Бакалавриат
2022/2023
Введение в лингвистику
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Апресян Валентина Юрьевна,
Даниэль Михаил Александрович,
Орлов Александр Викторович,
Писаренко Денис Юрьевич,
Попова Маргарита Владимировна,
Поцелуев Всеволод Алексеевич,
Рахилина Екатерина Владимировна,
Русских Алина Алексеевна,
Сергиенко Александр Александрович,
Слюсарь Наталия Анатольевна,
Стенин Иван Андреевич,
Чистякова Дарья Георгиевна
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
96
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике, систематизирует знания об основных научных парадигмах лингвистики 20-го века, тренирует умения ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного. Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины
- знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
- знакомство с ключевыми свойствами языка с позиций современных подходов к его изучению
- знакомство с научно-исторической перспективой преемственности научных парадигм, приведшей к современному состоянию знаний о языке
- знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
Планируемые результаты обучения
- владеет базовыми навыками самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи
- дает определение понятию выборок
- дает определение понятию социального значения
- знает основные научные парадигмамы лингвистики 20-го века
- знает основы теоретической лингвистики, основные особенности естественного языка, его гуманитарной и естественно-научной природы, уровневую (модульную) структуру естественного языка
- знает примеры сложных коммуникационных систем
- знает различия между лингвистикой языка и лингвистикой речи
- знает современные методы и стандарты документирования
- знает, может ли человек воздействовать на язык
- имеет представление о разграничении между понятиями норма и узус, язык и речь
- называет сильные стороны структурализма и его проблемы
- представляет себе, чем отличается коммуникация у животных от человеческого языка
- различает означающее и означаемое
- умеет дать краткий обзор истории лингвистики в СССР
- умеет дать определение грамматическому значению
- умеет описать язык как социальный объект
- умеет ориентироваться в основных областях современного языкознания, как теоретического, так и прикладного, в задачах, которые они ставят, и методах, которые они используют
- умеет охарактеризовать индексальные и иконические знаки по Пирсу
- умеет охарактеризовать объяснительную типологию
- умеет охарактеризовать универсальную грамматику, ее презумпции и импликации
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Язык как естественнонаучный объект: основные свойства. Научная аргументация в лингвистике.
- Тема 2. Свойства языкового знака: Соссюровская аксиоматика лингвистики.
- Тема 3. Младограмматики и Соссюр: от диахронии к синхронии.
- Тема 4. Европейский структурализм: лингвистика парадигм.
- Тема 5. Генеративная грамматика: начала лингвистических моделей.
- Тема 6. Социолингвистическая парадигма.
- Тема 7. Типологическая парадигма: пределы языкового варьирования и функциональная мотивация.
- Тема 8. Корпусная лингвистика: изучение узуса.
- Тема 9. Полевая лингвистика: проблема малых языков и их документирования.
- Тема 10. Язык и животная коммуникация: пределы подобия.
Элементы контроля
- Контроль домашнего чтения (компонент Языковое разнообразие)
- Контрольная (компонент Введение proper)Возможно переписывание с потерей баллов
- Контрольная (компонент Введение proper)
- Анализ глоссированного текста на неизвестном языке (компонент Введение в языковое разнообразие)
Промежуточная аттестация
- 2022/2023 учебный год 2 модульсредняя оценка за домашние письменные работы по компоненту - Введение в языковое разнообразие: языки России 0,3 средняя оценка за письменные работы по компоненты - Введение в лингвистику 0,3 оценка за итоговый письменный экзамен 0, 3 оценка за диктанты по генеалогической классификации и лингвистической географии языков России 0,1
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Введение в лингвистику : учебное пособие / Н. А. Шабанова, С. А. Станиславская, О. И. Соколова, С. М. Федюнина. — 2-е изд., доп. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 71 с. — ISBN 978-5-9765-4249-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/123650 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Рекомендуемая дополнительная литература
- Введение в лингвистику : учеб. пособие для вузов, Шайкевич, А. Я., 2010
- Современный русский литературный язык : фонетика, орфоэпия, графика и орфография: учеб. пособие для вузов, Князев, С. В., 2012