• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2021/2022

Введение в лингвистику

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Аксенов Кирилл Алексеевич, Апресян Валентина Юрьевна, Бычкова Полина Андреевна, Даниэль Михаил Александрович, Левин Иван Сергеевич, Орлов Александр Викторович, Панова Анастасия Борисовна, Рахилина Екатерина Владимировна, Стенин Иван Андреевич, Черемисинова Мария Олеговна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 96

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике, систематизирует знания об основных научных парадигмах лингвистики 20-го века, тренирует умения ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного. Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
  • знакомство с ключевыми свойствами языка с позиций современных подходов к его изучению
  • знакомство с научно-исторической перспективой преемственности научных парадигм, приведшей к современному состоянию знаний о языке
  • знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеет базовыми навыками самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи
  • дает определение понятию выборок
  • дает определение понятию социального значения
  • знает основные научные парадигмамы лингвистики 20-го века
  • знает основы теоретической лингвистики, основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, уровневую (модульную) структуру естественного языка
  • знает примеры сложных коммуникационных систем
  • знает различия между лингвистикой языка и лингвистикой речи
  • знает современные методы и стандарты документирования
  • знает, может ли человек воздействовать на язык
  • имеет представление о разграничении между понятиями норма и узус, язык и речь
  • называет сильные стороны структурализма и его проблемы
  • представляет себе, чем отличается коммуникация у животных от человеческого языка
  • различает означающее и означаемое
  • умеет дать краткий обзор истории лингвистики в СССР
  • умеет дать определение грамматическому значению
  • умеет описать язык как социальный объект
  • умеет ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют
  • умеет охарактеризовать индексальные и иконические знаки по Пирсу
  • умеет охарактеризовать объяснительную типологию
  • умеет охарактеризовать универсальную грамматику, ее презумпции и импликации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Язык как естественнонаучный объект: основные свойства. Научная аргументация в лингвистике.
  • Тема 2. Свойства языкового знака: Соссюровская аксиоматика лингвистики.
  • Тема 3. Младограмматики и Соссюр: от диахронии к синхронии.
  • Тема 4. Европейский структурализм: лингвистика парадигм.
  • Тема 5. Генеративная грамматика: начала лингвистических моделей.
  • Тема 6. Социолингвистическая парадигма.
  • Тема 7. Типологическая парадигма: пределы языкового варьирования и функциональная мотивация.
  • Тема 8. Корпусная лингвистика: изучение узуса.
  • Тема 9. Полевая лингвистика: проблема малых языков и их документирования.
  • Тема 10. Язык и животная коммуникация: пределы подобия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа № 1
    Пересдается в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
  • неблокирующий Экзамен
    По общим правилам пересдачи экзамена, пропущенного по уважительной причине.
  • неблокирующий Контрольная работа № 2
    Пересдается в срок не позднее 7 дней после получения неудовлетворительной оценки.
  • неблокирующий Диктанты по генеалогической классификации языков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.1 * Диктанты по генеалогической классификации языков + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Контрольная работа № 1 + 0.3 * Контрольная работа № 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в лингвистику : учебное пособие / Н. А. Шабанова, С. А. Станиславская, О. И. Соколова, С. М. Федюнина. — 2-е изд., доп. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 71 с. — ISBN 978-5-9765-4249-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123650 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в лингвистику : учеб. пособие для вузов, Шайкевич, А. Я., 2010
  • Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012