• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Экспериментальная семантика"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Апресян Валентина Юрьевна, Конча Кирилл Олегович, Орлов Александр Викторович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Семинар посвящен различным вопросам, связанным с экспериментальной семантикой и прагматикой и их взаимодействием с синтаксисом и просодией. Студенты узнают, как проводить свои собственные эксперименты и интерпретировать результаты. Несколько возможных направлений для проектов включают экспериментальное изучение полисемии (восприятие и обработка различных типов значений у многозначных слов), восприятие полисемии (в стихах и в прозе), восприятие и порождение просодии в информационной структуре высказывания (взаимодействие синтаксических и просодических факторов), разрешение неоднозначности сфер действия (взаимодействие семантики, прагматики и просодии), прагматические факторы в языке СМИ (например, восприятие кликбейта и честных заголовков). Студенты освоят основы экспериментального дизайна (подготовка стимулов для решения различных исследовательских вопросов, использование онлайн-платформ для проведения экспериментов, проведение статистического анализа).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Подготовка выпускной квалификационной работы бакалавриата по экспериментальной и теоретической лингвистике
  • Дальнейшее изучение дисциплин образовательных программ магистратур по лингвистике и когнитивным наукам.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать: • основные задачи экспериментальной семантики и прагматики; • основные экспериментальные методы ее изучения; • основные инструменты создания психолингвистических экспериментов.
  • владеть: • научным и практическим аппаратом экспериментальной семантики и прагматики; • навыками создания экспериментов на PsychoPy, Ibex Farm, гугл-формах и иных платформах; • основными методами статистической обработки данных
  • уметь: • ставить исследовательские задачи в области экспериментальной семантики и прагматики; • проводить поведенческие онлайн-эксперименты с последующей обработкой и интерпретацией полученных данных; • подбирать и анализировать релевантную литературу по теме.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Экспериментальная семантика.
  • Экспериментальная прагматика
  • Информационная структура предложения.
  • Экспериментальные методы и конструкторы экспериментов.
  • Статистические методы и инструменты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разбор и обсуждение исследовательской статьи
  • неблокирующий Активность на семинарах, оценка проектов других студентов, задания по созданию стимулов на семинарах
  • неблокирующий Проектная деятельность на семинаре
    Демонстрация гипотез, стимульного материала и формата эксперимента в начале второго модуля
  • неблокирующий Защита проекта
    Демонстрация сконструированного эксперимента и статистического анализа полученных данных в конце второго модуля. Экзамен проходит в форме презентации коллективного экспериментального проекта. Должен также быть представлен репозиторий с данными: гипотезы, стимулы, дизайн эксперимента, полученные данные, интерпретация результатов. Примеры проектов: ● обработка просодической, семантической и просодической информации при разрешении неоднозначности сферы действия отрицания ● обработка высказываний с просодически и прагматически согласованной информацией vs. с просодически и прагматически рассогласованной - что сильнее влияет на нас - информационная структура конкретного высказывания или знания о мире? Ср. Я не ЕЛА весь день или с эмфазой Я не ЕЛА ВЕСЬ ДЕНЬ (‘нисколько’ и по прагматике, и по просодии) vs. Я не ела ВЕСЬ день (‘нисколько’ по прагматике, ‘только часть’ по просодии); Я не хочу говорить со всеми этими ИДИОТАМИ (‘ни с кем’ и по прагматике, и по просодии) vs. Я не хочу говорить со ВСЕМИ этими идиотами (‘ни с кем’ по прагматике, ‘только с частью’ по просодии) ● обработка разных типов метафоры и метонимии у разных частей речи (варианты) ● корзины с глаголами и прилагательными (по имеющимся материалам метафоры и бличинга), корзины с существительными (метафора, бличинг - На улице наступил полный мрак - Эти события исчезли во мраке времен - Обстановка на работе полный мрак; морская бездна - Между нами пролегла бездна - У меня бездна дел и пр.) ● обработка полисемии у слов с разным количеством значений ● проверка гипотез из других исследований - сильно многозначные слова обрабатываются быстрее, чем слабо многозначные
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Разбор и обсуждение исследовательской статьи + 0.2 * Защита проекта + 0.2 * Активность на семинарах, оценка проектов других студентов, задания по созданию стимулов на семинарах + 0.4 * Проектная деятельность на семинаре
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Избранные труды. Т.1: Лексическая семантика : синонимические средства языка, Апресян, Ю. Д., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • The Functional Semantics of Oral Speech Discourse Markers: Dynamic Aspect ; Функциональная семантика дискурсивных маркеров устной речи: динамический аспект. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5CC4A8EB