• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Культура Японии через призму словесности. Новое и новейшее время

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 22

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов с основными жанрами японской словесности, предлагает различные исследовательские подходы к анализу и интерпретации художественных произведений различных исторических периодов. Рассматривается взаимодействие словесности и религии, литературы и политики, влияние художественного творчества на картину мира, отражение повседневности и возможность использования художественных произведений в целях исторической реконструкции. Отдельное внимание уделяется истории японской рукописной книги, принципам организации текста. В рамках курса рассматриваются такие письменные памятники, как поэзия жанров вака и хайку, основные произведения признанных классиков японской литературы, в том числе нобелевских лауреатов Кавабата Ясунари и Оэ Кэндзабуро, а также популярных и известных писателей, таких, как Мисима Юкио, Нацумэ Сосэки, Акутагава Рюноскэ. В рамках курса предполагается знакомство студентов с основными переводами японской литературы на русский язык.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение базовых знаний о японской словесности
  • развитие навыков критического прочтения текстов
  • знакомство с основными приемами японской словесности
  • освоение терминологии и аналитического инструментария для написания филологических работ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • владеть методами анализа культурных, общественно-экономических и политических процессов, формирующих тематические, жанровые и стилистические особенности словесности соответствующего периода японской истории.
  • владеть терминологией и аналитическими навыками для интерпретации литературных и иных текстов в историческом и культурологическом аспекте;
  • уметь использовать справочную литературу, а также приобретенные на лекциях и семинарах знания для всестороннего анализа и комментирования литературных и других тестов;
  • уметь сопоставлять и критически анализировать различные типы текстов;
  • уметь строить суждения, опираясь на сведения из разных научных дисциплин (искусствоведение, филология, культурология, востоковедение, история);
  • называть основные характеристики жанров словесности, характерные для разных исторических периодов Японской истории;
  • перечислять основных авторов и произведения японской словесности соответствующих периодов;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История японской книги. Воспитательная и образовательная функции книги в эпоху Токугава.
  • Тема 2. Драматургия.
  • Тема 3. Поэзия периода Токугава
  • Тема 4. Проза в период Токугава.
  • Тема 5. Литература периода Мэйдзи.
  • Тема 6. Знаменитые японские писатели ХХ века. Японские писатели – лауреаты Нобелевской премии.
  • Тема 7. Современная японская литература. Переводы и переводчики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.4 * Экзамен + 0.6 * Работа в аудитории
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Katō, S., & Sanderson, D. (1997). A History of Japanese Literature : From the Manyoshu to Modern Times (Vol. New abridged ed. translated & edited by Don Sanderson). Richmond, Surrey: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=568949

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Clanuwat, T., Bober-Irizar, M., Kitamoto, A., Lamb, A., Yamamoto, K., & Ha, D. (2018). Deep Learning for Classical Japanese Literature. https://doi.org/10.20676/00000341
  • Hibbett, H., Nobuhiro, S., Jones, S., & Watanabe, K. (2013). An Edo Anthology : Literature From Japan’s Mega-City, 1750-1850. Honolulu: University of Hawaii Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=750903
  • Hill, C. (2005). Text and the City: Essays on Japanese Modernity; Transformations of Sensibility: The Phenomenology of Meiji Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7DBEE879
  • Jacob, F. (2017). Modern Japanese Literature (Vol. [First edition]). Ipswich, Massachusetts: Salem Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1510456
  • Yao, Z. Y. (2015). Literature and the Remnants of Feudal Ideology in the Meiji Period: An Analysis of Ogai, Ichiyo, and Soseki. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F13E8104
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011

Авторы

  • Хомченкова Варвара Валентиновна
  • Родин Степан Алексеевич