• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2020/2021

Литература Китая

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Начиная с глубокой древности поэзия сделалась главным родом китайской словесности и оставалась таковым вплоть до начала 20 века. Тысячи поэтов; сотни тысяч стихотворений; тончайшие и глубокие ценители поэтического мастерства, разработанная поэтика, знаменитые изборники – такой в самом беглом очерке предстает традиционная поэтическая классика перед заинтересованным взглядом исследователем. В нашем курсе мы расскажем об истоках поэтического творчества, о «Каноне поэзии» (Ши цзин), о многообразии стихотворных форм и правилах стихосложения. Поговорим о том, действительно ли китайское стихотворение, благодаря изобразительности иероглифов, дает читателю внятный зрительный образ. Попытаемся понять, как постичь скрытый смысл кажущегося простым пейзажного стихотворения, тот смысл, который китаец – знаток поэзии видел «за строкой» и особенно ценил. Наконец, рассмотрим лучшие русские переложения китайской поэтической классики, чтобы понять, может ли всё многообразие китайского стихотворения – образное, формальное, содержательное – быть воссоздано на другом языке, в иной поэтической культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - получение студентами представления об основных направлениях китайской классической поэзии и художественной прозы: истоки поэтического творчества, "Канон поэзии" (Ши цзин), многообразие стихотворных форм и правилах стихосложения, написанные на классическом китайском языке сборники историй о сверхъестественном - чжигуай, танские новеллы чуаньци, имеющие религиозное происхождение тексты бяньвэнь и баоцзюань, городская повесть хуабэнь, романы на разговорном языке байхуа («Сон в красном тереме», «Путешествие на Запад», «Речные заводи», «Троецарствие» и другие).
  • - знакомство студентов с лучшими русскими переложениями китайской поэтической классики и художественной прозы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с материалом Темы 1. должно дать слушателям общие представления о становлении поэтической традиции в Древнем Китае, о наиболее значимых памятниках и стихотворных формах. Студенты должны понимать связь поэтического творчества с главными направлениями древнекитайской мысли – конфуцианством и даосизмом, иметь общие представления формах и жанрах китайской поэзии.
  • Знакомство с материалом Темы 2 дает слушателям общую картину становления китайской поэтической теории на фоне практической деятельности ведущих стихотворцев эпохи, в творчестве которых формируются главные темы, сюжеты, формальные особенности поэтической традиции, а также духовное содержание художественной деятельности как таковой.
  • Знакомство с Темой 3 должно ввести слушателей в проблематику китайской поэзии периода ее высочайших достижений. Студенты должны получить представление о четверостишиях как главной поэтической форме, о пейзажной лирике «гор и вод» - ведущей теме танской лирике, о других значимых темах поэзии.
  • Знакомство с Темой 4 предполагает расширение знаний слушателей о китайской поэзии за счет рассказа о стихах, которые писались на определенную мелодию и в отличие от классической поэзии имели строки с неравным количеством знаков-иероглифов в строке. Условно именуемые в отечественной традиции «романсами» стихи эти в эпоху Сун окончательно закрепились в числе нормативных поэтических форм.
  • Студенты должны получить представление о тематике и жанровых особенностях юаньской драмы, знать основные поэтические школы и антологии эпох Мин и Цин.
  • Знакомство обучающихся с особенностями «рассказов об удивительном», владение информацией об эволюции этого жанра и его связи с танской новеллой.
  • Усвоение основных особенностей танских новелл, знание крупнейших сборников и умение определять период, в который написана произвольная новелла.
  • Сформированное представление о специфике бяньвэней и баоцзюаней, их месте в литературном процессе и значении для религиозной проповеди.
  • Овладение жанровой спецификой хуабэнь, умение характеризовать тематические блоки, называть отличия хуабэнь от новеллы и рассказа об удивительном.
  • Знать жанровую специфику многоглавного романа, особенности композиции и содержание рассмотренных произведений.
  • Знание жанровой специфики травелога, основных произведений и авторов
  • Уметь характеризовать особенности литературного процесса указанного периода, знать основных авторов и их произведения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ши цзин («Канон поэзии», «Книга песен») как основа и начало китайской поэтической традиции. Ранние поэтические собрания.
    Возникновение этого поэтического собрания, его состав, разделы, их характеристика; формальные характеристики отобранных в Ши цзин поэтических текстов, их размер, рифма, строфика. Поэтическая форма стихотворений ши – основная форма классической китайской поэзии. Поэзия Чуских строф; первый известный по имени китайский поэт Цюй Юань; формальные особенности «южной поэзии». Становление пятисловного стиха ши. Иные поэтические формы – фу, юэфу. Лекция 1. Истоки китайской словесности. Специфика литературных жанров. Лекция 2. Тексты на бронзовых сосудах – первые китайские стихотворения. Собирание народных песен в эпоху Чжоу (начиная с Х1 в. до н. э.) – кто собирал и с какой целью? Конфуций и народные песни: отбор, комментирование, «малые предисловия». Рассказ историка Сыма Цяня о роли Конфуция в появлении Ши цзина («Книги песен»). Состав «Книги песен», ее основные раздела, тематическое и функциональное разнообразие текстов памятника. Формальные особенности китайской поэзии, отобранной в «Книгу песен». «Великое предисловие» к Ши цзину – первая китайское поэтологическое сочинение. Категории, включенные в лю и, - жанровые типы и художественные прием. Влияние «Книги песен» на традиционную китайскую поэзию. Лекция 3. Южный центр становления китайской цивилизации - южная школа поэзии. Устойчивые традиции гадания, шаманизма, мистических представлений о мире. Цюй Юань, его жизнь и поэзия. Поэма Ли сао («Скорбь отлученного») – символ краха надежд на достойное конфуцианского «благородного мужа» служение правителю. Влияние личности Цюй Юаня на поколения китайских поэтов-чиновников. Собрание «Чуских строф», имена, формальные особенности. «!9 древних стихотворений» , появление 5-словной строки. «Музыкальная палата» (Юэ фу) и поэтический жанр юэфу.
  • Тема 2. Имена, темы, собрания и поэтики «дотанского времни» (3–7 вв.).
    Место и значение разного рода антологии в истории китайской словесности; составление изборников как форма литературной критики и поэтологии. Ши пинь и Вэнь сюань, их значение для утверждения поэтических жанров. Шэнь Юэ и «восемь болезней стиха». Крупнейшие поэты: «трое Цао», Жуань Цзи, Тао Юань-мин, Се Лиин-юнь; особенности творчества. Лекция 1. Особенность китайской словесности – огромное значение сборников, – это и форма бытования поэтических текстов, и форма поэтической критики. Образцом для собраний послужили первая поэтическая антология «Книга песен» и сборник Чуских строф. Каждый значимый этап формирования корпуса эталонных сочинений завершался созданием итоговой антологии. О «Литературном изборнике» (Вэнь сюань»), его структуре, его влиянии на канон словесности и ее жанровый состав. Лекция 2. Первые китайские сочинения о поэзии: от «Великого предисловия» к «Книге песен» до Лу Цзи, Чжун Жуна, Сяо Туна. Особенности поэтической критики и взглядов на природу поэтического творчества. Основные формы китайской поэзии и «восемь болезней стиха» Шэнь Юэ. Ранняя поэтическая практика: одописец Сыма Сян-жу и поэтический жанр «фу».; борьба за власть и поэтическое творчество: Цао Цао, Цао Чжи, Цао Пи. Жуань Цзи – поэт смутного времени: «пою о том, что на душе». Тао Юань-мин как идеал поэта и человека: «Вовратился к полям и садам». Се Лиг-юнь и пейзажная лирика «гор и вод».
  • Тема 3. Вершина китайской поэтической классики – эпоха Тан (7–10 вв.).
    Традиционное распределение стихотворцев по периодам: «начало» – «расцвет» – «середина» – «закат». Два лика китайской поэзии: Ли Бо и Ду Фу. Поэтика Сыкун Ту – «Категории поэзии». Лекция 1. Общий обзор поэзии Тан, ее периодизация. Главные фигуры каждого из периодов танской поэзии. Формы и жанры поэзии; «старые» и «новые» стихи. Четверостишия цзюэцзюй как наиболее репрезентативная стихотворная форма; композиция четверостиший, система рифм. Лекция 2. Духовные порывы и сердечная боль – Ли Бо и Ду Фу, две вершины китайской поэзии, два типа поведения творческой личности. Особенности жизни и творчества, главные произведения.
  • Тема 4. Эпоха Сун (10–12 вв.) – новый взлет поэзии
    «Музыкальный жанр» цы, первые жанровые антологии. Тематические и формальные особенности жанра. Великие поэты эпохи. Поэзия и философия, поэты-философы. Лекция 1. Связь китайской поэзии с музыкой, ее истоки и основания. Музыка и ритуал. «Музыкальные» поэтические жанры, их место в системе словесности. «Старые» и «новые» юэфу. Эпоха Сун – ее общественные особенности; расцвет городов, их влияние на словесность. Появление новых поэтических жанров как отклик на общественные потребности. Первые антологии музыкального жанра цы. Лекция 2.Классическая поэзия ши в Сунскую эпоху, ведущие поэты. Су Ши и Оуян Сю. Политические и поэтические споры, реформа учения Конфуция, редактура классических книг. Философская поэзия.
  • Тема 5. Поэзия эпохи монгольского завоевания (13–14 вв.. Поэтическая традиция при национальной династии Мин (14–17 вв.). Правлении маньчжурской династии Цин (17–20 вв.) – подведение поэтических итогов.
    Песенно-поэтический жанр цюй и юаньская драматургия. Поэзия эпохи Мин. Местные поэтические школы. Поэты и поэтические антологии. «Семеро ранних» и «семеро поздних» поэтов как выразители разных путей «возврата к древности». Цинские поэты-ученые. Антологическая традиция. Подведение итогов: закат поэзии или поэзия заката. Китайская классика и современная поэзия на китайском языке. Лекция 1. Правление иноземной династии Юань, гонения на традиционные жанры словесности – поэзию и высокую прозу. Становление театра и драматургии. Особенности юаньских пьес, роль поэтических арий в текстах цзацзюй. Поэтический жанр цюй (саньцюй) – лирика, тесно связанная с мелодией. Лекция 2. Последняя национальна династия в Китае, династия Мин (с 1368 г.) и сословие чиновников-поэтов. Гао Ци – крупнейший поэт начала Мин, жизненный путь, особенности творчества. Движение за «возврат к древности» в поэзии. «Семеро ранних» и «Семеро поздних» поэтов. Значение поэтических школ, землячеств и пр. в минской поэзии. Минская поэзия как осуществленный идеал поэтического творчества. Лекция 3. Установление в 1644 г. маньчжурской династии Цин. Общая характеристик цинской поэзии. Цинская критика о китайской поэзии минувших эпох. Поэтические антологии как критический жанр. Поэзия и движение за обновление языка. Свержение империи в 1911 г., влияние новых политических и общественных условий на традиционную словесность, Становление новой поэзии. Поэтическая классика и современная китайская поэзия.
  • Тема 6. Становления повествовательной прозы. «Рассказы об удивительном» - чжигуай сяошо.
    Ранний этап становления художественной прозы (особенности языка, основные жанры). Рассказы чжигуай (3-4 вв.). «Записки о поисках духов» Гань Бао. Тематическое разнообразие рассказов чжигуай. Основные сюжеты, мотивы и персонажи. Переход от чжигуай к танской новелле. Лекция 1. Биографии в официальном историописании и становление новых жанров сюжетной прозы. Проблема прозы сяошо. Предложенное Лу Синем деление на чжижэнь/чжигуай сяошо. Мировоззренческая основа рассказов об удивительном: «учение о сокровенном», буддизм и даосизм. «Записки о поисках духов» Гань Бао и творчество Гэ Хуна. Лекция 2. Даосская агиография и буддийские рассказы о воздаянии и их связь с чжигуай сяошо. Установка на достоверность как базовая особенность мифологической прозы этого периода. Лекция 3. Переход к танской новелле: увеличение доли авторского вымысла. Одновременное существование в одном сборнике новелл и рассказов об удивительном («Пёстрые записки с южного склона горы Ю», «Записи об изучении духов»).
  • Тема 7. Классическая новелла (чуаньци).
    Возникновение и этапы развития. Сюжетные особенности, влияние мифологических и сказочных сюжетов, связь с устным сказом. Основные сюжеты и персонажи, особенности структуры. Основные представители жанра и произведения. Лекция 1. Вопрос о существовании жанра чуаньци. Проблема разграничения танской новеллы и рассказов об удивительном. Особенности новелл, их сюжетный фонд. «Древнее зеркало» Ван Ду: историческая метафора. Лекция 2. Раннетанские новеллы: авторы, тематика, близость к «рассказам об удивительном». Стихи в новеллах. Движение за возвращение к древности и расцвет танской новеллы. Сотрудничество Бо Цзюйи и Чэнь Хуна. Осмысление опыта восстания Ань Лушаня. Лекция 3. Поздние танские новеллы: сатира, интертекстуальность, обилие заимствованных сюжетов. «Записи с берегов рек Сяо и Сяо» и «Хэдунские записки». Новеллы эпох Сун, Мин, Цин. Творчество Пу Сунлина, Юань Мэя, Цзи Юня.
  • Тема 8. Буддийская проповедь и жанр бяньвэнь. Баоцзюань «драгоценные свитки».
    Причины появления жанра бяньвэнь: сложность восприятия буддийской проповеди простым народом. Особенности жанра, основные разновидности. Структура и содержание. Исполнение бяньвэней. История изучения и переводов. История возникновения и бытование «драгоценных свитков» баоцзюань. Жанровые особенности, основные разновидности. Связь баоцзюань с синкретическими религиями. Упоминания о баоцзюани в средневековых романах. Проблемы изучения жанра и перевода. Лекция 1. Появление вернакулярной прозы и буддийская проповедь. Дуньхуанские бяньвэни. Источниковый фонд бяньвэней. Связь с индийскими джатаками. История изучения и переводов бяньвэней. Мировоззренческие основания бяньвэней, их прагматика. Особенности исполнения. «Бяньвэнь по Лотосовой сутре». Лекция 2. Первые свидетельства о баоцзюанях. Упоминания о баоцзюанях в повествовательной прозе. Связь и сходство «драгоценных свитков» с бяньвэнями. Исторические судьбы баоцзюаней, их роль в синкретических религиях, взаимодействие с даосской и буддийской агиографией и бытование в современном Китае.
  • Тема 9. Городская повесть хуабэнь.
    Роль сказа в возникновении городской повести. Сюжетный репертуар хуабэнь. Связь городской повести с рассказами чжигуай через танскую новеллу. Жанровые особенности. Влияние хуабэнь на юаньскую драму. Наиболее известные сборники и их переводы на русский язык. История изучения хуабэнь. Лекция 1. Сказ пинхуа и танская новелла как основные источники хуабэнь. Использование сюжетного фонда чжигуай сяошо при создании текстов хуабэнь. Связь с сунской новеллой. Лекция 2. Проблема авторов хуабэнь. Датировка сохранившихся источников. Хуабэнь и юаньская драма. Жанровые особенности хуабэнь. Тематические блоки. Творчество Фэн Мэнлуна. Переводы хуабэнь на западные языки, включая русский. Судебные хуабэнь и сунская новелла. Влияние этих жанров на судебный роман. Сверхъестественное в хуабэнь.
  • Тема 10. Романы на разговорном языке байхуа.
    Истоки жанра. Особенности структуры и его отличие от других повествовательных жанров. Исторический роман «Троецарствие»Ло Гуаньчжуна (1330—1400). Роман Ши Найаня (ок. 1300—1370) «Речные заводи». Роман «Путешествие на Запад» У Чэнъэня(1500—1582). Роман «Цзинь пин мэй» («Цветы сливы в золотой вазе»). Роман Цао Сюэциня (ок. 1715 — 1763) «Сон в красном тереме». Лекция 1. Жанровые особенности романа. Роман «Троецарствие». Лекция 2. Роман «Речные заводи». Лекция 3. Роман «Путешествие на Запад». Лекция 4. Роман «Цзинь пин мэй». Роман «Сон в красном тереме». Лекция 7. Роман «Сон в красном тереме» (продолжение).
  • Тема 11 Лу Синь переход к новой литературе
    Зарождение новой литературы, развитие прозы и поэзии на байхуа. «Движение за новую культуру». Лекция 1. Конец династии Цин: знакомство с переводной литературой. Поиски новых форм. Лекция 2. Творчество Лу Синя, Лао Шэ, Ба Цзиня.
  • Тема 11. Проза о путешествиях
    Особенности жанра травелога (IX-XVII вв.) Лекция 1. Зарождение и развитие жанра травелога. Основные авторы и произведения
  • Тема 12. Лу Синь и переход к новой литературе
    Зарождение новой литературы, развитие прозы и поэзии на байхуа. «Движение за новую культуру». Лекция 1. Конец династии Цин: знакомство с переводной литературой. Поиски новых форм. Лекция 2 Проза Лу Синя, Лао Шэ, Ба Цзиня.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тестирование проводится онлайн
  • неблокирующий Экзамен проводится онлайн
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Промежуточный контроль знаний проводится в форме письменного экзамена и оценивается до 30 баллов. В результате текущего и промежуточного контроля знаний студенты получают результирующую оценку по курсу. Результирующая (Орезульт) оценка производится по стобалльной шкале и рассчитывается по формуле: Орезульт = 0,7 (Отест1; Отест2; Отест3; Отест4; Отест5; Отест6; Отест7) + 0,3 *Оэкз Накопленная оценка (Онакопл) представляет собой сумму оценок, полученных за промежуточные тестирования; максимум составляет 70 баллов. Оэкз – оценка за итоговое тестирование, максимум составляет 30 баллов. Оценка «удовлетворительно» (проходной балл) выставляется обучающемуся, набравшему не менее 40 баллов в результате суммирования баллов, полученных при текущем контроле и промежуточной аттестации. При наборе 4 и более баллов итоговая оценка идентично выставляется как итоговая без прохождения итогового элемента контроля. Экзамен проводится в письменной форме (ответы на вопросы по материалам курса). Экзамен проводится на платформе Zoom. Работа пишется от руки, ответы выкладываются в Google папку. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка Zoom, аккаунта на почте Gmail. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее трех минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение три минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • IDEMA, W. L. (2016). City of Marvel and Transformation: Chang’an and Narratives of Experience in Tang Dynasty China. Journal of Chinese Studies, 63, 330–336. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=119299041
  • Wilt Idema. (2005). The Many Shapes of Medieval Chinese Plays: How Texts Are Transformed to Meet the Needs of Actors, Spectators, Censors, and Readers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.798FCFE9
  • Березкин, Р. (2008). Хуан Чао и народная китайская религия в «Баоцзюань о том, как Мулянь в трех воплощениях спасал мать». Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (85). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.4117536
  • Старостина Аглая Борисовна. (n.d.). Обширные Записи Годов Тайпин. Том 398: О Камнях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fobshirnye-zapisi-godov-taypin-tom-398-o-kamnyah
  • СТОРОЖУК АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ. (2015). Драконья Дева В Китайских Верованиях И Литературных Описаниях. ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (8). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15898212

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dudbridge, G. (2013). A Portrait of Five Dynasties China : From the Memoirs of Wang Renyu (880-956). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=546641
  • Nienhauser, W. H. (2016). Tang Dynasty Tales: A Guided Reader - Volume 2. Singapore: World Scientific. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1170738
  • Серебряков, Е. (2010). Власть поэзии и свобода духа: поэты XVII-XVIII вв. Ван Ши-чжэнь, Хуан Цзин-жэнь и Юань Мэй. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.11424126