• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Введение в языкознание

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Введение в языкознание» занимает особое место в системе подготовки лингвистов любого профиля. Это первый теоретический курс, знакомящий студентов со своей будущей специальностью. По своему характеру курс является базовым: в нем закладываются основы общелингвистической подготовки студентов. Учебная дисциплина подготавливает студентов к изучению практически всех последующих теоретических курсов: историей английского языка, лексикологией, теоретической фонетикой, теоретической грамматикой, стилистикой, типологией языков, теорией и практикой перевода, межкультурной коммуникацией и, в дальнейшем, общим языкознанием и историей лингвистических учений. Таким образом, успешность занятий студентов на протяжении всего периода обучения в вузе в значительной степени зависит от степени усвоения ими теоретического и практического материала данной дисциплины.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель учебной дисциплины – ознакомить студентов с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистических дисциплин. В задачи учебной дисциплины входит сообщение студентам знаний по проблемам общелингвистического характера: языковой знак и его свойства; структура языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение языка; функции языка; виды языковых единиц; история письма и основные типы письменности; многообразие языков мира; типология языков и т.д.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен знать особенности языка как знаковой системы, функции языка, корреляцию языка и мышления, языка и речи, обую структуру языка, теории происхождения языка
  • Студент должен знать основы общей фонетики и фонологии, свойства единиц фонемного уровня и особенности их реализации в речи
  • Студент должен знать свойства слова как важнейшей единицы языка, семантические изменения, лексические группировки в языке
  • Студент должен знать содержание понятий "грамматическая категория", "грамматическое значение", "грамматическая форма", способы выражения грамматических значений, свойства морфем, словосочетаний и предложений, особенности их функционирования в речи.
  • Студент должен знать основы теории текста, историю письма.
  • Студент должен знать принципы генеалогической и типологической классификации языков.
  • Студент должен знать особенности функционирования языка в обществе, типы языковых ситуаций, социальную типологию языков
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие вопросы языкознания
  • Основы фонетики и фонологии
  • Основы лексикологии
  • Основы грамматики (морфология и синтаксис). Основы морфемики и словообразования
  • Основы теории текста. Письмо
  • Основы лингвистической типологии
  • Язык и общество
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устная аудиторная работа
  • неблокирующий Письменный тест
  • неблокирующий Подготовленные письменные задания
    Подготовленные письменные задания включают: 1) разбор текста по схеме, предложенной преподавателем; 2) конспект фрагмента научно-популярной книги по языкознанию из списка, предложенного преподавателем (до 5 тетрадных страниц, выполняется от руки).
  • неблокирующий Посещение занятий
  • неблокирующий Экзамен
    Преподаватель и студенты руководствуются правилами проведения экзамена (прикрепленный файл в "примерах заданий").
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Письменный тест + 0.2 * Подготовленные письменные задания + 0.1 * Посещение занятий + 0.2 * Устная аудиторная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в языковедение : учебник для филол. специальностей высш. пед. учеб. заведений, Реформатский, А. А., Виноградов, В. А., 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в языкознание : учебник для вузов, Маслов, Ю. С., 2005
  • Даниленко В.П. - Введение в языкознание : курс лекций - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 288с. - ISBN: 978-5-9765-0833-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84289
  • научный редактор М. Э. Рут составители Е. Л. Березович, Н. В. Кабинина, О. В. Мищенко - Введение в языкознание: практикум - Издательство "ФЛИНТА" - 2018 - 100с. - ISBN: 978-5-9765-3607-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/105145
  • Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
  • Социальная лингвистика : пособие для гуманитарных вузов и лицеев, Мечковская, Н. Б., 2000