• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Древнееврейский язык и литература

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Библеистика и история древнего Израиля)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 5-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 30

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Древнееврейский язык и литература» на пятом году обучения предполагает знакомство с документами древнееврейского языка и литературы постбиблейского периода. Корпус изучаемых текстов включает: древнееврейские фрагменты книги Сираха (“Книга Иисуса, сына Сирахова”), отедельные тексты из Кумрана (“Устав общины”, “Свиток войны”, “Комментарий на Аввакума”), избранные тексты из Мишны (“Отцы”, “Чужой культ”) и из комментария к Мишне, содержащегося в Талмуде, а также древнееврейские надписи римской эпохи и письма Бар Кохбы. Язык книги Сираха рассматривается как пример формы древнееврейского языка, включающего как черты классического и позднего библейского древнееврейского, так и черты, объединяющие этот памятник с литературой Кумрана и Мишны. В корпусе т.н. текстов Кумрана особое внимание уделяется двум памятникам, наиболее репрезентативным в языковом отношении для знакомства с особенностями орфографии, фонологии и морфологии кумранского древнееврейского языка: “Устав общины” (1QS) и “Свиток войны” (1QM). Тексты из Мишны и гемары (юридического комментария) Талмуда демонстрируют две хронологические разновидности раввинистического древнееврейского языка, т.н. язык таннаев (Мишна, ок. 1 - 220 гг. н.э.) и язык амораев (Талмуд, ок. 220 – 500 гг. н.э.). Эпиграфика римского периода и тексты писем Бар Кохбы рассматриваются в связи с обсуждением социолингвистики древнееврейского языка в римский период, и в частности, вопроса о “смерти” древнееврейского как разговорного языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Углубленное знакомство с лингвистическими особенностями древнееврейских текстов, традиционно считающихся архаическими, а также с текстами позднего библейского древнееврейского (персидский и эллинистический периоды).
  • развитие навыков чтения и перевода прозаических и поэтических текстов на древнееврейском языке;
  • развитие навыков чтения и перевода текстов на древнееврейском языке;
  • развитие навыков анализа и комментирования древних текстов;
  • Знакомство с проблемами интерпретации архаической древнееврейской поэзии.
  • знакомство с образцами постбиблейской литературы на древнееврейском языке;
  • изучение синтаксиса древнееврейского языка и проработка знаний в ходе чтения оригинальных текстов;
  • повторение и закрепление знания морфологии древнееврейского языка;
  • Знакомство с проблемами интерпретации лревнееврейской литературы премудрости.
  • знакомство с проблемами интерпретации текстов на древнееврейском языке;
  • развитие навыков лингвистического анализа текстов на раввинистическом древнееврейском языке;
  • Знакомство с проблемами интерпретации древнееврейской литературы премудрости.
  • знакомство с ханаанейской эпиграфикой.
  • знакомство с особенностями древнееврейских текстов разных периодов (архаика, классика, поздний древнееврейский).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владение особенностями орфографии и морфологии моавитского языка. Умение переводить и анализировать тексты моавитских надписей.
  • Знание жанровых разновидностей древневосточной литературы премудрости.
  • Знание лексических и грамматических особенностей языка книги Сираха.
  • Знание морфологии кумранского древнееврейского языка.
  • Знание орфографии и фонологии кумранского древнееврейского языка.
  • Знание различных пошибов финикийского письма. Умение переводить и анализировать текст на финикийском языке.
  • Использование ранних форм еврейского консонантного письма. Умение делать палеографический анализ древнееврейских надписей.
  • Умение анализировать аргументацию датировки текстов, входящих в канон Ветхого Завета.
  • Умение анализировать конструкции с экстрапозицией.
  • Умение анализировать порядок слов и его функции в глагольном предложении.
  • Умение анализировать синтаксис глагольных цепочек в речи повествователя и в диалоге.
  • Умение анализировать синтаксис различных типов сложных предложений.
  • Умение анализировать синтаксическую структуру реплики в повествовательном диалоге.
  • Умение анализировать структуру и прагматику безглагольных предложений.
  • Умение делать морфологический разбор глагольных форм с местоименными суффиксами.
  • Умение делать морфологический разбор форм глагола в пассивных породах. Знакомство с проблемами дистрибуции значений пассивных и возвратно-пассивных пород.
  • Умение делать морфологический разбор форм глагола в породе hipʕil.
  • Умение делать морфологический разбор форм глагола в породе hitpaʕel.
  • Умение интерпретировать пророческие тексты, используя инструментарий грамматики текста.
  • Умение переводить и анализировать текст на древнееврейском языке. Знание особенностей морфологии языка архаической поэзии. Знание основной лексики текста.
  • Умение переводить и анализировать текст на древнееврейском языке. Знание синтаксических конструкций, встречающихся в тексте. Знание основной лексики текста.
  • Умение применять инструментарий грамматики текста при анализе речи повествователя в древнееврйеской прозе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Порода hipʕil. Особенности слабых корней в этой породе.
  • 3 курс, тема 1. Порядок слов в глагольном предложении.
  • 4. Тема 1. Литература премудрости в Библии и на древнем Востоке.
  • 5. Тема 1. Особенности древнееврейского языка книги Сираха.
  • Особенности слабых корней в породе hitpaʕel.
  • 3 курс, Тема 2. Структура безглагольного предложения.
  • 4. Тема 2. Чтение избранных глав из книги Притчей.
  • 5. Тема 2. Чтение фрагментов книги Сираха.
  • Способы выражения пассива в глагольных породах: породы puʕal, hopʕal, nipʕal, hitpaʕel. Пассивный залог породы qal.
  • 3 курс. Тема 3. Конструкции с экстрапозицией (casus pendens).
  • 4. Тема 3. Чтение избранных глав из книги Иова.
  • 5. Тема 3. Орфография и фонология кумранского древнееврейского языка.
  • Объектные местоименные суффиксы при глаголе.
  • 3 курс. Тема 4. Синтаксис текста в речи повествователя.
  • 4. Тема 4. Чтение избранных глав из книги Экклезиаста.
  • 5. Тема 4. Морфология кумранского древнееврейского языка.
  • Синтаксис сложного предложения.
  • 3 курс. Тема 5. Синтаксис текста в диалогической речи.
  • 4. Тема 5. Методы, задачи и проблемы диахронического анализа древнееврейских текстов в составе канона Ветхого Завета.
  • 5. Тема 5. Чтение фрагментов “Устава общины”.
  • Синтаксис глагольных цепочек и другие вопросы морфосинтаксиса глагола.
  • 3 курс. Тема 6. Синтаксис текста в пророческой поэзии.
  • 4. Тема 6. Чтение образцов архаической поэзии (Быт 49, Исх 15, Втор 31, Суд 5).
  • 5. Тема 6. Чтение фрагментов “Свитка войны”.
  • «История Иосифа» Чтение глав 40-48 с грамматическим разбором и комментарием, филологический анализ текста.
  • 3 курс. Тема 7. Чтение отрывков из книги Судей с грамматическим разбором и комментарием, филологический анализ текста.
  • 4. Тема 7. Чтение отрывков из “поздней” древнееврейской прозы: кн. Эстер, кнн. Хроник.
  • 5. Тема 7. Чтение фрагментов “Комментария на Аввакума”.
  • Чтение поэтических текстов из книги Псалмов и из пророческих книг с грамматическим разбором и комментарием, филологический анализ текста.
  • 3 курс. Тема 8. Чтение отрывков из книги Самуила с грамматическим разбором и комментарием, филологический анализ текста.
  • 4. Тема 8. Финикийская эпиграфика.
  • 5. Тема 8. Раввинистический древнееврейский язык эпохи таннаев. Чтение фрагментов из Мишны.
  • 3 курс. Тема 9. Чтение поэтических отрывков из пророческих книг с грамматическим разбором и комментарием, филологический анализ текста.
  • 5. Тема 9. Раввинистический древнееврейский язык эпохи амораев. Чтение фрагментов из Талмуда.
  • 3 курс. Тема 10. Древнееврейская эпиграфика царского периода (X – VI вв. до н.э.)
  • 5. Тема 10. Древнееврейская эпиграфика римского периода. Письма Бар-Кохбы.
  • 3 курс. Тема 11. Чтение текста на стеле моавитского царя Меши.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельные работы
  • неблокирующий Контрольные работы
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
  • неблокирующий самостоятельные работы
  • неблокирующий контрольные работы
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2019/2020 учебный год 1 модуль
    0.25 * Контрольные работы + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Самостоятельные работы
  • 2019/2020 учебный год 4 модуль
    0.5 * Экзамен + 0.25 * Самостоятельные работы + 0.25 * Контрольные работы
  • 2020/2021 учебный год 1 модуль
    0.35 * самостоятельные работы + 0.35 * контрольные работы + 0.3 * экзамен
  • 2020/2021 учебный год 4 модуль
    0.35 * контрольные работы + 0.3 * экзамен + 0.35 * самостоятельные работы
  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.35 * контрольные работы + 0.35 * самостоятельные работы + 0.3 * экзамен
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * экзамен + 0.35 * контрольные работы + 0.35 * самостоятельные работы
  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * самостоятельные работы + 0.4 * экзамен + 0.3 * контрольные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Arnold, B. T., & Choi, J. H. (2003). A Guide to Biblical Hebrew Syntax. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=304470
  • Bar-Asher, M. (2013). Studies in Classical Hebrew. Berlin [etc.]: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=710700
  • Bosworth, D. A. (2011). Word Order in the Biblical Hebrew Finite Clause: A Syntactic and Pragmatic Analysis of Preposing. Catholic Biblical Quarterly, 73(4), 835. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=66736392
  • Cook, J. A. (2012). Time and the Biblical Hebrew Verb : The Expression of Tense, Aspect, and Modality in Biblical Hebrew. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=508873
  • Davies, G. I., Bockmuehl, M. N. A., De Lacey, D. R., & Poulter, A. J. (2004). Ancient Hebrew Inscriptions: Volume 2 : Corpus and Concordance. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=152247
  • García Martínez, F., & Tigchelaar, E. J. C. (1999). The Dead Sea Scrolls Study Edition (Vol. Paperback ed). Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=105560
  • Hurvitz, A. (2014). A Concise Lexicon of Late Biblical Hebrew : Linguistic Innovations in the Writings of the Second Temple Period. Boston: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=815472
  • Miller, C. L. (1999). The Verbless Clause in Biblical Hebrew : Linguistic Approaches. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=446021
  • Miller, C. L., & Zevit, Z. (2012). Diachrony in Biblical Hebrew. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=508871
  • Notarius, T. (2013). The Verb in Archaic Biblical Poetry : A Discursive, Typological, and Historical Investigation of the Tense System. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=610578
  • Notarius, Tania. The Verb in Archaic Biblical Poetry : A Discursive, Typological, and Historical Investigation of the Tense System, BRILL, 2013. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1316692.
  • Reymond, E. D. (2014). Qumran Hebrew : An Overview of Orthography, Phonology, and Morphology. Atlanta: Society of Biblical Literature. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=719340
  • Schniedewind, W. M. (2013). A Social History of Hebrew : Its Origins Through the Rabbinic Period. New Haven: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=660052

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Auld, A. G., & Cox, J. K. (2011). I & II Samuel : A Commentary (Vol. First edition). Louisville, Kentucky: Westminster John Knox Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=849311
  • Clements, R., Bar-Asher, M., & Fassberg, S. E. (2013). Hebrew in the Second Temple Period : The Hebrew of the Dead Sea Scrolls and of Other Contemporary Sources: Proceedings of the Twelfth International Symposium of the Orion Center for the Study of the Dead Sea Scrolls and Associated Literature and the Fifth International Symposium on the Hebre. Leiden, Netherlands: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=637400
  • Fokkelman, J. P. (2012). The Book of Job in Form : A Literary Translation with Commentary. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=463112
  • Halivni, D. (1986). Midrash, Mishnah, and Gemara : The Jewish Predilection for Justified Law. Cambridge, Mass: Harvard University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=282695
  • Hornkohl, A. D. (2014). Ancient Hebrew Periodization and the Language of the Book of Jeremiah : The Case for a Sixth-century Date of Composition. Boston: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=778304
  • Niditch, S., & Cox, J. K. (2008). Judges : A Commentary. Louisville, Kentucky: Presbyterian Publishing Corporation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=849348
  • Rey, J.-S., & Joosten, J. (2008). Conservatism and Innovation in the Hebrew Language of the Hellenistic Period : Proceedings of a Fourth International Symposium on the Hebrew of the Dead Sea Scrolls & Ben Sira. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=253013
  • Schmitz, P. C. (2012). The Phoenician Diaspora : Epigraphic and Historical Studies. Winona Lake, Ind: Eisenbrauns. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=508876
  • Weninger, S., Watson, J. C. E., Streck, M. P., & Khan, G. (2011). The Semitic Languages : An International Handbook. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=430020
  • Whitley, C. F. (1979). Koheleth : His Language and Thought. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=629662