• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Литература Китая

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Язык, словесность и культура Китая)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 108

Программа дисциплины

Аннотация

Начиная с глубокой древности китайская литература стала отражением истории и культуры страны и базой для дальнейшего развития литератур других стран Дальнего Востока и ЮВА. Благодаря тому, что в Китае рано появилась письменность, примеров древних текстов достаточно, многие из них относятся к философской классике Востока. Эти тексты и последующие, уже относящиеся к художественной литературе, наполняют китайскую словесность многими и многими тысячами примеров с древности до наших дней. В нашем курсе мы расскажем об истоках поэтического творчества, о «Каноне поэзии» (Ши цзин), о многообразии стихотворных форм и правилах стихосложения. Поговорим о том, когда сложились основные жанры китайской литературы и как они изменялись со временем. Попытаемся понять, как постичь скрытый смысл кажущегося простым пейзажного стихотворения и вникнуть в сложности китайских трех учений. Наконец, рассмотрим лучшие русские переложения китайской литературы и поговорим о сложностях перевода восточных текстов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - получение студентами представления об основных направлениях китайской классической поэзии и художественной прозы: истоки поэтического творчества, "Канон поэзии" (Ши цзин), многообразие стихотворных форм и правилах стихосложения, написанные на классическом китайском языке сборники историй о сверхъестественном - чжигуай, танские новеллы чуаньци, имеющие религиозное происхождение тексты бяньвэнь и баоцзюань, городская повесть хуабэнь, романы на разговорном языке байхуа («Сон в красном тереме», «Путешествие на Запад», «Речные заводи», «Троецарствие» и другие).
  • - знакомство студентов с лучшими русскими переложениями китайской поэтической классики и художественной прозы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство обучающихся с особенностями «рассказов об удивительном», владение информацией об эволюции этого жанра и его связи с танской новеллой.
  • Знакомство с материалом Темы 1. должно дать слушателям общие представления о становлении поэтической традиции в Древнем Китае, о наиболее значимых памятниках и стихотворных формах. Студенты должны понимать связь поэтического творчества с главными направлениями древнекитайской мысли – конфуцианством и даосизмом, иметь общие представления формах и жанрах китайской поэзии.
  • Знакомство с Темой 3 должно ввести слушателей в проблематику китайской поэзии периода ее высочайших достижений. Студенты должны получить представление о четверостишиях как главной поэтической форме, о пейзажной лирике «гор и вод» - ведущей теме танской лирике, о других значимых темах поэзии.
  • Знакомство с Темой 4 предполагает расширение знаний слушателей о китайской поэзии за счет рассказа о стихах, которые писались на определенную мелодию и в отличие от классической поэзии имели строки с неравным количеством знаков-иероглифов в строке. Условно именуемые в отечественной традиции «романсами» стихи эти в эпоху Сун окончательно закрепились в числе нормативных поэтических форм.
  • Знать жанровую специфику многоглавного романа, особенности композиции и содержание рассмотренных произведений.
  • Овладение жанровой спецификой хуабэнь, умение характеризовать тематические блоки, называть отличия хуабэнь от новеллы и рассказа об удивительном.
  • Студенты должны получить представление о тематике и жанровых особенностях юаньской драмы, знать основные поэтические школы и антологии эпох Мин и Цин.
  • Усвоение основных особенностей танских новелл, знание крупнейших сборников и умение определять период, в который написана произвольная новелла.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Ши цзин («Канон поэзии», «Книга песен») как основа и начало китайской поэтической традиции. Ранние поэтические собрания.
  • Тема 3. Вершина китайской поэтической классики – эпоха Тан (7–10 вв.).
  • Тема 4. Эпоха Сун (10–12 вв.) – новый взлет поэзии
  • Тема 5. Поэзия эпохи монгольского завоевания (13–14 вв.. Поэтическая традиция при национальной династии Мин (14–17 вв.). Правлении маньчжурской династии Цин (17–20 вв.) – подведение поэтических итогов.
  • Тема 6. Становления повествовательной прозы. «Рассказы об удивительном» - чжигуай сяошо.
  • Тема 7. Классическая новелла (чуаньци).
  • Тема 9. Городская повесть хуабэнь.
  • Тема 10. Романы на разговорном языке байхуа.
  • Тема 11. Проза о путешествиях
  • Текст в истории развития китайской цивилизации. Письменность в китайской культуре. Первые письменные памятники в китайской традиции.
  • Пятикнижие. «Ши цзин» («Канон поэзии», «Книга песен») как основа и начало китайской поэтической традиции.
  • Пятикнижие. «Шу цзин» - книга о китайской Древности. Соотношение мифа и истории в китайской традиции.
  • Пятикнижие. «И цзин» («Книга перемен»), «Ли цзи» («Книга ритуалов и установлений»), «Чунь цю» («Весны и осени»).
  • Философская проза Древности. Классический период. Конфуцианская классика. «Лунь юй» («Суждения и беседы»), «Мэн-цзы».
  • Философская проза Древности. Классический период. Даосская классика. «Дао дэ цзин» («Книга о пути и благодати», «Книга о пути и добродетели»), «Чжуан-цзы», «Ле-цзы».
  • Философская проза Древности. Классический период. Моизм и легизм. «Мо-цзы», «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»), «Хань Фэй-цзы».
  • Первая индивидуальная поэзия. «Чуские строфы». Значение Цюй Юаня для развития китайской литературы и культуры.
  • Ода фу – прозопоэтический жанр Древности. Истоки жанра и его развитие.
  • Песни юэфу – пример устного народного творчества в Китае. Музыкальная палата Юэфу. Девятнадцать древних стихотворений из «Литературного изборника» принца Сяо Туна.
  • Ранняя китайская историография. «Исторические записки» Сыма Цяня. «История Хань» Бань Гу.
  • Ранняя проза сяошо. Связь с историографией и черты литературности.
  • Философская проза Древности. Поздний период. «Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» («Весы суждений»). «Янь те лунь» («Рассуждение о соли и железе»).
  • Ранняя проза сяошо. Сборники об удивительном III – VI вв.
  • Поэзия раннего Средневековья, поэтические сообщества. Теория «ветра и потока».
  • Литературная теория Древности и раннего Средневековья. Истоки в древней философии.
  • Литературная теория Древности и раннего Средневековья. «Рассуждения об изящной словесности», «Ода изящному слову», «Описание течений в литературе», «[Трактат] о восьми болезнях стиха».
  • Литературная теория Древности и раннего Средневековья. «Резной дракон литературной мысли», «Категория стихов», «Литературный изборник».
  • Литература династии Тан. Формирование поэтического канона Средневековья.
  • Литература династии Тан. Танская новелла.
  • Литература династии Тан. Танская эссеистика гувэнь.
  • Литература династии Сун. Сунская эссеистика гувэнь.
  • Литература династии Сун. Сунская поэзия. Жанр китайского романса цы.
  • Литература династии Сун. Развитие городской культуры. Повесть хуабэнь: от устного сказа к литературному произведению.
  • Лекция 1. Система средневековой китайской литературы
  • Лекция 2. Поэзия Северной Сун (960-1127)
  • Лекция 3. Поэзия Южной Сун (960 - 1279)
  • Лекция 4. Проза Сун
  • Лекция 5. Проза Сун
  • Лекция 6. Проза Юань
  • Лекция 7. Литература Юань
  • Лекция 8. Проза Мин
  • Лекция 9. Проза Мин
  • Лекция 10. Поэзия Мин
  • Лекция 11. Поэзия Мин
  • Лекция 12. Поэзия Цин
  • Лекция 13. Поэзия Цин
  • Лекция 14. Проза Цин
  • Лекция 15. Проза Цин
  • Лекция 16. Романы XVIII - начала XX вв.
  • Лекция 17. Китайская поэзия начала XX в. - 1920-х гг.
  • Лекция 18. Драматургия начала XX в.
  • Лекция 19. Движение 4 мая
  • Лекция 20. Повторение пройденного материала
  • Семинар 1. Поэзия Сун
  • Семинар 2. Поэзия Сун
  • Семинар 3. Проза Сун
  • Семинар 4. Проза Сун
  • Семинар 5. Литература Юань
  • Семинар 6. Поэзия Мин
  • Семинар 7. Проза Мин
  • Семинар 8. Проза Мин
  • Семинар 9. Проза Мин
  • Семинар 10. Проза Цин
  • Семинар 11. Проза Цин
  • Семинар 12. Проза Цин
  • Семинар 13. Поэзия Цин
  • Семинар 14. Литература начала XX в.
  • Семинар 15. Движение 4 мая в Китае
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Письменная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    Промежуточная аттестация выводится по тем оценкам, которые студент заработал за первые два модуля.
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    Формула оценивания выглядит так: Э х 0,1 + АТ х 0,2 + С х 0,3 + 4Т х 0, 05 + Экз х 0,2, = ЛК, где Э - оценка за письменное эссе, АТ - оценка за письменный анализ текста, С - оценка за посещение и активность на семинарах, Т - оценка за тест в конце каждого модуля, Экз - оценка за устный экзамен, ЛК - оценка за предмет "Литература Китая"
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.2 * Письменная работа + 0.4 * Тест
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    Формула оценивания выглядит так: Э х 0,1 + АТ х 0,2 + С х 0,3 + 4Т х 0, 05 + Экз х 0,2, = ЛК, где Э - оценка за письменное эссе, АТ - оценка за письменный анализ текста, С - оценка за посещение и активность на семинарах, Т - оценка за тест в конце каждого модуля, Экз - оценка за устный экзамен, ЛК - оценка за предмет "Литература Китая"
  • 2024/2025 учебный год 4 модуль
    Формула оценивания выглядит так: Э х 0,1 + АТ х 0,2 + С х 0,3 + 4Т х 0, 05 + Экз х 0,2, = ЛК, где Э - оценка за письменное эссе, АТ - оценка за письменный анализ текста, С - оценка за посещение и активность на семинарах, Т - оценка за тест в конце каждого модуля, Экз - оценка за устный экзамен, ЛК - оценка за предмет "Литература Китая"
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • IDEMA, W. L. (2016). City of Marvel and Transformation: Chang’an and Narratives of Experience in Tang Dynasty China. Journal of Chinese Studies, 63, 330–336. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=119299041
  • Wilt Idema. (2005). The Many Shapes of Medieval Chinese Plays: How Texts Are Transformed to Meet the Needs of Actors, Spectators, Censors, and Readers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.798FCFE9
  • Березкин, Р. (2008). Хуан Чао и народная китайская религия в «Баоцзюань о том, как Мулянь в трех воплощениях спасал мать». Известия Российского Государственного Педагогического Университета Им. А.И. Герцена, (85). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.4117536
  • Старостина Аглая Борисовна. (n.d.). Обширные Записи Годов Тайпин. Том 398: О Камнях. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fobshirnye-zapisi-godov-taypin-tom-398-o-kamnyah
  • СТОРОЖУК АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ. (2015). Драконья Дева В Китайских Верованиях И Литературных Описаниях. ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (8). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15898212

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Dudbridge, G. (2013). A Portrait of Five Dynasties China : From the Memoirs of Wang Renyu (880-956). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=546641
  • Nienhauser, W. H. (2016). Tang Dynasty Tales: A Guided Reader - Volume 2. Singapore: World Scientific. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1170738
  • Серебряков, Е. (2010). Власть поэзии и свобода духа: поэты XVII-XVIII вв. Ван Ши-чжэнь, Хуан Цзин-жэнь и Юань Мэй. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.11424126