому). Читатель непосредственный и читатель искушенный. Профессиональный читатель.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменные работы
  • неблокирующий активность студента
  • неблокирующий зачетная работа
    Зачетная работа предъявляется студентами в виде комментария к любому, выбранному ими тексту, сочетающему разные виды комментирования (семантический, реальный, визуальный и т.д.).
  • неблокирующий письменные работы
  • неблокирующий активность студента
  • неблокирующий зачетная работа
    Зачетная работа предъявляется студентами в виде комментария к любому, выбранному ими тексту, сочетающему разные виды комментирования (семантический, реальный, визуальный и т.д.).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * активность студента + 0.5 * зачетная работа + 0.25 * письменные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Викентьева, С. А. (2018). Практика Чтения Как Опыт Вовлеченности. Society: Philosophy, History, Culture, (2), 1–4. https://doi.org/10.24158/fik.2018.2.5
  • Практика чтения электронной книги. (2013). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D20078
  • Пушкин А. С. - ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН. МЕДНЫЙ ВСАДНИК - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-12169-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/evgeniy-onegin-mednyy-vsadnik-446972

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Айхенвальд Ю. И. - СИЛУЭТЫ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ В 2 Т. ТОМ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 346с. - ISBN: 978-5-534-05639-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/siluety-russkih-pisateley-v-2-t-tom-2-441644
  • Петрова, О. (2015). Синтаксические Приёмы Актуализации Высказывания В Художественном Тексте. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8A4EADCF