• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Психо- и нейролингвистика

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Акинина Юлия Сергеевна, Арутюнян Вардан Геворгович, Больгина Татьяна Александровна, Здорова Нина Станиславовна, Зырянов Андрей Сергеевич, Малютина Светлана Александровна, Ступина Екатерина Алексеевна, Худякова Мария Викторовна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 148

Программа дисциплины

Аннотация

Курс представляет собой всесторонний базовый курс по психо- и нейролингвистике. Он будет состоять из пяти тем, освоение которых даст студентам необходимые знания и навыки для чтения психо- и нейролингвистической литературы и проведения собственных исследований. 1) Общие методологические основы экспериментальной науки; 2) Основы нейроанатомии, нейрофизиологии, методов нейронаук; 3) Обработка данных в R; 4) Обзор современных психо- и нейролингвистических исследованиях, посвящённых различным языковым уровням; 5) Поведенческие методы на примере исследований билингвизма.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Умение понимать и критически анализировать психо- и нейролингвистическую литературу
  • Умение грамотно строить экспериментальный дизайн исследования
  • Понимание основных методологических принципов экспериментальной науки
  • Базовое знание нейроанатомии и нейрофизиологии
  • Понимание принципов, достоинств и недостатков различных методов нейролингвистики
  • Умение обрабатывать экспериментальные данные в R
  • Знание основных теорий о психо- и нейролингвистических механизмах на различных языковых уровнях
  • Знание основных теорий о билингвизме
  • Умение программировать поведенческие эксперименты
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимание общих принципов построения эмпирического исследования
  • Понимание общих принципов наблюдательных исследований и опросов
  • Умение определять зависимые, независимые, побочные переменные
  • Умение интерпретировать корреляции
  • Умение оценивать причинно-следственный характер связи
  • Умение оценивать валидность эксперимента
  • Умение интерпретировать основные эффекты и взаимодействия
  • Понимание целей метаанализов и репликаций
  • Понимание возможности обобщения результатов разных типов исследований
  • Знание общего строения нервной системы человека
  • Умение находить макроанатомические структуры головного мозга
  • Знание основных функций макроанатомических структур головного мозга
  • Умение сопоставлять нейронаучные методы, понимание их достоинств и недостатков
  • Понимание принципов электрофизиологических методов
  • Умение читать нейролингвистические статьи с применением электрофизиологических методов
  • Понимание принципов активационных методов
  • Умение читать нейролингвистические статьи с применением активационных методов
  • Умение читать нейролингвистические статьи с применением клинико-патологических методов
  • Понимание принципов клинико-патологических методов
  • Общее представление об устройстве языковой функции в мозге
  • Умение находить структуры мозга, играющие ключевую роль в языковой функции
  • Умение организовывать данные разного типа в R
  • Умение извлекать описательную статистику о данных в R
  • Умение визуализировать данные в R
  • Умение проводить простейшие статистические тесты в R
  • Умение строить линейные модели в R
  • Умение строить различные типы регрессионных моделей в R
  • Умение строить линейные модели с повторными измерениями в R
  • Базовое умение строить смешанные линейные модели в R
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах фонологической обработки
  • Умение критически анализировать статьи о психо- и нейролингвистических исследованиях
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах морфологической обработки
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах лексического и семантического уровня языковой обработки
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах синтаксической обработки
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах дискурсивной обработки
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах моторной функции в речи
  • Знание современных представлений о когнитивных и нейрональных основах чтения и письма
  • Знание современных представлений о связях языковой функции и других когнитивных функций
  • Знание различных типов билингвизма
  • Умение использовать анкеты для исследования уровня билингвизма
  • Знание современных представлений о связи билингвизма с когнитивным развитием
  • Умение программировать эксперименты с измерением скорости реакции
  • Умение обрабатывать данные экспериментов с измерением скорости реакции
  • Знание современных представлений о ментальном лексиконе билингвов
  • Умение программировать эксперименты на называние рисунков
  • Умение обрабатывать данные экспериментов на называние рисунков
  • Знание современных представлений о грамматической функции у билингвов
  • Умение подбирать методы экспериментального исследования синтаксиса
  • Умение критически анализировать статьи про экспериментальные исследования синтаксиса
  • Знание современных представлений о переключении кода в речи
  • Понимание возможностей корпусных методов в исследованиях билингвизма
  • Знание современных исследований о билингвизме в особых популяциях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экспериментальная методология - Принципы построения исследования в психо- и нейролингвистике. Введение.
    Эмпирический метод. Свойства научных теорий. Типы научных исследований. Обзор современного методологического арсенала психо- и нейролингвистики. Примеры решаемых исследовательских задач. Исследования vs. личный опыт. Исследования vs. интуиция. Источники информации. 3 типа утверждений (устанавливающих частотность, ассоциацию, причинность). 4 типа валидностей (внутренняя, внешняя, операциональная, статистическая). Измерения. Измерительные шкалы. Надежность и валидность измерения. Этические гайдлайны.Исследовательская этика. Основные принципы этических гайдлайнов. Этическая комиссия.
  • Экспериментальная методология - Методы для оценки утверждений о частоте встречаемости явления.
    Опросы. Типы вопросов в опроснике. Принципы разработки опросника. Валидность опросника. Наблюдение. Валидность наблюдения. Выборка. Обобщаемость. Способы отбора участников.
  • Экспериментальная методология - Методы для оценки ассоциативных утверждений.
    Двумерная корреляция. Сила корреляции. Валидности корреляционного исследования. Ложные ассоциативные связи. Проблема третьей переменной. Многомерная корреляция. Лонгитюдное исследование. Многофакторный регрессионный анализ. Простота теории. Переменная-медиатор. Переменная-модератор. Побочная переменная.
  • Экспериментальная методология - Методы для оценки утверждений, устанавливающих причинно-следственные связи.
    Временной порядок событий. Зависимая, независимая и побочные переменные. Межгрупповые и внутригрупповые экспериментальные планы: преимущества и недостатки. Экспериментальные листы. Филлеры. Угрозы для внутренней валидности эксперимента (maturation, history, regression, attrition, testing и instrumentation threats, observer bias, demand characteristics, placebo effect). Основной эффект. Взаимодействие. Отсутствие эффекта. Мощность эксперимента. Публикационный сдвиг.
  • Экспериментальная методология - Расставление приоритетов в исследованиях.
    Квазиэксперимент. Эксперименты с маленькой выборкой. Репликация результатов. Типы репликаций. Мета-анализ. Внешняя валидность. Режим обобщения и режим тестирования теории. WEIRD популяция.
  • Введение в нейролингвистику - Нейроанатомия для нейролингвиста: введение.
    Центральная и периферическая нервная система. Строение центральной нервной системы. Головной и спинной мозг. Серое и белое вещество головного мозга. Нейроны и глия. Пропагация электрического сигнала в мозгу. Синапсы и нейромедиаторы. Нейропластичность.
  • Введение в нейролингвистику - Структурная нейроанатомия.
    Макроанатомия головного мозга. Эмбриональное развитие головного мозга. Конечный, промежуточный, средний, задний и продолговатый мозг. Строение коры больших полушарий. Подкорковые ядра. Проводящие пути белого вещества. Мозговые оболочки, желудочковая система, кровоснабжение головного мозга. Методы и принципы парцелляции коры больших полушарий.
  • Введение в нейролингвистику - Функциональная нейроанатомия.
    Сенсорные и двигательные системы - обзор. Первичные, вторичные и третичные поля коры. Локализация высших психических функций. Основные функции долей головного мозга. Межполушарная асимметрия.
  • Введение в нейролингвистику - Методы нейролингвистики: обзор
    Классификация методов. Электрофизиологические, клинико-патологические, активационные, стимуляционные методы. Пространственное и временное разрешение методов. Зависимые, независимые и побочные переменные нейрометодов. Преимущества и ограничения нейрометодов. Проблема каузации в нейровизуализации. Индивидуальная вариативность. Ретестовая надежность методов. Проблема множественных сравнений в нейронауках. Маленькие выборки и большие данные.
  • Введение в нейролингвистику - Методы нейролингвистики: электрофизиологические методы
    Электроэнцефалография (ЭЭГ). Магнитоэнцефалография (МЭГ). Биофизика ЭЭГ и МЭГ сигналов. Проблема локализации источника. Метод вызванных потенциалов. Основные вызванные потенциалы в нейролингвистике. Временно-частотный анализ. Примеры экспериментов.
  • Введение в нейролингвистику - Методы нейролингвистики: активационные методы
    Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ). Нейробиология и принципы регистрации фМРТ сигнала. Дизайн фМРТ эксперимента. Проблема выбора условий фМРТ эксперимента. Примеры экспериментов.
  • Введение в нейролингвистику - Методы нейролингвистики: клинико-патологические методы
    История клинико-патологических методов. Повоксельное картирование симптом-поражение (VLSM). Дизайн VLSM эксперимента. Повоксельная морфометрия. Анализ нетворк-поражение (Lesion Network Mapping). Примеры экспериментов.
  • Введение в нейролингвистику - Язык в мозге: обзор
    Современные модели организации языка в мозге. Модель Вернике-Лихтгейма. Модель двойного пути. Зоны Брока и Вернике: традиционные и новые представления. Языковые зоны за пределами Брока и Вернике. Латерализация языка.
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Начало работы с данными в R
    Подготовка рабочего пространства. Загрузка и чтение данных, знакомство с данными, организация данных. Работа со строками, столбцами, переменными, векторами, факторами, датафреймами.
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Визуализация данных. Описательная статистика
    Разведочный анализ данных, построение графиков и диаграмм, повторная чистка, реорганизация матриц и дата фреймов.
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Аналитическая статистика
    Одновыборочные тесты. Выборки с одной зависимой переменной. Двухвыборочные тесты, зависимые/ независимые выборки. Коэффициент корреляции. Нормальность распределения выборки.
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Статистическое моделирование: основы
    Построение модели, визуализация модели, оценка модели. Примеры.
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Линейные модели
    Линейные модели с одной, двумя или несколькими независимыми переменными. Примеры.
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Регрессия
    Логистическая регрессионная модель с одной, двумя или несколькими независимыми переменными. Другие виды регрессии: упорядоченная, полиномиальная, пуассоновская регрессия. Примеры.
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Линейные модели с повторными измерениями.
    Линейные модели с повторными измерениями. Одна независимая переменная. Две независимые переменные. Внутригрупповой и межгрупповой экспериментальные дизайны. Примеры.
  • Статистический анализ экспериментальных данных - Смешанные линейные модели
    Смешанные линейные модели: основы.
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Фонологический уровень языковой обработки
    Психолингвистические представления о базовых единицах слухового восприятия речи; “моторная теория” восприятия речи. Нейрональные основы слухового восприятия речи. Ритмы мозга и их синхронизация в восприятии речи.
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Морфологический уровень языковой обработки
    Модели обработки многоморфемных слов: модели цельнословного доступа, полной декомпозиции, “двойного пути”. Роль лингвистических факторов в обработке многоморфемных слов. Нейрональные основы морфологической обработки.
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Лексико-семантический уровень языковой обработки
    Основные компоненты моделей лексического доступа (концепт, лемма, фонологическая форма). Примеры экспериментальных парадигм для изучения лексического доступа. Нейрональные основы семантической обработки, возможные “семантические хабы”. Вызванный потенциал N400. “Теория воплощённого познания”. Балансирование экспериментального стимульного материала по лексико-семантическим параметрам.
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Синтаксический уровень языковой обработки
    Примеры экспериментальных парадигм для изучения синтаксической обработки (в том числе чтение с саморегуляцией скорости). Модели понимания предложений: двухэтапные модели, модели параллельной обработки, модели поверхностной обработки. Обработка аргументной структуры глагола. Обработка структурной неоднозначности. Нейрональные основы синтаксической обработки. Вызванный потенциал P600. Балансирование экспериментального стимульного материала по синтаксическим параметрам.
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Дискурсивный уровень языковой обработки
    Особенности письменного и устного дискурса. Примеры экспериментальных парадигм для элиситации дискурса. Модели референциального выбора; референциальная неоднозначность. Типы жестов, их роль в дискурсе. Роль филлеров в дискурсе. Роль модели сознания другого человека (англ. theory-of-mind) в дискурсе. Нейрональные основы понимания и порождения дискурса.
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Моторная функция в порождении речи
    Психолингвистические представления о базовых единицах артикуляции; модель DIVA. Нейрональные основы артикуляции. Ритмы мозга и их синхронизация при артикуляции. Артикуляционные нарушения (напр., заикание) и их нейрональные корреляты.
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Чтение и письмо
    Исследования чтения методом записи движений глаз. Нейрональные основы чтения. Роль психолингвистических факторов в чтении. Роль типологических факторов (систем письменности) в чтении. Дислексия и дисграфия.
  • Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме - Связь речи с иными когнитивными функциями
    Роль рабочей памяти и управляющих функций в языковой обработке. Нарушения речи в популяциях с неязыковыми нарушениями (РАС, деменцией и т. п.). Изменения в языковой обработке в пожилом возрасте.
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм: основные понятия
    Билингвизм. Типы билингвизма: возраст усвоения, степень усвоения, функциональная дистрибуция, способ усвоения. Язык наследников. Бидиалектизм. Социолингвистические анкеты для исследования уровня билингвизма.
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм и когнитивное развитие
    Гипотеза билингвального преимущества. Билингвизм и исполняющие функции. Билингвизм и деменция.
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Эксперименты с измерением скорости реакции
    Тесты для оценки исполняющих функций. Введение в программу Opensesame, программирование задания Фланкера в программе Opensesame. Обработка данных на языке R.
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Ментальный лексикон билингва
    Модели ментального лексикона монолингвов и билингвов. Понимание и порождение слов детьми при билингвизме. Проблемы гипер- и недодиагностики задержки речевого развития и билингвизма. Когнаты.
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Эксперименты на называние рисунков
    Программирование эксперимента на называние рисунков в программе Opensesame. Оценка скорости называния рисунков. Обработка данных на языке R.
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм и грамматика
    Утрата и функциональная конвергенция грамматических категорий при билингвизме. Заимствование морфологии, креольские языки, ареальная лингвистика.
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Экспериментальные исследования синтаксиса
    Обзор методов исследования синтаксиса: опросник, детекция ошибки, чтение с саморегуляцией скорости, запись движений глаз.
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм и корпусные исследования
    Переключение кода в речи. Корпуса ошибок. Исследования анафоры у изучающих второй язык.
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм и особые популяции
    Мультимодальный билингвизм. Билингвизм при различных речевых нарушениях.
  • Поведенческие исследования и билингвизм - Билингвизм: основные понятия
    Билингвизм и бикультурализм. Типы билингвизма: возраст усвоения, степень усвоения, функциональная дистрибуция, способ усвоения. Билингвизм как континуум. Язык наследников и второй иностранный. Социолингвистические анкеты и тесты для исследования уровня билингвизма. Фактор культуры при изучении билингвизма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы по блоку "Экспериментальная методология"
    Три самостоятельных работы по темам блока "Экспериментальная методология". Вопросы с кратким ответом или с выбором варианта ответа, вопросы с открытым ответом. В финальную оценку включаются результаты 2 самостоятельных работ с лучшими оценками.
  • неблокирующий Контрольная работа по блоку "Экспериментальная методология"
    Вопросы с кратким ответом, выбором варианта ответа или открытым ответом по темам блока "Экспериментальная методология"
  • неблокирующий Домашнее задание №1 по блоку "Экспериментальная методология"
    Задание №1 (по поиску литературы и формулировке исследовательских вопросов)
  • неблокирующий Домашнее задание №2 по блоку "Экспериментальная методология"
    Задание №2 (составление графиков по таблицам, интерпретация графиков) Набор заданий с кратким или развернутым ответом по теме «Корреляционное исследование».
  • неблокирующий Домашнее задание №3 по блоку "Экспериментальная методология"
    Задание №3 (создание экспериментального дизайна) Комментарий: Набор заданий с кратким или развернутым ответом по теме «Эксперимент».
  • неблокирующий Домашнее задание №1 по блоку "Введение в нейролингвистику"
  • неблокирующий Домашнее задание №2 по блоку "Введение в нейролингвистику"
  • неблокирующий Самостоятельные работы по блоку "Введение в нейролингвистику"
    Короткие тестовые задания по содержанию прошедших аудиторных занятий. Типы вопросов - выбор из нескольких вариантов ответа, вопрос с кратким открытым ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы за исключением одной самой низкой оценки (не учитывается в среднем).
  • неблокирующий Самостоятельные работы по блоку "Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме"
    За модуль проводится до 10 самостоятельных работ с выбором варианта ответа или кратким ответом. Общая оценка за самостоятельные работы вычисляется как среднее арифметическое оценок за отдельные самостоятельные работы за исключением одной самой низкой оценки (не учитывается в среднем). Типы вопросов: с выбором варианта ответа, с кратким ответом.
  • неблокирующий Практические задания блока "Статистический анализ экспериментальных данных"
  • неблокирующий Домашнее задание по блоку "Статистический анализ экспериментальных данных "
    На собственных данных повторить все проделанные на семинарах шаги, сделать анализ и описать его результаты.
  • неблокирующий Практические задания блока "Поведенческие исследования и билингвизм"
  • неблокирующий Контрольная работа по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм"
  • неблокирующий Презентация по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм"
    Презентация по самостоятельно найденной статье по теме семинара
  • неблокирующий Итоговый устный экзамен
    Итоговый устный экзамен проводится по билетам. Каждый билет содержит по одному вопросу из каждого из пяти тематических блоков курса ("Экспериментальная методология", "Введение в нейролингвистику", "Статистический анализ экспериментальных данных", "Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме", "Поведенческие исследования и билингвизм").
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.04 * Домашнее задание по блоку "Статистический анализ экспериментальных данных " + 0.06 * Домашнее задание №1 по блоку "Введение в нейролингвистику" + 0.024 * Домашнее задание №1 по блоку "Экспериментальная методология" + 0.06 * Домашнее задание №2 по блоку "Введение в нейролингвистику" + 0.032 * Домашнее задание №2 по блоку "Экспериментальная методология" + 0.032 * Домашнее задание №3 по блоку "Экспериментальная методология" + 0.2 * Итоговый устный экзамен + 0.08 * Контрольная работа по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм" + 0.048 * Контрольная работа по блоку "Экспериментальная методология" + 0.08 * Практические задания блока "Поведенческие исследования и билингвизм" + 0.06 * Практические задания блока "Статистический анализ экспериментальных данных" + 0.04 * Презентация по блоку "Поведенческие исследования и билингвизм" + 0.08 * Самостоятельные работы по блоку "Введение в нейролингвистику" + 0.1 * Самостоятельные работы по блоку "Психо- и нейролингвистика языковой обработки в норме" + 0.064 * Самостоятельные работы по блоку "Экспериментальная методология"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Traxler, M. J. (2012). Introduction to Psycholinguistics : Understanding Language Science. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=398618

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gernsbacher, M. A., & Traxler, M. J. (2006). Handbook of Psycholinguistics (Vol. 2nd ed). Amsterdam: Academic Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=187294