• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Современный русский язык с точки зрения методики его преподавания иностранцам (фонетика, морфология, синтаксис, стилистика)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс продолжает курс с тем же названием, читающийся на первом году обучения, и посвящен особенностям русского языка у стандартных говорящих и у людей, унаследовавших его от родителей, но живущих вне языковой среды - эритажных носителей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В курсе изучается грамматика и стилистика стандартного русского языка и эритажного языка, а также особенности обучения эритажных носителей в смешанной группе.
  • Пререквизитом курса является одноименный курс, читавшийся на первом году обучения.
  • Прослушав данный курс, студенты научатся успешно обучать русскому языку иностранцев, а также его эритажных носителей: двуязычных детей и взрослых - как в смешанной, так и в несмешанной группе.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит определения ключевых понятий теории эритажного языка, может привести не менее 3 факторов, влияющих на формирование языковой компетенции у носителя эритажного языка.
  • Зная необходимое и достаточное количество социолингвистических параметров, относит говорящего к определенному типу носителей эритажного языка или к носителю L2.
  • Находит грамматические ошибки в речи эритажных носителей, классифицирует их, определяет причины этих ошибок.
  • Могут воспроизвести не менее 3 элементов каждого стиля речи, вызывающего трудности у носителей эритажного языка, могут дать студенту рекомендации, разрешающие эти трудности.
  • Воспроизводит не менее 3 особенностей уровней владения эритажным языком: HL1 + HL2
  • Воспроизводит не менее 2 стратегий обучения эритажных носителей в смешанной группе (HL + FL)
  • Определив тип носителя эритажного языка, может разработать программу его обучения по конкретному запросу.
  • Студент воспроизводит определения основных понятий, связанных с темой.
  • Самостоятельно создает лингводидактические материалы по теме.
  • Из существующей лингводидактической литературы студент выбирает материал, точно и полно отражающий грамматические явления, связанные с темой. Объясняет, почему такой-то и такой-то материал хорош, а такой-то и такой-то плох для урока.
  • Прочитав теоретическую литературу по теме, студент перифразирует основные положения прочитанного так, чтобы они были понятны и полезны иностранным учащимся.
  • Студент находит в тексте и интерпретирует явления, иллюстрирующие правила, связанные с темой, и ошибки на эти правила.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Эритажный язык и эритажные носители языка
    Знакомство с литературой по темам «эритажные языки и эритажные носители», «типы эритажных носителей», «факторы, влияющие на формирование языковой компетенции у эритажных носителей», «основные отличия эритажных носителей от L2 носителей»
  • Грамматика эритажного русского языка
    Знакомит студентов с особенностями грамматической системы русского эритажного языка (падеж, вид, род и др.)
  • Стилистика эритажного языка
    Рассматриваются особенности стилей, наиболее актуальных для носителей эритажного языка: официально-делового, научного, публицистического, художественного.
  • Эритажные студенты в смешанной аудитории
    Уровни владения эритажным языком: HL1 + HL2 Педагогические стратегии в смешанных аудиториях: HL + Fl,
  • Грамматика стандартного русского языка с точки зрения методики преподавания его иностранцам.
    Местоимение. Глагол. Подлежащее. Генитивная конструкция и ее синонимы. Локативные и темпоральные конструкции. Относительное предложение. Средства выражения логической связи между несколькими событиями. Прямая и косвенная речь.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий проект
    Экзамен предполагает подготовку (заранее) и устную защиту (в день экзамена) проекта пособия по РКИ для эритажных носителей.
  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий тесты
  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий письменная работа (анализ текста)
  • неблокирующий письменная работа (план урока)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * активность на семинарских занятиях + 0.2 * домашнее задание + 0.15 * письменная работа (анализ текста) + 0.1 * письменная работа (план урока) + 0.2 * проект + 0.15 * тесты + 0.05 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Современный русский язык, Розенталь, Д. Э., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Глазков А. В., Глазкова Е. А., Лапутина Т. В., Муравьева Н. Ю. ; Под ред. Муравьевой Н.Ю. - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 230с. - ISBN: 978-5-534-06912-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-437826
  • Лисенкова И.М. - Современный русский язык. Лексическая семантика. Синтагматика лексических единиц - Русайнс - 2016 - 134с. - ISBN: 978-5-4365-0500-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/925949
  • Милославский И. Г. - СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ И ГРАММАТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 163с. - ISBN: 978-5-534-07851-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennyy-russkiy-yazyk-kultura-rechi-i-grammatika-434557