• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Социальные исследования аудитории и публики

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Анализ аудитории и публики - важнейшее направление социальных исследований, основные субъекты которого - не только научно-исследовательские структуры, но и медиакомпании, а также широкий круг субъектов, решающих различные коммуникационные задачи (рекламодатели, рекламные агентства, субъекты деятельности по связям с общественностью). В основе анализа аудитории находятся медиаизмерения - количественные исследования, которые реализуются посредством как опросных методов, так и автоматизированных измерительных технологий. В рамках дисциплины также рассматриваются различные количественно-качественные (например, тесты медийных концепций, usability тесты, автоматизированные измерения реакции аудитории, исследования аудитории методом eye-tracking и др.) и качественные (глубинные интервью, фокус-группы) подходы к изучению аудитории и публики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение основными положениями социальной теории аудитории и публики.
  • Формирование комплексного понимания закономерностей поведения аудитории и публики, как общего характера, так и в частных проявлениях.
  • Ознакомление с основными методами изучения аудитории и публики.
  • Овладение навыками анализа аудитории и публики в отраслевой практике, в том числе в контексте изучения медиарынков, в функционировании и развитии медиапредприятий, в редакционной деятельности, а также в рекламной деятельности и связях с общественностью.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Проводит медиаметрический анализ.
  • Использует основные методы измерения аудитории различных типов медиа.
  • Ориентируется в предметной области теоретических и индустриальных социологических исследований аудитории и публики.
  • Проводит исследования с использованием качественных методов анализа аудитории и публики.
  • Проводит исследования с использованием количественных методов анализа аудитории и публики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические основы изучения аудитории и публики
  • Измерения аудитории медиа
  • Медиаметрические показатели
  • Специальные (ad hoc) количественные исследования аудитории и публики
  • Качественные исследования аудитории и публики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Защита исследовательского проекта
  • неблокирующий Семинары
  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.11 * Защита исследовательского проекта + 0.3 * Домашнее задание + 0.29 * Семинары + 0.3 * Групповой проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индустрия рейтингов : введение в медиаметрию: учеб. пособие для вузов, Фомичева, И. Д., 2004
  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова, Е. Л., 2009
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000