• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Древнееврейский язык и литература

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Библеистика и история древнего Израиля)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Древнееврейский язык и литература» на третьем году обучения строится вокруг дальнейшего освоения языка древнееврейской прозы и поэзии и изучениях некоторых разделов синтаксиса древнееврейского языка. В качестве текстов для развития навыков чтения и перевода будут предложены главы из книги Самуила, книги Судей, а также образцы пророческой поэзии из книг Исайи, Иеремии и из малых пророков. Чтение сопровождается грамматическим разбором текста, обсуждением наиболее важных тем морфологии, синтаксиса и этимологии, а также разбором экзегетических вопросов, связанных с пониманием текста. Основные грамматические разделы, изучаемые в этом году, включают: структура безглагольного предложения, порядок слов в глагольном предложении, конструкции с экстрапозицией (вынесением, casus pendens), синтаксис текста в речи повествователя, синтаксис текста в диалогической речи, синтаксис текста в пророческой поэзии. В этом году начинается знакомство с ханаанейской эпиграфикой: предполагается изучение важнейших древнееврейских надписей царского периода (X – VI вв. до н.э.), а также чтение надписи моавитского царя Меши (ок. 840 г. до н.э.).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • развитие навыков чтения и перевода прозаических и поэтических текстов на древнееврейском языке;
  • развитие навыков анализа и комментирования древних текстов;
  • изучение синтаксиса древнееврейского языка и проработка знаний в ходе чтения оригинальных текстов;
  • знакомство с проблемами интерпретации текстов на древнееврейском языке;
  • знакомство с ханаанейской эпиграфикой.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение анализировать порядок слов и его функции в глагольном предложении.
  • Умение анализировать структуру и прагматику безглагольных предложений.
  • Умение анализировать конструкции с экстрапозицией.
  • Умение применять инструментарий грамматики текста при анализе речи повествователя в древнееврйеской прозе.
  • Умение анализировать синтаксическую структуру реплики в повествовательном диалоге.
  • Умение интерпретировать пророческие тексты, используя инструментарий грамматики текста.
  • Умение переводить и анализировать текст на древнееврейском языке. Знание синтаксических конструкций, встречающихся в тексте. Знание основной лексики текста.
  • Использование ранних форм еврейского консонантного письма. Умение делать палеографический анализ древнееврейских надписей.
  • Владение особенностями орфографии и морфологии моавитского языка. Умение переводить и анализировать тексты моавитских надписей.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 3 курс, тема 1. Порядок слов в глагольном предложении.
    Перевод глагольных предложений с древнееврейского на русский и с русского на древнееврейский.
  • 3 курс, Тема 2. Структура безглагольного предложения.
  • 3 курс. Тема 3. Конструкции с экстрапозицией (casus pendens).
  • 3 курс. Тема 4. Синтаксис текста в речи повествователя.
  • 3 курс. Тема 5. Синтаксис текста в диалогической речи.
  • 3 курс. Тема 6. Синтаксис текста в пророческой поэзии.
  • 3 курс. Тема 7. Чтение отрывков из книги Судей с грамматическим разбором и комментарием, филологический анализ текста.
  • 3 курс. Тема 8. Чтение отрывков из книги Самуила с грамматическим разбором и комментарием, филологический анализ текста.
  • 3 курс. Тема 9. Чтение поэтических отрывков из пророческих книг с грамматическим разбором и комментарием, филологический анализ текста.
  • 3 курс. Тема 10. Древнееврейская эпиграфика царского периода (X – VI вв. до н.э.)
  • 3 курс. Тема 11. Чтение текста на стеле моавитского царя Меши.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.35 * контрольные работы + 0.35 * самостоятельные работы + 0.3 * экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.35 * контрольные работы + 0.35 * самостоятельные работы + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arnold, B. T., & Choi, J. H. (2003). A Guide to Biblical Hebrew Syntax. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304470
  • Bosworth, D. A. (2011). Word Order in the Biblical Hebrew Finite Clause: A Syntactic and Pragmatic Analysis of Preposing. Catholic Biblical Quarterly, 73(4), 835. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=66736392
  • Cook, J. A. (2012). Time and the Biblical Hebrew Verb : The Expression of Tense, Aspect, and Modality in Biblical Hebrew. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=508873
  • Davies, G. I., Bockmuehl, M. N. A., De Lacey, D. R., & Poulter, A. J. (2004). Ancient Hebrew Inscriptions: Volume 2 : Corpus and Concordance. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=152247
  • Miller, C. L. (1999). The Verbless Clause in Biblical Hebrew : Linguistic Approaches. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=446021

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Auld, A. G., & Cox, J. K. (2011). I & II Samuel : A Commentary (Vol. First edition). Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=849311
  • Hornkohl, A. D. (2014). Ancient Hebrew Periodization and the Language of the Book of Jeremiah : The Case for a Sixth-century Date of Composition. Boston: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=778304
  • Niditch, S., & Cox, J. K. (2008). Judges : A Commentary. Louisville, Kentucky: Presbyterian Publishing Corporation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=849348