• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2020/2021

Монгольский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Грунтов Илья Александрович, Леман Яна Дмитриевна, Цендина Анна Дамдиновна
Язык: русский
Кредиты: 29
Контактные часы: 550

Программа дисциплины

Аннотация

Основная цель дисциплины – подготовка специалистов, владеющих монгольским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Продвинутому уровню» В1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком. Программа дисциплины нацелена на то, чтобы помочь учащимся сформировать способность и готовность осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка, научить студента свободно владеть устной и письменной монгольской речью в пределах изученной общеразговорной, общелитературной, научной, страноведческой, общественно-политической и экономической лексики, ознакомить студента с особенностями функциональных разновидностей монгольского литературного языка, т.е. особенностями устной и письменной речи, развивать профессиональные навыки перевода с монгольского языка на русский и с русского на монгольский, активно овладеть значительным словарным запасом лексических и фразеологических единиц, используя их в беседе на пройденные темы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных правил и особенностей фонетики, морфонологии, морфологии и синтаксиса монгольского языка на материале упражнений и учебных текстов, в том числе оригинальных
  • Знание лексики и фразеологии в объеме от 1000 единиц (1-2 модуль) до 2-2,5 тысяч единиц (3-4 модуль)
  • Использование монгольского языка как средство общения в быту и профессиональной сфере
  • Формирование у студентов специфических знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми текстами, написанными на монгольском языке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обучающийся должен ориентироваться в письменностях монгольского языка
  • Обучающийся должен понимать место монгольского языка на типологической карте языков мира по некоторым базовым параметрам (шкала агглютинации/порядок слов и т.п.). Уметь грамотно про это говорить
  • Обучающийся должен знать классификацию гласных и согласных, законы сингармонизма
  • Обучающийся должен уметь правильно произносить все звуки монгольского языка
  • Обучающийся должен уметь правильно читать по-монгольски с нужной интонацией
  • Обучающийся должен освоить способы выражения приветствия в монгольском языке: уважительное обращение, обращение к равному по статусу и возрасту, приветствия в различное время суток и разное время года
  • Обучающийся должен научиться строить простые общие, альтернативные и специальные вопросы
  • Обучающийся должен владеть лексикой указанной тематики
  • Обучающийся должен уметь образовывать родительный падеж для основ разных типов
  • Обучающийся должен понимать принципов деления частей речи в монгольском языке
  • Обучающийся должен уметь правильно образовывать формы настояще-будущего времени с учетом сингармонизма
  • Обучающийся должен уметь грамотно описывать пространственные отношения с помощью послелогов и имен в дательно-местном падеже
  • Обучающийся должен свободно читать и порождать даты на монгольском языке
  • Обучающийся должен понимать правил построения и употребления притяжательных конструкций
  • Обучающийся должен понимать, в каких контекстах надо использовать показатели множественного числа и винительного падежа, а в каких это запрещено или необязательно
  • Обучающийся должен уметь правильно образовывать падежные формы от основ разных типов
  • Обучающийся должен правильно употреблять долженствовательные конструкции и простые формы императива
  • Обучающийся должен уметь выбирать правильный регистр повелительно-желательных форм при обращении к людям разного возраста и положения
  • Обучающийся должен знать супплетивные форм склонения и уметь правильно их построить
  • Обучающийся должен уметь правильно употреблять залоговые и каузативные формы
  • Обучающийся должен понимать различия между отдельными видами деепричастий
  • Обучающийся должен понимать контекст употреблений хабитуального причастия и причастия прошедшего времени
  • Обучающийся должен уметь грамотно применять причинные конструкции в своей речи
  • Обучающийся должен понимать различия и контекст употреблений форм прошедшего времени
  • Обучающийся должен грамотно употреблять фокусные частицы
  • Обучающийся должен владеть лексикой указанной тематики, в частности, названиями блюд монгольской национальной кухни
  • Обучающийся должен правильно употреблять модальные конструкции
  • Обучающийся должен уметь узнавать в тексте и употреблять в речи аспектуальные формы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • География Монголии
    Лексическая тема: «География Монголии». Грамматические темы: • Исходный, орудный и направительный падежи. • Сравнительная конструкция
  • Введение
    • Базовые сведения о монгольском языке, о его месте в монгольской и алтайской языковой семье, этапах его развития. • Общая типологическая характеристика монгольского языка. • История письменностей монгольских языков.
  • Вы оказались впервые на улицах Улан-Батора
    Лексическая тема: «Вы оказались впервые на улицах Улан-Батора». Грамматические темы: • Формы императива • Отрицание при императиве. • Глагольное отрицание • Формы повелительно-желательного наклонения.
  • Вводный фонетический курс
    Фонетика и фонология • Связь графики и фонетики в кириллической письменности монгольского языка. • Классификация консонантизма и вокализма. • Законы сингармонизма: ATR / RTR vs. губная гармония. • Процессы ассимиляции и диссимиляции • Редупликация • Редукция гласных непервых слогов. • Просодия слова, словосочетания и предложения
  • История Монголии
    Лексическая тема: «История Монголии». Грамматические темы: • система прошедших времен. • Прошедшее время на –лаа и на -в • Прошедшее время на -жээ. Эвиденциальные, миративные и временные значения этой формы
  • Приветствие и знакомство
    Лексическая тема: «Приветствие и знакомство». Грамматические темы: • Построение повествовательного и вопросительного предложения. • Общий, специальный и альтернативный вопрос. • Вопросительные частицы.
  • Погода
    Лексическая тема: «Погода». Грамматические темы: • Именное и предикативное отрицание. • Основной и родительный падежи. • Части речи. • Понятие послелога Способы построения отрицания в монгольском языке. Отличия частеречного деления в монгольском языке от аналогичных классификаций в индоевропейских языках. Типы склонения. Основной и родительный падежи Примеры послелогов, управляющих родительным падежом
  • Наадам
    Лексическая тема: «Наадам». Грамматические темы: • Залог и актантная деривация. -различия между залогом и актантной деривацией -каузатив, пассив, социатив и реципрок
  • Рассказ про себя
    Лексическая тема: «Рассказ про себя». Грамматические темы: • Финитная форма и причастие настояще-будущего времени
  • В юрте. Стороны света
    Лексическая тема: ««В юрте. Стороны света». Грамматические темы: • Дательно-местный падеж. • Конструкции, обозначающие наличие/отсутствие и местонахождение объектов • способы выражения пространственных отношений.
  • Время
    Лексическая тема: «Время». Грамматические темы: • числительные: количественные, порядковые и разделительные • причастие прошедшего времени В рамках темы будут изучены дни недели, способы относительного обозначения времени (завтра, вчера и т.п.), времена года, принципы обозначения дат и времени суток; числительные от 1 до 1000000.
  • Моя семья
    Лексическая тема: «Моя семья». Грамматические темы: • выражение притяжательности в монгольском языке, • личная и безличная притяжательность. • притяжательное склонение. • рефлексивное местоимение • Конструкции обладания.
  • Моя квартира
    Лексическая тема: «Моя квартира». Грамматические темы: • Винительный падеж. • Образование множественного числа Падежное оформление прямого дополнения. Факторы, влияющие на постановку показателя винительного падежа. Иерархия одушевленности и определенность/неопределенность. Необязательность выражения числа в монгольском языке
  • Мой друг
    Лексическая тема: «Мой друг». Грамматические темы: • совместный падеж и предельный падеж, • околопадежные формы (над дээр, -гүй) • Показатель неполноты признака прилагательных. • Конструкции с хэрэгтэй и ёстой. –лгүй яахав. • Повелительное наклонение 2-го лица.
  • Части тела
    Лексическая тема: «Части тела». Грамматические темы: • склонение личных местоимений. • склонение указательных местоимений. • местоглаголия
  • Мой день
    Лексическая тема: «Мой день». Грамматические темы: • система деепричастий • соединительное и разделительное деепричастие • продолженное действие. Конструкции с деепричастиями. • слитное деепричастие в сопоставлении с соединительным и разделительным
  • Животный мир Монголии
    Лексическая тема: «Животный мир Монголии». Грамматические темы: • система причастий • хабитуальное причастие • причастие прошедшего времени
  • Хобби
    Лексическая тема: «Хобби». Грамматические темы: • склонение причастий. • конструкции с причастием в дательно-местном падеже и орудном падеже • причинные конструкции. тийм учраас и яагаад гэвэл
  • Планы на каникулы
    Лексическая тема: «Планы на каникулы». Грамматические темы: • уступительное и условное деепричастия. • фокусные частицы л и ч
  • В ресторане
    Лексическая тема: «В ресторане». Грамматические темы: • предельное, предварительное, сопутствующее деепричастие, прочие деепричастия
  • Если бы я был(а) президентом
    Лексическая тема: «Если бы я был(а) президентом». Грамматические темы: • Модальные формы. Нереальное условие.
  • Любимые музыканты
    Лексическая тема: «Любимые музыканты». Грамматические темы: • Аспектуальные формы. (-чих-, -зана-, -схий-)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Студенту может быть выставлена высшая оценка автоматически при условии выполнения всех письменных домашних заданий, активной работы в аудитории и написания всех письменных контрольных работ не ниже 9 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Самостоятельная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jan-Olof Svantesson, Anna Tsendina, Anastasia Karlsson, & Vivan Franzen. (2005). The Phonology of Mongolian. OUP Oxford.
  • Janhunen, J. A. (2012). Mongolian. John Benjamins Publishing Company.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Juha Janhunen. (2003). The Mongolic Languages. Routledge.