Бакалавриат
2022/2023
Проектный семинар
Статус:
Курс обязательный (Инфокоммуникационные технологии и системы связи)
Направление:
11.03.02. Инфокоммуникационные технологии и системы связи
Кто читает:
Департамент электронной инженерии
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
82
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Проектный семинар» является базовым компонентом проведения проектной деятельности студентов. Студенты освоят навыки самостоятельной исследовательской работы, научатся формировать публичные выступления по тематике своей деятельности, будут уметь оформлять отчеты о проектной деятельности в текстовых документах по необходимым правилам, а также приобретут профессиональные компетенции в области проектирования, внедрения и администрирования сложных автоматизированных систем в области инфокоммуникационных технологий и систем связи. Формы текущего контроля: домашние задания, активность работы на семинарских занятиях, доклад.
Цель освоения дисциплины
- Развитие навыков ведения проектной работы, взаимодействия с командой проекта, подготовки проектной документации, публичных выступлений по тематике проекта.
- Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы, а также подготовки публичных выступлений по тематике своей работы.
- Приобретение навыков работы с нормативно-технической документацией и интернет-ресурсами при решении проектных задач. Приобретение навыков работы в программах математического моделирования сигналов и устройств телекоммуникационных систем.
- Приобретение компетенций по проектированию, внедрению и администрированию сложных автоматизированных систем в области инфокоммуникационных технологий и систем связи.
- Развитие системного мышления для выполнения инженерных проектов. Развитие навыков решения проектных задач на начальных этапах проектирования.
- Выработка понятий о проблемной ситуации проектирования, целях проектирования, сущности технического проекта.
Планируемые результаты обучения
- Знать основные понятия теории технических систем (ТС), описание назначения и технической функции ТС, основные виды структур ТС.
- Иметь представление о сущности проблемной ситуации в проектировании и причинах её возникновения.
- Уметь: формулировать описания актуальности и аннотации исследования/разработки; формулировать выводы и результаты выполненной ВКР/проекта; анализировать, верифицировать, оценивать полноту информации в ходе профессиональной деятельности.
- Владеет терминологией в области проектной деятельности в сфере инфокоммуникационных технологий.
- Владеть современными методами проведения исследований.
- Знает комплектности конструкторской документации.
- Знает методы и техники генерации идей. Знает где искать и как оценивать идею. Знает виды инноваций.
- Знает общую логику создания графиков, знает, как правильно найти данные и подготовить данные к работе. Знает типы данных, виды графиков и выбор правильного типа визуализации. Знает приемы красивых и понятных графиков. Знает основные ошибки при создании визуализаций.
- Знает основные требования и структуру оформления материалов (тезисы, статьи) для научных мероприятий.
- Знает основные этапы разработки продукции.
- Знает ПО для моделирования физических и электрических процессов, а также 3D-визуализации. Знает ПО для разработки алгоритмов, приложений, интерфейсов и системы компьютерной математики для анализа данных, исследования и их визуализации.
- Знает правила оформления основной конструкторской документации
- Знает способы корректной постановки цели и задач для проекта.
- Знает структуру подачи научного материала в устной форме. Знает требования к оформлению презентации для научного мероприятия.
- Знает типовые роли руководителя в проекте. Знает типовые задачи руководителя для каждой роли и методы их решения. Знает способы распределения ролей в проекте. Знает принципы формирования команды и эффективные способы взаимодействия с командой.
- Знает типы проектов и их жизненный цикл. Знает метод проектов.
- Знает этапы работы над проектом.
- Знать терминологию и эффективно использовать понятийный аппарат в объеме, достаточном для осмысленного выполнения заданий практического характера.
- Знать: Базовые принципы работы в математическом пакете MATLAB
- Знать: инструментарий, технологии, их область применения и ограничения при формировании корпоративной защиты от внутренних угроз
- Знать: принципы проектирования системы корпоративной защиты от внутренних угроз информационной безопасности в хозяйствующих субъектах.
- Иметь навыки: проведения корпоративного информационного аудита
- Иметь навыки: работы с автоматизированными техническими средствами управления и контроля информации и информационных потоков.
- Способен применять действия для успешной реализации идеи.
- Требования, правила оформления и календарные сроки разработки технического задания. Календарный план (сроки) выполнения проекта. Отчетность в ходе выполнения проекта.
- Умеет отличать цель проекта от задач проекта.
- Умеет оформлять научные материалы в Microsoft Word.
- Умеет оформлять научные результаты в Microsoft PowerPoint.
- Умеет применять творческий подход для выполнения проектной деятельности.
- Уметь: администрировать автоматизированные технические средства управления и контроля информации и информационных потоков.
- Уметь: Решать задачи из естественнонаучных областей методами компьютерного моделирования
- Уметь: Решать задачи из области метрологии и электрорадиоизмерений, с использованием математического аппарата теории вероятностей и математической статистики
- Уметь: Решать задачи из области общей теории связи методами математического моделирования
- Уметь: Решать задачи из области электротехники и электроники с использованием математических методов
- Уметь: составлять необходимую сопроводительную документацию при проведении аудита информационных активов хозяйствующего субъекта.
- Уметь: способен к поиску, сбору, анализу и систематизации отечественной, и зарубежной научно-технической информации по тематике исследования на русском и иностранном языках; способен представлять материалы выполненного задания в виде научного отчета, публикации, презентации
- Знает основные понятия и виды классификации печатных плат, методы формирования проводящего рисунка
- Знает основные этапы технологического процесса изготовления многослойных печатных плат, основные этапы процесса фотолитографии, основные этапы процесса нанесения защитной паяльной маски, особенности изготовления печатных плат с высокой плотностью монтажа.
- Владеет методикой выбора материалов для изготовления печатных плат, методикой выбора финишных покрытий печатных плат, методикой выбора способа нанесения защитной паяльной маски
- Знает физические основы диффузии, эпитаксии, фотолитографии, травления и напыления; технологии сборки полупроводниковых кристаллов в корпус и создания гибридных схем на печатной плате; основные типы испытаний электронных изделий, проводимых в ходе выполнения ОКР.
- Знает основные этапы проведения опытно-конструкторских работ; перечень основных документов, разрабатываемых в ходе ОКР.
- Студент умеет применять базовые знания о сложных квантовых системах.
Содержание учебной дисциплины
- Проблемная ситуация в проектировании
- Системное свойство техники
- Цели проектирования технических систем и технические противоречия
- Многокритериальный выбор технических систем
- Введение в проектную деятельность.
- Отдельные аспекты проектной деятельности инженера.
- Идеи для проекта.
- Цели и задачи проекта.
- Роль руководителя и команды в проекте.
- Требования к разработке технического задания для выполнения проекта
- Обзор программного обеспечения (ПО) для выполнения задач проекта.
- Представление результатов проектной деятельности на научных мероприятиях в форме электронного документа.
- Инфографика и визуализация данных.
- Представление результатов проектной деятельности на научных мероприятиях в устной форме.
- Тема 3-1. Теоретические основы корпоративной защиты от внутренних угроз.
- Тема 3-2. Защита корпоративной информации с использованием автоматизированной системы контроля информационных потоков.
- Тема 3-3. Основы работы в математическом пакете MATLAB
- Тема 3-4. Решение задач из естественнонаучных областей
- Тема 3-5. Решение задач из области метрологии и электрадиоизмерений
- Тема 3-6. Решение задач из области электротехники и электроники
- Тема 3-7. Решение задач из области общей теории связи
- Тема 3-9. Подготовка результатов решения исследовательской задачи или проекта к публикации.
- Тема 3-10. Проектирование и технология печатных плат
- Единая система конструкторской документации
- 3.1. Единая система конструкторской документации (ЕСКД).
- 3.2. Опытные партии и основы технологии производства.
- Квантовая инженерия 3 курс. Лекция 1-2: Формализм матрицы плотности.
- Квантовая инженерия 3 курс. Лекция 3-4: Когерентные состояния.
- Квантовая инзеженерия 3 курс. Лекция 5-6: Основы диссипативной квантовой механики.
- Квантовая инженерия 3 курс.Лекция 7-8: Взаимодействие q-бита с полем. Модель Джейнса-Каммингса.
- Квантовая инженерия 3 курс. Лекция 9-10: Сверхпроводимость. Эффект Джозефсона.
- Основные этапы работы над выпускной квалификационной работой.
- Квантовая инженерия. Лекция 1: Основы диссипативной квантовой механики.
- Квантовая инженерия. Лекция 2: Двухуровневая система; Флуктации.
- Квантовая инженерия. Лекция 3: Спин-бозонная модель.
- Квантовая инженерия. Лекция 4: Когерентные состояния.
- Квантовая инженерия. Лекция 5: Спин-бозонная модель.
- Квантовая инженерия. Лекция 6: Формализм матрицы плотности.
- Квантовая инженерия. Лекция 7: Взаимодействие q-бита с полем. Модель Джейнса-Каммингса.
- Квантовая инженерия. Лекция 8: Модель Джейнса-Каммингса. Подход оператора плотности.
- Квантовая инженерия. Лекция 9: Сверхпроводимость. Эффект Джозефсона.
- Квантовая инженерия. Лекция 10: Фазовые и потоковые кубиты.
- Квантовая инженерия. Лекция 11: Анализ цепей для квантовых когерентных структур.
- Избранные вопросы теории автоматического управления
- Современные контроллеры, задержки при передаче сигналов, избранные вопросы архитектуры компьютеров
- Применение многокритериальной оптимизации в задачах принятия решений
- Методология развития проектной деятельности в области информационных и коммуникационных технологий
- Использование методов теории систем и системного анализа для проектирования инфокоммуникационных систем
- Электронные и твердотельные свойства материалов электроники
Элементы контроля
- активность на семинарах3 (неудовлетворительно): Даны неправильные ответы на вопросы преподавателя (студентов), отсутствуют дополнения к ответам студентов (а также при решении задач). Студент не ориентируется в разделах рассматриваемых тем (рассматриваемой темы в рамках одного занятия). Не может привести примеры. Студент не способен решать стандартные задачи по теме элемента контроля. В ответах и решениях имеются многочисленные и/или грубые ошибки. Примечание: при выполнении доклада учтены не все требования по оформлению презентации, последовательности выступления и/или требования к докладчику при выступлении. 2 (неудовлетворительно): Даны неправильные ответы (или они отсутствуют) на вопросы преподавателя (студентов), отсутствуют дополнения к ответам студентов (а также при решении задач). Студент совершенно не ориентируется в разделах рассматриваемых тем (рассматриваемой темы в рамках одного занятия). Не может привести примеры. Студент не способен решать стандартные задачи по теме элемента контроля. В ответах и решениях имеются многочисленные и/или грубые ошибки. Примечание: при выполнении доклада учтены не все требования по оформлению презентации, последовательности выступления и/или требования к докладчику при выступлении. 1 (неудовлетворительно): Отсутствуют ответы на вопросы преподавателя (студентов), отсутствуют дополнения к ответам студентов (а также при решении задач). Студент не имеет представления ни об одном разделе, вынесенном на элемент контроля. Не может привести примеры. Студент не способен решать стандартные задачи по теме элемента контроля. Примечание: при выполнении доклада учтены не все требования по оформлению презентации, последовательности выступления и/или требования к докладчику при выступлении. 0 (признак дисциплинарного проступка): Попытки списывания, получения подсказок при ответе на вопросы и решении задания, нарушение этики и академических норм. Критерии оценки работы на семинарских занятиях: знание материала, умение сообщать материал, умение дополнять ответы, умение задавать существенные вопросы и формулировать проблему, умение готовить и презентовать доклады, посещаемость. (2-3 модули). Дистанционный формат. Семинары со второго модуля проводятся в онлайн-формате.
- Домашнее задание №10 "ЕСКД"Домашнее задание состоит из четырех частей, каждая из которых оценивается отдельно. На каждую часть устанавливается предельный срок сдачи, после которой работы не принимаются. (За исключением уважительных причин). 1 часть: «Пояснительная записка» 2 часть: «Оформление чертежей и схем» 3 часть: «Программный код» 4 часть: «Итоговый комплект документов» Оценка за Домашнее задание формируется по следующей формуле: ДЗ10 = 0,32 Ч1 + 0,28 Ч2 + 0,28 Ч3 + 0,12 Ч4 Пересдача отдельных частей работы не предусмотрена. Сдача работ осуществляется через систему Google Classroom.
- Домашнее задание №1 "Построение дерева целей проектирования технической системы"
- Домашнее задание №2 «Многокритериальный выбор технических систем с использованием интегрального кр
- Домашнее задание №3 «Идеи для проекта. Постановка цели и задач проекта»2 (неудовлетворительно): Правильно выполнены и оформлены (согласно требованиям) не менее 30% от необходимого объема обычных заданий. Частично правильно сделаны выводы по работе. Не приведены примеры. Даны частично правильные ответы на вопросы преподавателя. Студент плохо ориентируется в разделах рассматриваемых тем (рассматриваемой темы). Студент плохо способен вести дискуссию (демонстрирует знания) по тематике элемента контроля и ей родственным. В ответах присутствуют многочисленные или грубые ошибки. 1 (неудовлетворительно): Правильно выполнены и оформлены (согласно требованиям) не менее 20% от необходимого объема обычных заданий. Частично правильно сделаны выводы по работе. Не приведены примеры. Даны частично правильные ответы на вопросы преподавателя. Студент плохо ориентируется в разделах рассматриваемых тем (рассматриваемой темы). Студент не способен вести дискуссию (демонстрирует знания) по тематике элемента контроля и ей родственным. В ответах присутствуют очень грубые ошибки. 0 (признак дисциплинарного проступка): Попытки списывания, получения подсказок при ответе на вопросы и решении задания, нарушение этики и академических норм. Соблюдение структуры работы согласно заданию; правильность и полнота реализации техники «5 почему»; корректность выявления проблемы, корректность постановки цели и задач проекта; правильность и полнота реализации метода «SCAMPER».
- Домашнее задание №4 «Распределение ролей в команде проекта»
- Домашнее задание №5 «Требования к разработке технического задания проекта»
- Домашнее задание №6 «Обзор программного обеспечения для выполнения задач проекта»
- Домашнее задание №7 «Инфографика и визуализация данных»
- Домашнее задание №8 «Результаты проектной деятельности. Часть 1»
- Домашнее задание №9 «Результаты проектной деятельности. Часть 2»
- Оценка за выполнение заданий (1 модуль)
- Оценка за выполнение заданий (2 модуль)
- Оценка за выполнение заданий (3 модуль)
- Оценка за выполнение заданий (4 модуль)
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.025 * Домашнее задание №7 «Инфографика и визуализация данных» + 0.03 * Домашнее задание №5 «Требования к разработке технического задания проекта» + 0.06 * Домашнее задание №9 «Результаты проектной деятельности. Часть 2» + 0.15 * Домашнее задание №2 «Многокритериальный выбор технических систем с использованием интегрального кр + 0.1 * Домашнее задание №1 "Построение дерева целей проектирования технической системы" + 0.025 * Домашнее задание №4 «Распределение ролей в команде проекта» + 0.025 * Домашнее задание №6 «Обзор программного обеспечения для выполнения задач проекта» + 0.25 * активность на семинарах + 0.25 * Домашнее задание №10 "ЕСКД" + 0.06 * Домашнее задание №8 «Результаты проектной деятельности. Часть 1» + 0.025 * Домашнее задание №3 «Идеи для проекта. Постановка цели и задач проекта»
- 2022/2023 учебный год 4 модуль0.25 * Оценка за выполнение заданий (3 модуль) + 0.25 * Оценка за выполнение заданий (1 модуль) + 0.25 * Оценка за выполнение заданий (4 модуль) + 0.25 * Оценка за выполнение заданий (2 модуль)
- 2023/2024 учебный год 3 модульСреднее арифметическое трех полученных оценок за модули
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- 315 - Г.Альтшуллер - Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач - 9785961421897 - Alpina - Альпина Паблишер - 2017 - https://hse.alpinadigital.ru/book/315
- MATLAB 7. Основы работы и программирования : учеб. пособие для вузов, Поршнев, С. В., 2008
- Microsoft visual studio 2008, Пауэрс, Л., 2009
- Анализ и обработка сигналов в среде MATLAB/ЩетининЮ.И. - Новосиб.: НГТУ, 2011. - 115 с.: ISBN 978-5-7782-1807-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/548133
- Берикашвили, В. Ш., Твердотельная электроника и микроэлектроника : учебник / В. Ш. Берикашвили, С. А. Воробьев. — Москва : КноРус, 2023. — 301 с. — ISBN 978-5-406-08490-8. — URL: https://book.ru/book/945902 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
- Веретехина, С. В., Информационные технологии. Проектирование базы данных технической документации в виде интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) в рамках технологии CALS. Программно-аппаратная организация ИЭТР : монография / С. В. Веретехина, В. В. Веретехин. — Москва : Русайнс, 2015. — 124 с. — ISBN 978-5-4365-0203-8. — URL: https://book.ru/book/916850 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
- Инфографика : коммуникация и влияние при помощи изображений, Смикиклас, М., 2014
- Компьютерная графика : учебник и практикум для приклад. бакалавриата, Боресков, А. В., 2016
- Красавин, А. В. Компьютерный практикум в среде matlab : учебное пособие для вузов / А. В. Красавин, Я. В. Жумагулов. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 277 с. — (Университеты России). — ISBN 978-5-534-08509-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/442328 (дата обращения: 28.08.2023).
- Малюков, С. П. Основы конструирования и технологии электронных средств : учебное пособие / С. П. Малюков, А. В. Палий, А. В. Саенко ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2017. - 105 с. - ISBN 978-5-9275-2725-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1021761 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1021761
- Методические основы управления ИТ - проектами : учебник для вузов, Грекул, В. И., 2011
- Методы и средства испытаний аппаратуры на механические воздействия : учеб. пособие, Шалумов, А. С., 2009
- Моделирование систем и процессов. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / В. Н. Волкова [и др.] ; под редакцией В. Н. Волковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 295 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-01442-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/436475 (дата обращения: 28.08.2023).
- Научное исследование : курсовые, дипломные и диссертационные работы, Ануфриев, А. Ф., 2004
- Основы конструирования и технологии производства радиоэлектронных средств. Интегральные схемы : учебник для вузов / Ю. В. Гуляев [и др.] ; под редакцией Ю. В. Гуляева. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 460 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03170-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470122 (дата обращения: 28.08.2023).
- Основы научной работы и оформление результатов научной деятельности : в помощь написания диссертации и рефератов : учеб. пособие, Андреев, Г. И., 2003
- Половинкин А.И. - Основы инженерного творчества - Издательство "Лань" - 2019 - ISBN: 978-5-8114-4603-2 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/123469
- Правила творческого мышления, или тайные пружины ТРИЗ : учебное пособие, Кукалев, С. В., 2018
- Проектирование и технология печатных плат : учебник для вузов, Пирогова, Е. В., 2005
- Системный анализ и синтез стратегических решений в инноватике : основы стратегического инновационного менеджмента и маркетинга : учеб. пособие для вузов, Андрейчиков, А. В., 2018
- Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений, Абовский, Н. П., 1998
- Теория автоматического управления : учебник для вузов, Душин, С. Е., 2003
- Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах : учебник для вузов, Ларичев, О. И., 2002
- Тепловой режим электронной аппаратуры: Учебное пособие / Палий А.В., Замков Е.Т., Саенко А.В. - Таганрог:Южный федеральный университет, 2016. - 109 с.: ISBN 978-5-9275-2192-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/996154
- Технология производства микроэлектронных изделий, Чернозубов, Ю. С., 2010
- Технология производства печатных плат, Медведев, А. М., 2005
- Технология производства полупроводниковых приборов и интегральных микросхем : учеб. пособие, Курносов, А. И., 1986
- Хрестоматия по учебной дисциплине "Теория и методы принятия многокритериальных решений", , 2005
Рекомендуемая дополнительная литература
- Выполнение электрических схем по ЕСКД : справочник, Усатенко, С. Т., 1992
- Инфокоммуникационные сети и системы, Гольдштейн, Б. С., 2019
- Искусство решения проблем : для научных библиотек, Акофф, Р., 1982
- Исследование операций : учеб. пособие для вузов, Васин, А. А., 2008
- Ким, Д. П. Теория автоматического управления : учебник и практикум для вузов / Д. П. Ким. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 276 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-9294-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/511430 (дата обращения: 28.08.2023).
- Компьютерная геометрия и графика : учебник для вузов, Дегтярев, В. М., 2013
- Михайлов, А. И. Физические основы твердотельной электроники : учебное пособие / А. И. Михайлов, С. А. Сергеев. — 2-е изд., изм. — Саратов : СГУ, 2020. — 192 с. — ISBN 978-5-292-04672-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/194743 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Многокритериальный выбор на конечном множестве альтернатив : учеб. пособие, Микони, С. В., 2009
- Мусихин, А. Г. Архитектура вычислительных машин и систем : учебное пособие / А. Г. Мусихин, Н. А. Смирнов. — Москва : РТУ МИРЭА, 2021. — 271 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/218417 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077
- Обеспечение показателей надежности телекоммуникационных систем и сетей, Шувалов, В. П., 2015
- Самков, Т. Л. Теория принятия решений: лекции : учебное пособие / Т. Л. Самков , RU. — Новосибирск : СибГУТИ, 2021. — 111 с. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/257306 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
- Телекоммуникационные системы и сети. Т.1: Современные технологии, , 2005
- Телекоммуникационные системы и сети. Т.2: Радиосвязь, радиовещание, телевидение, , 2005
- Телекоммуникационные системы и сети. Т.3: Мультисервисные сети, , 2005
- Теория принятия решений : учебник для вузов, Петровский, А. Б., 2009
- Шаньгин, В. Ф. Защита информации в компьютерных системах и сетях : учебное пособие / В. Ф. Шаньгин. — Москва : ДМК Пресс, 2012. — 592 с. — ISBN 978-5-94074-637-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3032 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.