• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2020/2021

Теория и механизмы современного государственного управления

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Дмитриева Наталья Евгеньевна, Калгин Александр Сергеевич, Майоров Алексей Николаевич, Минченко Ольга Сергеевна, Уткина Валерия Владимировна, Цыганков Даниил Борисович
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина дает студентам возможность познакомиться с базовыми теориями, практиками, механизмами и инструментами публичного управления. В рамках курса студенты получат знания и навыки в области формирования управленческой структуры органов власти, распределения полномочий, управления и бюджетирования по результатам, кадровой политики на государственной службе и в бюджетном секторе, планирования и оценки результатов в государственном секторе. Отличительной особенностью дисциплины является ее практическая ориентация, что позволяет студентам не только познакомиться с теориями и инструментами, но и научиться применять их к реальной жизни.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с основными теориями, понятиями, механизмами современного государственного и муниципального управления;
  • рассмотрение системы функционирования органов власти и особенностей организации государственной и муниципальной службы;
  • обсуждение перспективных направлений развития публичного управления, критериев оценки его качества;
  • формирование у студентов устойчивых навыков использование современных технологий в области государственного управления;
  • обучение студентов навыкам формирования систем оценок, набора показателей, создания документов в сфере государственной службы, формирования и использования интегральных оценок, выбора оптимального набора полномочий для конкретных органов власти и др.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент отличает полномочия от функций, знает принципы организации структуры органов исполнительной власти, знает структуру системы управления образованием и полномочия отдельных субъектов в этой структуре.
  • Студент может сравнить региональные и общефедеральные нормы. Студент может назвать примеры общефедеральных норм и региональных норм в сфере регулирования образования.
  • Студент может сформировать набор показателей деятельности для проекта или организации. Оценить существующую систему показателей по критериям качества.
  • Студент знает участников системы стратегического планирования и роль каждого. Студент может оценить взаимосвязь целей, задач, мероприятий и показателей программ и проектов. Студент знает основное направление государственной политики в сфере образования и инструменты ее реализации
  • Студенты могут самостоятельно сформировать систему оценки программы, оптимально сочетая разные виды оценок, а так же критически оценить и указать на недостатки существующих систем. Студенты знают, могут назвать и охарактеризовать общие недостатки системы оценки программ в сфере образования.
  • Студент знает типовые виды обязательных требований в сфере образования, а так же может оценить регуляторные издержки исполнения конкретного регуляторного требования
  • Студент может подготовить должностную инструкцию и должностной контракт. Студент знает и может охарактеризовать основные карьерные траектории бюджетного и государственного служащего в сфере образования.
  • Студент может сформировать собственную интегральную оценку интересующей сферы, субъектов, совокупности организаций.
  • Студент может критически оценить существующие индексы, индикаторы, показатели и определить их применимость для оценок в конкретных практических целях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы государственного управления. Структура ОИВ. Государственные функции и государственные услуги. Порядок исполнения. Структура управления в сфере образования
    Государственные функции и функции государства. Опыт функционального распределения. Структура государственного управления. Государственное управление в сфере образования. Распределение полномочий в сфере образования. Полномочия и функции исполнительной власти, факторы их изменения. Типы государственных функций и услуг, их основные характеристики. Типы государственных органов и их функциональные отличия. Министерская и агентская модели организации правительства. Взаимодействия между органами исполнительной власти разных типов: межведомственное взаимодействие и координация. Регламенты взаимодействия органов исполнительной власти. Переход к межведомственному информационному взаимодействию.
  • Федерализм и разграничение полномочий между уровнями власти
    Структура государственного управления: институциональная и процедурная сто-рона. Принципы взаимодействия органов государственного управления. Территориальный аспект: общие вопросы и принципы территориальной организации государственного управления. Разграничение полномочий между уровнями власти на примере сферы образования.
  • Управление по результатам, показатели результативности и оценка эффективности деятельности в государственных органах
    Концепция управления по результатам. Принципал-агентская проблема и пути её решения. Положительные и отрицательные эффекты от внедрения показателей результативности. Использование ключевых показателей результативности и эффективности в системе государственного и муниципального управления. Проблема манипулирования показателями. Необходимость и ограничения государственного планирования. Стадии процесса планирования. Методы планирования. Определение целей и задач деятельности органов исполнительной власти. Прогнозирование и оценка вариантов. Отечественный и зарубежный опыт внедрения управления по результатам. Инструменты управления по результатам в Российской Федерации
  • Планирование в системе публичного управления
    Стратегическое планирование, государственные программы и проектные подходы в государственном управлении. Краткая история стратегического планирования. Этапы стратегического планирования, участники процесса стратпланирования и их роли. Законодательство о стратегическом планировании в России. Показатели и индикаторы всистеме планирования.
  • Политический анализ и оценка программ. Аналитические подходы к анализу принятия решений и реализации государственной политики
    Политический анализ как анализ решений государственных органов (Public Policy Analysis). Генезис Policy Analysis и Program Evaluation в США, просачивание дисциплин в европейскую академическую дискуссию и практическое консультирование. Использование экспертного знания в управлении и политике. «Просачивание» информации, концепций и аргументов в политический процесс принятия решений. Экспертное знание «as data», «as ideas», «as argumentation». Основные модели взаимодействия эксперта и политика (чиновника): технократическая, меритократическая, взаимное обучение. Триада понятий «политическое». Понятия «polity» (политические рамки действия), «politics» (политика как процесс) и «policy» (содержательный аспект политики).
  • Государственное регулирование
    Теоретические основы регулирования, регуляторные модели. Современные тенденции в государственном регулировании. Risk-oriented regulation, Evidence-based policy. Регулирование в образовании.
  • Основы государственной и муниципальной службы. Государственная и муниципальная служба в системе управления образованием.
    Основы законодательства о государственной службе в РФ. Карьерные траектории государственных и муниципальных служащих. Государственная служба, муниципальная служба, работа в бюджетном секторе. Понятие должностной инструкции и должностного контракта. Гендерный аспект на государственной службы. Специфика работы в образовательном секторе.
  • Оценки в системе публичного управления
    Сравнительные оценки качества государственного управления. Цели сравнительных оценок качества государственного управления (глобализация и процесс унификации государственных институтов, изучение и поиск лучшей практики). Значение международного опыта (преодоление разрыва в уровне развития, прозрачные условия для международного бизнеса, распространение влияния, проч.). Ограничения на использование зарубежного опыта (государственное устройство, социальные и культурные особенности стран). Организации, участвующие в оценке и распространении лучшей практики государственного управления (международные, национальные, правительственные и неправительственные, частные организации). Индексы качества государственного управления. Международные прямые оценки и рейтинги качества государственного управления. Российская практика сравнительных оценок качества государственного управления и их использования в практике управления.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий выполнение домашних заданий
  • неблокирующий работа на семинаре
  • неблокирующий Проект по тематике курса
  • неблокирующий экзамен
    Экзамен проводится в форме тестирования. Преподаватель вправе освободить от прохождения экзамена студентов, с выставлением им оценки, соответствующей накопленной оценке без учёта веса экзамена. Преподаватель объявляет свое решение не позднее, чем за 7 дней до даты экзамена. Для объявления оценок могут быть использованы электронные каналы передачи информации, используемые в процессе обучения. По желанию студентов, они могут отказаться от выставления оценки без проведения экзамена и сдать его, о чем сообщают преподавателю не позднее трех дней до даты экзамена. Округление оценок производится по правилу арифметического округления.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * выполнение домашних заданий + 0.2 * Проект по тематике курса + 0.3 * работа на семинаре + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Административная реформа и реформа государственной службы в России - вопросы реализации и координ..., Барабашев, А. Г., 2010
  • Инновационное проектирование оценочных средств в системе контроля качества обучения в вузе: Учебное пособие / Клименко А.В., Несмелова М.Л., Пономарев М.В. - Москва :МПГУ, 2014. - 124 с.: ISBN 978-5-4263-0142-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/754656
  • Оценивание программ, отраслевых (секторальных) политик и регулирующего воздействия : ридер к учебной дисциплине, Цыганков Д. Б., 2007
  • Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъект... : Учеб. пособие, Чурсина, Е.В., 2006
  • Состояние и направления реформ российского госуправления. Препринт WP8/2017/03, Барабашев, А. Г., 2017
  • Стратегическое планирование : учебно-методическое пособие, , 2019
  • Стратегическое планирование в Российской Федерации: состояние методического обеспечения. Аналитич..., , 2016
  • Формирование механизма государственного регулирования в сфере здравоохранения : монография, Цыганкова, С. М., 2014
  • Экономика и эффективность государственного управления, , 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анализ и оценивание государственных программ и отраслевых политик : ридер к учеб. дисциплине, Цыганков Д. Б., Смирнова М. В., 2006
  • Система государственного и муницпального управления. Т.1: ., Барциц, И. Н., 2019