• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Практикум письма (каллиграфия)

Статус: Курс обязательный (Язык, словесность и культура Кореи)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Японская письменность (каллиграфия / сёдо)» читается для студентов-японистов в течение одного учебного года. Курс ставит своей задачей познакомить студентов с теми уникальными особенностями, которые присущи японской письменности – самой сложной из существующих в мире. Письменная (начертательная) разница между китайскими иероглифами и японскими, типология и классификация иероглифов, происхождение японских азбук и принципы их структурного устройства, история японской письменности и каллиграфии, связи собственно письма с литературой, религией, философией и разными видами изобразительного искусства – эти и многие другие аспекты письма входят в состав настоящего курса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление слушателей с основными этапами и событиями в истории ориентального письма вообще и японского письма в частности
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • видеть сущностную связь письма с литературой, архитектурой, музыкой и другими разновидностями производительных практик
  • осознавать социальные особенности этого вида практики («роль личности» (удельный вес имени в истории), принципиальность преемственности, важность роли социума (школы, сообщества, направления) и пр.)
  • представлять себе ориентальное письмо в его исторически сложившемся многообразии
  • студент сможет свободно разбираться в стилях письма, особенностях классических почерков
  • у студентов должны сложиться устойчивые представления о том, какое место письмо (в самых разных его аспектах – от непосредственной практики, до своего рода «культурной матрицы» японского миросозерцания) занимает в японской культуре
  • уметь видеть в современных образцах письма черты и следы прошлого (т.е., черты письма/стиля предшественников)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • 1. Введение в предмет.
  • 1.1. Кто пишет так называемую «историю письма»?
  • 1.2. «Отцы» («создатели») японской каллиграфии нового времени
  • 2. КАНА как «самое японское».
  • 2.1. КАНА: мастера каны 20 века.
  • 2.2. КАНА: Канон каны: хэйанские памятники.
  • 3. КАНДЗИ как «китайское» письмо.
  • 3.1. КАНДЗИ-стандарт школьных учебников чистописания
  • 3.2. КАНДЗИ в 20 веке (искусство, наука, выставки, истеблишмент)
  • 4. КАНДЗИ КАНА МАДЗИРИ БУН как самый «молодой» жанр, непосредственно связанный с новой и новейшей японской поэзией (киндайси и гэндайси)
  • 4.1. ККМБ: Майнити VS Ёмиури
  • 4.2. ККМБ: это и есть «японское письмо»
  • 5. ДЗЭНЪЭЙСЁ. «Авангард»
  • 5.1. Юити Иноуэ – самый известный японский представитель авангарда в каллиграфии.
  • 5.2. Сообщество «Майнити».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.25 * Аудиторная работа + 0.5 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chen, L. S. (2003). Traces of the Brush: The Art of Japanese Calligraphy (Book). Library Journal, 128(16), 68. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=10940275
  • DeCoker, G. (1987). Education and the art of calligraphy in Japan’s Middle Ages the Jubokusho and the Saiyosho /. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.OCLC.oai.xtcat.oclc.org.OCLCNo.649497625
  • Nakamura, F. (2006). Creating new forms of “visualised” words : an anthropological study of contemporary Japanese calligraphy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.bl.uk.oai.ethos.bl.uk.432164
  • Satō, S., Akiba Roshi, G., Fujiwara, S., & Sato, A. O. (2013). Shodo : The Quiet Art of Japanese Zen Calligraphy, Learn the Wisdom of Zen Through Traditional Brush Painting. Tokyo [Japan]: Tuttle Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1567925
  • 平山観月. (1970). 日本書教育の史的展望と空海 (1) : 古代・中世社会の書教育 ; A Historical View of the Education of Japanese Calligraphy and Kukai (I). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2C5AF1BB

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gunn, R. W. (2001). Intimacy, Psyche, and Spirit in the Experience of Chinese and Japanese Calligraphy. Journal of Religion & Health, 40(1), 129–166. https://doi.org/10.1023/A:1012594508918
  • Hui-huang Ko, & 柯輝煌. (2016). The Calligraphy Connoisseurship, Promotion, and Stylistic Transformation in the Japanese Colonial Period:A Study of Hsinchu Calligrapher Li Yichao (1883-1945). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsndl&AN=edsndl.oai.union.ndltd.org.TW.104NTU05545007
  • Kumiyo Nakakoji, Kazuhiro Jo, Yasuhiro Yamamoto, Yoshiyuki Nishinaka, & Mitsuhiro Asada. (2007). Reproducing and re-experiencing the writing process in japanese calligraphy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7B8DE3E6
  • Selden, K. (2016). Calligraphy: Three Heian Poems. Asia-Pacific Journal: Japan Focus, 14(16), 1. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=poh&AN=117679361