• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Бунго

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 66

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к профессиональному циклу дисциплин, обеспечивающих базовую (общепрофессиональную) подготовку для направления 58.03.01. «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра и изучается на протяжении 2, 3, 4 и 5 курсов. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине «Японский язык», «Введение в специальность» и «История Японии». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: • Владеть базовой лексикой и грамматикой японского языка, уровень которых соответствует уровню N3 Нихонго норёку сикэн – экзамена по определению уровня японского языка (JLPT). • Читать и понимать базовую литературу по профилю специальности, при необходимости привлекая словари и справочную литературу. • Делать сообщения, короткие доклады (с предварительной подготовкой). • Участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью (задавать вопросы и отвечать на вопросы). • Знать об основных приемах информационной обработки текста (аннотирования, реферирования) и перевода базовой литературы по специальности. • Иметь представление о культуре иноязычной речи; о правильном и уместном использовании языковых норм во всех видах речевой деятельности, а также о соблюдении речевого этикета; Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • История Японии • Литература Японии
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение грамматики, лексики, письменности классического языка с целью более глубокого понимания современного языка.
  • Развитие способностей и поддержание стремления к познанию посредством чтения классической литературы в оригинале.
  • Воспитание гармонично развитой и высокообразованной личности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен знать о направлении современной поэзии в Японии эпохи Мэйдзи, уметь переводить стихи, написанные в стиле синтайси.
  • Студент должен знать о языковых особенностях текстов эпох Хэйан, Камакура, Муромати.
  • Студент должен знать об истории классического языка в эпоху Мэйдзи, различать кого от бунго.
  • Студент должен знать об истории книгопечатания в Японии и о японских «Баснях Эзопа».
  • Студент должен знать об истории переводов западных произведений на японский язык и об особенностях этих переводов.
  • Студент должен использовать основные префиксы, уметь строить предложения на классическом языке и распознавать деепричастные формы и союзы.
  • Студент должен уметь склонять существительные и спрягать глаголы и прилагательные в классическом японском языке. Уметь различать связки в предложении.
  • Студент должен уметь читать «Гэндзи моногатари».
  • Студент должен уметь читать «Кодзики».
  • Студент должен уметь читать «Кондзяку моногатари» и «Удзисюи моногатари».
  • Студент должен уметь читать «Манъёсю».
  • Студент должен уметь читать «Нисэ моногатари».
  • Студент должен уметь читать «Хэйкэ моногатари».
  • Студент должен уметь читать «Ямато моногатари», «Макура-но соси».
  • Студент должен уметь читать норито.
  • Студент должен уметь читать произведения жанра отоги-дзоси.
  • Студент должен уметь читать произведения Ихара Сайкаку.
  • Студент должен уметь читать произведения Мацуо Басё.
  • Студент должен уметь читать произведения Миядзаки Мурю.
  • Студент должен уметь читать произведения Одзаки Коё.
  • Студент должен уметь читать произведения сярэбон.
  • Студент должен уметь читать произведения Уэда Акинари.
  • Студент должен уметь читать произведения Фтабатэй Симэй.
  • Студент должен уметь читать произведения Фукудзава Юкити.
  • Студент должен уметь читать стихотворения их антологий «Кокинсю» и «Синкокинсю».
  • Студент должен уметь читать сэммё.
  • Студент должен уметь читать тексты в старой орфографии и находить пользоваться словарем классического японского языка.
  • Студент должен уметь читать японские «Басни Эзопа»
  • Студент должен употреблять основные показатели и частицы, уметь находить в тексте правило «какари мусуби».
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 2 курс. Раздел 1. Тема 1. Введение в проблематику чтения текстов на классическом японском языке.
  • 3 курс. Тема 1. Японский язык в периоды Хэйан, Камакура и Муромати.
  • 4 курс. Тема 1. Письменный язык в период Токугава.
  • 5 курс. Тема 1. Язык бунго в эпоху Мэйдзи и в ХХ веке.
  • 2 курс. Тема 2. Части речи в классическом японском языке.
  • 3 курс. Тема 2. Язык литературных памятников эпохи Хэйан (цукури-моногатари, ута-моногатари, никки, дзуйхицу).
  • 4 курс. Тема 2. Язык прозаических произведений жанра кана-дзоси.
  • 5 курс. Тема 2. Просветительство и разработка новой научной терминологии. Творчество Фукудзава Юкити.
  • 2 курс. Тема 3. Основные грамматические показатели и конструкции в классическом японском языке.
  • 3 курс. Тема 3. Язык японской поэзии – поэзия танка.
  • 4 курс. Тема 3. Особенности языка пародийных произведений.
  • 5 курс. Тема 3. Язык политического романа.
  • 2 курс. Тема 4. Словообразование в классическом японском языке. Синтаксис. Деепричастные формы и союзы.
  • 3 курс. Тема 4. Язык романа «Гэндзи моногатари».
  • 4 курс. Тема 4. Поэзия жанра хайку и проза хайбун.
  • 5 курс. Тема 4. Авторы общества «Кэнъюся». Стиль ранних произведений Одзаки Коё.
  • 2 курс. Раздел 2 Тема 1. Древние письменные памятники и языковая ситуация.
  • 3 курс. Тема 5. Язык произведений жанра сэцува.
  • 4 курс. Тема 5. Особенности стиля и языка произведений Ихара Сайкаку.
  • 5 курс. Тема 5. «Плывущее облако» Фтабатэй Симэй – первый японский роман на разговорном языке.
  • 2 курс. Тема 2. Язык молитвословий норито.
  • 3 курс. Тема 6. Язык произведений жанра гунки.
  • 4 курс. Тема 6. Язык произведений ёмихон.
  • 5 курс. Тема 6. Ранние переводы произведений европейской и американской художественной литературы на японский язык.
  • 2 курс. Тема 3. Язык указов (сэммё).
  • 3 курс. Тема 7. Язык прозы XIV-XVI вв. – отоги-дзоси.
  • 4 курс. Тема 7. Гэсаку – развлекательная литература. Особенности языка.
  • 5 курс. Тема 7. Язык новой японской поэзии.
  • 2 курс. Тема 4. Язык первой поэтической антологии «Манъёсю».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная оценка
    Оценивается выполнение домашних заданий и активность на занятиях.
  • неблокирующий экзамен
    Студент переводит текст и делает грамматический комментарий.
  • неблокирующий аудиторная работа
    Оценивается выполнение домашних заданий и активность на занятиях.
  • неблокирующий экзамен
    Перевод текста, грамматический комментарий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    По согласованию с руководителем
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    По согласованию с руководителем
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    По согласованию с руководителем
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    По согласованию с руководителем
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    По согласованию с руководителем
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    По согласованию с руководителем
  • 2023/2024 учебный год 1 модуль
    0.4 * экзамен + 0.6 * аудиторная оценка
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.6 * аудиторная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Классический японский язык : грамматика, Сиранэ, Х., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anton Antonov. (2005). Alexander Vovin : A reference grammar of classical Japanese prose. Cahiers de Linguistique - Asie Orientale, (1), 141. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.clao.0153.3320.2005.num.34.1.1732
  • Clanuwat, T., Bober-Irizar, M., Kitamoto, A., Lamb, A., Yamamoto, K., & Ha, D. (2018). Deep Learning for Classical Japanese Literature. https://doi.org/10.20676/00000341
  • Honda, S., & Konishi, J. (1996). Pre-Meiji works in the Library of Congress : Japanese literature, performing arts, and reference books : a bibliography / compiled by Shojo Honda ; annotated by Jin\U+02be\ichi Konishi ; under the auspices of the Japanese Section, Asian Division. Washington : Library of Congress : For sale by the U.S. G.P.O., Supt. of Docs., 1996. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsgpr&AN=edsgpr.000436220
  • Tani Moratalla, R. (2018). Poetry and Culture of Travel: A Journey through the Classical Japanese Period ; La poesía y la cultura del viaje: un recorrido a través del periodo clásico japonés. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FB15FD54
  • Washburn, D. (2012). 文学 / Bungaku / Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt5kz0g56z
  • Японско - русский учебный словарь иероглифов : около 5000 иероглифов, Фельдман-Конрад, Н. И., 2001