• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Научно-исследовательский семинар "Дислексия и дисграфия: нейролингвистический подход"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 4-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с проблематикой нейролингвистического подхода к дислексии и дисграфии, историей развития науки в этой области, а также с современными отечественными и зарубежными методами исследования дислексии и дисграфии, формирует умение пользоваться инструментом для выявления лингвистического дефицита при дислексии - фонологическим тестом, тренирует навык формулировать различия между разными типами дислексии и дисграфии в терминах особенностей развития отдельных когнитивных функций.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление со значимостю создания эффективных методик выявления и коррекции специфических нарушений чтения и письма у детей для системы образования и общества в целом
  • ознакомление с различными классификациями нарушений в процессах освоения письменной речи
  • ознакомление с современными методами исследования дислексии и дисграфии
  • ознакомление с нейролингвистическим подходом к исследованию дислексии и дисграфии
  • ознакомление с причинами и признаками развития нарушений чтения и письма у детей
  • ознакомление с современными инструментами диагностики дислексии и дисграфии
  • ознакомление с ключевыми компонентами успешной коррекции дислексии и дисграфии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Может дать определения основных видов нарушения письменной речи; понимает базовые положения
  • Знает основные подходык классификации нарушений в освоении письменной речи (классификации по различным основаниям)
  • Знает основные типы нарушений в процессах освоения письменной речи
  • Может назвать несколько ключевых работ по теме дислексии и дисграфии отечественных авторов
  • Знает, какие методы используются в современной науке для исследования различных аспектов, связанных с дислексией и дисграфией
  • Знает основные гипотезы о причинах дислексии, сформированные современной наукой на основе экспериментальных исследований
  • Знать основные признаки (внешние проявления) дислексии и дисграфии
  • Знает об основных инструментах диагностики дислексии и дисграфии
  • Умеет пользоваться инструментом для выявления лингвистического дефицита при дислексии – фонологическим тестом
  • Умеет анализировать на учебном материале ошибки (в образцах почерка детей с дисграфией и в аудиозаписях чтения детей с дислексией) с точки зрения возможных причин нарушения письменной речи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение и мотивационная часть
    основные понятия, термины, примеры возможностей будущего практического применениязнаний, получаемых на курсе, значимость данной области исследований для науки о языке, системы образования и общества в целом
  • Классификации нарушений в процессах освоения письменной речи
  • Современные методы исследования дислексии и дисграфии
  • Нейролингвистический подход к исследованию дислексии и дисграфии; основные современные гипотезы о причинах дислексии
  • Внешние проявления и признаки развития нарушений чтения и письма у детей
  • Современные инструменты диагностики дислексии и дисграфии
  • Ключевые компоненты успешной коррекции дислексии и дисграфии. Разбор опыта успешного применения комплексного подхода к коррекции дислексии с опорой на лингвистические знания, анализ учебного материала
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-тест 1
    В случае пропуска даты элемента контроля по уважительной причине работа пересдается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии. Если работы сдаются не в срок не по уважительной причине, они могут быть сданы не позднее 10 дней до начала сессии, с понижением на 2 балла.
  • неблокирующий Мини-тест 2
    В случае пропуска даты элемента контроля по уважительной причине работа пересдается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии. Если работы сдаются не в срок не по уважительной причине, они могут быть сданы не позднее 10 дней до начала сессии, с понижением на 2 балла.
  • неблокирующий Реферат или доклад
    В случае пропуска даты элемента контроля по уважительной причине работа пересдается в течение недели после даты, в которую студент приступил к занятиям после пропуска, но не позднее 10 дней до начала сессии. Если работы сдаются не в срок не по уважительной причине, они могут быть сданы не позднее 10 дней до начала сессии, с понижением на 2 балла.
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Экзамен
    По общим правилам пересдачи экзамена, пропущенного по уважительной причине.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на занятиях + 0.2 * Мини-тест 1 + 0.2 * Мини-тест 2 + 0.2 * Реферат или доклад + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Хомская, Е.Д. Нейропсихология : учебник для вузов / Е.Д. Хомская. - 4-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 496 с. - (Классический университетский учебник). - ISBN 978-5-4461-0778-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055278

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Реформатский А. А. ; Сост. Реформатская М. А. - ФОНОЛОГИЯ И МОРФОНОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 299с. - ISBN: 978-5-534-06244-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/fonologiya-i-morfonologiya-izbrannye-raboty-441881