• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

История международных отношений на Дальнем Востоке

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Язык и литература Японии)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 4-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Проблема взаимодействия и взаимовлияния культур – одна из основных в теоретической и прикладной культурологии. Изучение особенностей взаимодействия культур позволяет приблизиться к пониманию скрытого кода, «генома культуры», поскольку именно в ходе такого взаимодействия выясняется степень закрытости/открытости общества, его ценностные установки в отношении своего/чужого, выявляются стороны культуры, способные к распространению в инокультурной среде, нуждающиеся в корректировке или же неспособные противостоять информационному проникновению извне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать у студентов базовые знания о наиболее важных событиях в истории международных отношений на Дальнем Востоке, основных особенностях и закономерностях межкультурного взаимодействия, характерного для стран региона для периода с древности до нового времени
  • научить студентов самостоятельно использовать полученные знания при анализе источников и при переводе текстов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знание основных особенностей взаимоотношений Китая с соседними странами в III до н.э.-III в. н.э.; умение охарактеризовать основные эволюционные изменения понятия «Срединное государство»; знание внешнеполитических тенденций на Корейском полуострове (I-III вв.);
  • знание основных субъектов международных отношений на Дальнем Востоке в разные периоды; знать основные особенности геополитической иерархии на Дальнем Востоке в древности, средних веках и в новое время; иметь представление о концепции «Китай-варвары», времени ее возникновения; знать основные стратегии и особенности взаимодействия Японии с внешним миром.
  • знать основные вехи взаимодействия японского государства с варварской периферией в в VI-XII вв.
  • знать основные внешнеполитические события на Корейском полуострове в в конце VII- первой трети X вв.; уметь охарактеризовать эволюцию отношений объединенного Силла с Танским Китаем.
  • знать основные корейские источники о Японии (XV в.); уметь охарактеризовать причины, ход и последствия Имджинской войны (1592-1598); знать основные особенности взаимоотношений между династиями Корё и Юань.
  • знать основные особенности взаимоотношений Японии с материком в VI – VIII вв.; умение дать оценку роли переселенцев в формировании раннеяпонсокой государственности и культуры; знать главные особенности официальных контактов с Китаем и Силла (VI-IX вв); уметь охарактеризовать цели, состав и маршруты японских посольств на материк; знать основные причины сворачивания официальных контактов с Танским Китаем и Силла VIII-IX вв.;
  • знать основные особенности внешнеполитических контактов Японии в эпоху Муромати; уметь охарактеризовать особенности официальных и торговых контактов с королевством Рюкю.
  • знать основные особенности идеологии и практики внешних связей в эпоху Мин; уметь дать характеристику особенностям внешней торговли при династии Мин; знать основные типы визуальных изображений японцев в китайских источниках периода Мин.
  • знать основные особенности корейско-маньчжурских отношений; уметь охарактеризовать представления о месте Кореи в мире, согласно учению сирхак; знать ход, причины и последствия японо-китайской войны 1894-1895 гг; уметь охарактеризовать причины и процесс установления Японией протектората над Кореей (1905-1910).
  • знать основные особенности японских буддийских карт мира; уметь охарактеризовать процесс и результаты ассимиляции европейской картографии в Японии; знать особенности изображений «Других» в японской культуре XVII-XIX вв.
  • уметь охарактеризовать основные особенности внешних контактов Китая в XI—XIII вв.; знать основные события и особенности внешней политики при династии Юань; знать особенности внешних связей при династии Юань.
  • уметь охарактеризовать представления о внешнем мире в эпоху Цин и их отличия от предыдущей эпохи Мин; знать основные модели взаимоотношений между Китаем и варварами в эпоху Цин; уметь охарактеризовать деятельность западных миссионеров и русской духовной миссии в Цинском Китае; знать основные военные конфликты эпохи Цин и их причины.
  • уметь охарактеризовать процесс включения Японии в мировую капиталистическую систему; знать событийную канву и особенности миссии Ивакура 1872 г.; знать главные события и особенности территориальной экспансии Японии в конце XIX- начале XX вв.; уметь дать характеристику русско-японским отношениям эпохи Мэйдзи; знать причины, ход и последствия русско-японской войны; знать историю православной миссии в Японии.
  • уметь охарактеризовать систему торговых отношений Японии с Сунским Китаем и государством Корё в эпоху Камакура; уметь выделить основные центры межкультурных контактов на Японском архипелаге; уметь дать характеристку проблемы японских пиратов-вако; знать основные события, причины и последствия монгольского вторжения в Японию.
  • уметь охарактеризовать систему управления внешними связями в эпоху Тан; знать основные тенденции дипломатической мысли в эпоху Тан; знать основные особенности взаимодействия Китая с кочевниками.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • РАЗДЕЛ I. Древность и средние века Тема 1. Введение: основное содержание курса. Периодизация. Географические и историко-культурные особенности Дальневосточного региона.
  • Тема 2. Китай и Корейский полуостров в системе международных отношений в III в. до н.э. – III в.н.э.
  • Тема 3. Китай и внешний мир в III-X вв.
  • Тема 4. Корейский полуостров в конце VII- первой трети X вв.
  • Тема 5. Япония и внешний мир в VI-XII вв.
  • Тема 6. Китай и внешний мир в XI—XIV вв.
  • Тема 7. Корея и внешний мир X-XVI вв .
  • Тема 8. Внешние контакты Японии в эпоху Камакура (1185-1333).
  • Тема 9. Династия Мин (1368- 1644) в системе международных отношений.
  • Тема 10. Япония и внешний мир в эпоху Муромати (1333-1573).
  • РАЗДЕЛ I. Новое время Тема 1. Внешние связи Китая в эпоху Цин (1644-1911)
  • Тема 2. Корея и внешний мир в XVI-начало XX вв.
  • Тема 3. Япония и внешний мир в эпоху Токугава (1603 – 1867).
  • Тема 4. Японские карты миры и визуальные изображения «Других»
  • Тема 5. Япония и внешний мир в эпоху Мэйдзи (1868-1911).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная оценка
  • неблокирующий оценка за реферат
    В течение семестра студенты должны будут выполнить реферативную работу. Преподаватель оценивает качество выполнения задания (реферат), результаты оцениваются по 10-балльной шкале
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.35 * аудиторная оценка + 0.3 * экзамен + 0.35 * оценка за реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Habu, J., Lape, P. V., & Olsen, J. W. (2017). Handbook of East and Southeast Asian Archaeology. New York, NY: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1651869
  • Hudson, M. (1999). Ruins of Identity : Ethnogenesis in the Japanese Islands. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=39188
  • Toby, R. P. (2019). Engaging the Other : “Japan” and Its Alter Egos, 1550-1850. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2012673
  • Внешняя политика Японии : история и современность: учеб. пособие, Виноградов, К. Г., 2008
  • История Древней Японии : учеб. пособие для вузов, Мещеряков, А. Н., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История Японии. XX век, Молодяков, В. Э., 2009

Авторы

  • Сахарова Евгения Борисовна
  • Родин Степан Алексеевич