• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Современные лингвистические школы и направления

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 9

Программа дисциплины

Аннотация

Курс охватывает проблематику структурной лингвистики, этно-, психо- и социолингвистики, когнитивной и дискурсивной лингвистики. Изучается ряд новейших лингвистических направлений, в число которых входят корпореальная лингвистика, лингвосенсорика и др. Рассматриваются основные закономерности в развитии лингвистической мысли, прослеживается преемственность между различными направлениями и возможность междисциплинарного взаимодействия при решении исследовательских задач, обсуждаются используемые в рамках того или иного направления методы и подходы и определяется степень их перспективности для проведения собственных научных исследований при написании выпускных квалификационных работ. В рамках курса предполагается развитие и совершенствование навыков профессиональной коммуникации посредством обсуждения публикаций научных школ, овладения метаязыком современных лингвистических исследований, усвоения оборотов и клише, свойственных научным текстам лингвистической проблематики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными направлениями современных научных исследований в области теоретического языкознания и наиболее значимыми и авторитетными российскими и зарубежными лингвистическими школами, деятельность которых датируется ХХ-XXI в.. Курс охватывает проблематику структурной лингвистики, этно-, психо- и социолингвистики, когнитивной и дискурсивной лингвистики.. Изучается ряд частных («нано») лингвистических направлений, в число которых входят корпореальная лингвистика, лингвосенсорика и др. Рассматриваются основные закономерности в развитии лингвистической мысли, прослеживается преемственность между различными направлениями и возможность междисциплинарного взаимодействия при решении исследовательских задач, обсуждаются используемые в рамках того или иного направления методы и подходы и определяется степень их перспективности для проведения собственных научных исследований при написании выпускных квалификационных работ. В рамках курса предполагается развитие и совершенствование навыков профессиональной коммуникации посредством обсуждения публикаций научных школ, составления рефератов и сводных обзоров статей, овладения метаязыком современных лингвистических исследований, усвоения оборотов и клише, свойственных научным текстам лингвистической проблематики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать характеристики научного направления и научной школы, типы школ и их функции в развитии научного знания; знать базовые понятия структурного подхода в языкознании и понимать степень их релевантности для современных лингвистических исследований .
  • Знать особенности организации современного научного знания и принципами создания меж- и трансдисциплинарных научных областей; понимать отличие концептуальной междисциплинарности от инструментальной; иметь представление о дисциплинах, которые способны взаимодействовать в рамках лингвистического исследования; иметь представление о междискурсивности
  • владеть навыками анализа, синтеза, сравнения, обобщения информации, представленной в научной литературе по проблематике исследований научных школ;
  • знать истоки социолингвистического направления в лингвистике, основные закономерности в развитии дисциплины, ее современное состояние, наиболее актуальные направления современных социолингвистических исследований, иметь представление о методах социолингвистических исследований
  • уметь пользоваться метаязыком социолингвистического описания.
  • владеть навыками отбора и критического анализа научной литературы по проблематике исследований научных школ
  • знать основы когнитивистики и основные принципы и методы лингвокогнитивных исследований.
  • уметь соотносить тематику исследований научных школ с собственным научным исследованием в рамках ВКР
  • знать особенности психолингвистического направления в языкознании и основные периоды в его становлении, иметь представление о различиях в проблематике психолингвистических исследований в России и за рубежом; иметь представление об исследованиях в сфере языкового сознания, детской речи, внутренней речи, механизмов речеобразования; иметь представление о прикладной ценности психолингвистики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в дисциплину.
    Студенты знакомятся с современными подходами к определению научного знания и принципами его классификации; с понятиями "научное направление" и «научная школа», изучают характеристики научной школы, типы школ и их функции в развитии научного знания. Студенты знакомятся с базовыми понятиями структурного языкознания, релевантными для современной науки (система и структура, парадигматика и синтагматика, синхрония и диахрония и др.).
  • Меж- и трансдисциплинарный подходы в современном научном исследовании
    Студенты знакомятся с особенностями организации современного научного знания и принципами формирования меж- и трансдисциплинарных научных областей.
  • Этнолингвистика как направление научных исследований
    Студенты знакомятся с истоками направления и деятельностью отечественных и зарубежных этнолингвистических школ. Изучается базовый понятийный аппарат дисциплины, рассматривается круг изучаемых в ее рамках вопросов и основные модели их решения.
  • Социолингвистика как направление научных исследований.
    Студенты знакомятся с истоками социолингвистического направления в лингвистике, изучают метаязык социолингвистического описания, анализируют деятельность отечественных и зарубежных школ, работающих в рамках направления.
  • Психолингвистика как направление научных исследований
    Рассматриваются истоки формирования направления, изучается его концептуальное наполнение и понятийный аппарат, анализируются различия между отечественными и зарубежными психолингвистическими школами
  • Когнитивная парадигма в современных лингвистических исследованиях.
    Студенты знакомятся с основами когнитивистики и с основными принципами и методами лингвокогнитивных исследований. Особое внимание уделяется исследованиям в области метафорологии: анализируется современное понимание природы метафоры, изучается механизм метафорической проекции, вводится понятие «концептуальная метафора» и обсуждаются наиболее проблемные аспекты ее изучения, рассматривается понятие «преднамеренная метафора», изучаются механизмы метафорической креативности и др.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Проект 1
  • неблокирующий Проект 2
  • неблокирующий Проект 3
  • неблокирующий Проект 4
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.2 * Проект 1 + 0.2 * Проект 2 + 0.2 * Проект 3 + 0.2 * Проект 4
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гарбовский Н. К. - ТЕОРИЯ ПЕРЕВОДА 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 387с. - ISBN: 978-5-534-07251-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-perevoda-432812
  • Джуринский А. Н. - ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. XX - XXI ВЕКА 3-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 282с. - ISBN: 978-5-534-10247-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-pedagogiki-i-obrazovaniya-v-2-ch-chast-2-xx-xxi-veka-442460
  • Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-08259-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-semioticheskiy-podhod-424712
  • Ушаков Е. В. - ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 392с. - ISBN: 978-5-534-02637-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-nauki-433113

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Pourcel, S., & Evans, V. (2009). New Directions in Cognitive Linguistics. Amsterdam: John Benjamins Publishing Co. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=283987