• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Монгольский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Монголия и Тибет)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Леман Яна Дмитриевна
Язык: русский
Кредиты: 11
Контактные часы: 280

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Монгольский язык» читается в течение пяти лет, с первого по пятый курс. Монгольский язык является основным восточным языком для студентов профиля «Монголии и Тибет», представляя собой фундамент всего учебного процесса. Целью курса является научить студента произносительным нормам современного монгольского языка, познакомить с особенностями письменности, орфографии, лексики и грамматики современного монгольского языка, научить навыкам устной и письменной монгольской речи. На первом курсе задачей дисциплины является введение и первичное закрепление фонетических, лексических и грамматических знаний; чтение и разбор учебных текстов на монгольском языке; выработка навыков понимания устной речи; навыков диалогической и монологической речи в рамках пройденной тематики. На втором ‒ закрепление фонетических навыков; введение новых и закрепление старых лексических и базовых грамматических знаний; чтение и разбор учебных и адаптированных художественных текстов на монгольском языке; закрепление навыков понимания устной и ведения диалогической и монологической речи. На третьем ‒ обучение студента владению устной и письменной монгольской речью в пределах изученной общеразговорной и общелитературной лексики, расширение лексико-фразеологического запаса и ознакомление с семантико-стилистическими оттенками близких по значению слов и конструкций. На четвертом ‒ расширение лексических и грамматических знаний, углубленное изучение лексики и текстов по литературе и истории монголов, овладение первичным идиоматическим корпусом монгольского языка. На пятом ‒ обучение студентов свободному чтению и пониманию текстов печатных статей и различных публикаций с целью овладения ими навыков самостоятельного чтения, понимания и анализа статей и художественных произведений общественно-политической, лингвистической, литературоведческой, исторической, культурологической тематики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных правил и особенностей фонетики, морфонологии, морфологии и синтаксиса монгольского языка на материале упражнений и учебных текстов, в том числе оригинальных
  • Основная цель данного курса, рассчитанного на студентов третьего года обучения, – подготовка специалистов, владеющих монгольским языком в объеме, позволяющем понимать общее содержание текстов средней сложности на бытовые, абстрактные и профессиональные темы; общаться с носителями языка в большинстве повседневных ситуаций; порождать спонтанные тексты на монгольском языке с достаточной скоростью; уметь рассуждать на заданную тему в пределах изученной общеразговорной, общелитературной, научной, страноведческой, общественно-политической и экономической лексики. Уровень, достигаемый на третий год обучения, должен приблизительно соответствовать уровню B2 по системе Общеевропейских компетенций владения иностранным языком.
  • · углубленное изучение правил и особенностей фонетики, морфонологии, морфологии и синтаксиса монгольского языка на материале упражнений и неадаптированных текстов на монгольском языке; · знание лексики и фразеологии литературного и разговорного монгольского языка в объеме не менее 4000 единиц. · способность адекватно распознавать устную монгольскую речь и пересказывать или письменно излагать содержание услышанного. · использование монгольского языка как средства общения в быту и профессиональной сфере. · формирование у студентов специфических знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми текстами, написанными на монгольском языке;
  • Использование монгольского языка как средство общения в быту и профессиональной сфере
  • Формирование у студентов специфических знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми текстами, написанными на монгольском языке
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обучающийся владеет основными приемами устного и письменного перевода с монгольского языка учетом межкультурной специфики
  • Обучающийся должен владеть лексикой указанной тематики
  • Обучающийся должен понимать, в каких контекстах надо использовать показатели множественного числа и винительного падежа, а в каких это запрещено или необязательно
  • Обучающийся должен правильно употреблять долженствовательные конструкции и простые формы императива
  • Обучающийся должен правильно употреблять модальные конструкции
  • Обучающийся должен свободно читать и порождать даты на монгольском языке
  • Обучающийся должен уметь выбирать правильный регистр повелительно-желательных форм при обращении к людям разного возраста и положения
  • Обучающийся должен уметь грамотно применять причинные конструкции в своей речи
  • Обучающийся должен уметь правильно употреблять залоговые и каузативные формы
  • Обучающийся должен уметь правильно читать по-монгольски с нужной интонацией
  • Правильно употребляет изученные лексические и фразеологические единицы литературного и разговорного языка с учетом особенностей устной и письменной речи, необходимые для общения на требуемом уровне в рамках изученных тем.
  • Способен общаться в большинстве бытовых ситуаций, возникающих во время пребывания в стране изучаемого языка, может рассказать о своих личных впечатлениях, коротко, но грамотно обосновать свое мнение в рамках изученных тем. Способен беседовать на некоторые узкоспециальные темы.
  • Способен понимать и грамотно излагать услышанные устные тексты на монгольском языке в рамках изученных тем.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение
  • География Монголии
  • Лексическая тема: «Как я провел(а) лето».
  • Вводный фонетический курс
  • Вы оказались впервые на улицах Улан-Батора
  • История Монголии
  • Приветствие и знакомство
  • Погода
  • Наадам
  • Рассказ про себя
  • В юрте. Стороны света
  • Лексическая тема: «Визит в посольство Монголии».
  • Время
  • Лексическая тема: «Будущая профессия».
  • Моя семья
  • Лексическая тема: «Религия монголов. Ламаизм».
  • Моя квартира
  • Лексическая тема: «Современные технологии».
  • «Политическая система Монголии».
  • Мой друг
  • Части тела
  • Мой день
  • Животный мир Монголии
  • Хобби
  • Планы на каникулы
  • В ресторане
  • Если бы я был(а) президентом
  • Любимые музыканты
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Зачет
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2020/2021 учебный год 2 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2022/2023 учебный год 1 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.25 * Зачет + 0.75 * Работа в аудитории
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.25 * Зачет + 0.25 * Экзамен + 0.5 * Работа в аудитории
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    0,5 работа в аудитории + 0,5 элементы контроля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jan-Olof Svantesson, Anna Tsendina, Anastasia Karlsson, & Vivan Franzen. (2005). The Phonology of Mongolian. OUP Oxford.
  • Jan-Olof Svantesson, Anna Tsendina, Anastasia Karlsson, & Vivan Franzen. (2005). The Phonology of Mongolian. OUP Oxford.
  • Janhunen, J. A. (2012). Mongolian. John Benjamins Publishing Company.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Juha Janhunen. (2003). The Mongolic Languages. Routledge.
  • Juha Janhunen. (2003). The Mongolic Languages. Routledge.