• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2022/2023

Научно-исследовательский семинар "Грамматика ошибок: лингвистические аспекты и интерференции"

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

НИС "Грамматика ошибок" посвящен речевой продукции так называемых нестандартных носителей языка. Слушатели узнают о вариантах языка, о различиях в способах его усвоения, а также об основных подходах к анализу нестандартной речи; научатся размечать и анализировать нестандартные тексты на русском языке, а также определять речевые стратегии, приводящие к видимым нарушениям, допущенным нестандартными говорящими. Семинар также дает представление об основных подходах и проблемах в исследовании интерференции, дает возможность получить практические навыки автоматической обработки русских текстов иноязычных авторов, выявления в них специфических ошибок и их классификации с помощью методов машинного обучения. Предполагается, что студенты знакомы с базовыми методами машинного обучения, обладают достаточным уровнем владения языка программирования Python для использования стандартных библиотек (Pandas, Numpy, Scikit-learn и др.) и средств языка при решении задач классификации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление слушателей с разными типами носителей языка, особенностями их словаря и грамматики.
  • Получение практических навыков применения методов машинного обучения для анализа русскоязычных текстов, написанных иноязычными авторами
  • Обучение способам анализа речевых нарушений, допущенных разными носителями языка.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет и дифференцирует основные стратегии речевого поведения эритажных носителей и изучающих иностранный язык
  • Знает основные подходы к изучению эритажных грамматик
  • Знает основные принципы создания корпусов нестандартных вариантов языка, в том числе учебных корпусов
  • Знает понятие инпута, понимает и анализирует его значение для усвоения языка детьми и взрослыми
  • Знает понятия стандартного и нестандартного вариантов языка
  • Обнаруживает языковые нарушения в речи нестандартных носителей
  • Объясняет природу нарушений, свойственных речи эритажных говорящих
  • Определяет нарушения, характерные для речи эритажных говорящих
  • Ориентируется в основных направлениях к изучению усвоения второго языка
  • Отличает нарушения, характерные для речи изучающих иностранный язык
  • Оценивает влияние частотности и выделенности на усвоение родного и иностранного языка
  • Оценивает влияние частотности и выделенности на формировании новых языковых конструкций в диахронии
  • Понимает преимущества и недостатки различных методов изучения нестандартных грамматик
  • Умеет работать с корпусными данными: собирать, аннотировать, осуществлять поиск в корпусе и анализировать результаты поиска
  • Умеет употреблять понятие "носитель языка"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Стандартный и нестандартный варианты языка.
  • Тема 1. Носитель языка.
  • Тема 2. Эритажные говорящие как особый тип говорящих, их отличия от изучающих русский как иностранный.
  • Тема 4. Ошибки и их классификация. Речевые стратегии эритажных говорящих и изучающих иностранный язык. Спелчекеры.
  • Тема 3. Методы изучения нестандартных грамматик. Учебные корпуса. Русский учебный корпус.
  • Тема 5. Машинное обучение и исправление ошибок в текстах.
  • Тема 6. Орфографические ошибки, интерференция с L1. Словообразовательные ошибки. Комплексные ошибки, затрагивающие несколько слов.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Активность на занятиях + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Benmamoun, E., Montrul, S., & Polinsky, M. (2014). Defining an “ideal” heritage speaker: Theoretical and methodological challenges | Reply to peer commentaries. https://doi.org/10.1515/tl-2013-0018
  • Gass, S. M., Selinker, L., & Sorace, A. (2013). Second Language Teacher Manual 2nd. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=664975
  • Granger, S., & Paquot, M. (2013). Language for Specific Purposes Learner Corpora. Belgium, Europe: Blackwell-Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EBBB9DBD
  • Montrul, S. (2015). The Acquisition of Heritage Languages. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1093148
  • Polinsky, M. (2018). Heritage Languages and Their Speakers. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1875058
  • Rakhilina, E., Vyrenkova, A., & Polinsky, M. (2016). Linguistic Creativity in Heritage Speakers. https://doi.org/10.5334/gjgl.90
  • Silvina Montrul And, Silvina Montrul, & Roumyana Slabakova. (2001). Is Native-like Competence Possible in L2 Acquisition? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5C9B7465

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Benmamoun, E., Montrul, S., & Polinsky, M. (2013). Heritage Languages and Their Speakers: Opportunities and Challenges for Linguistics. https://doi.org/10.1515/tl-2013-0009
  • Maria Polinsky. (n.d.). 2008): “Gender under incomplete acquisition: Heritage speakers’’ knowledge of noun categorization.” Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C3108296
  • Maria Polinsky. (n.d.). Journal of Slavic Linguistics 14(2): 191262, 2006. Incomplete Acquisition: American Russian*. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.35541738
  • Montrul, S., & Foote, R. (2014). Age of acquisition interactions in bilingual lexical access: A study of the weaker language of L2 learners and heritage speakers. International Journal of Bilingualism, 18(3), 274–303. https://doi.org/10.1177/1367006912443431
  • Römer Ute, Roberson Audrey, O’Donnell Matthew B., & Ellis Nick C. (2014). Linking learner corpus and experimental data in studying second language learners’ knowledge of verb-argument constructions. ICAME Journal, (1), 115. https://doi.org/10.2478/icame-2014-0006
  • Silvina Montrul, & Roumyana Slabakova. (1999). The L2 Acquisition of Morphosyntactic and Semantic Properties of the Aspectual Tenses Preterite and Imperfect. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F853E606
  • Traugott, E. C. (1988). Pragmatic Strengthening and Grammaticalization. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6A87B200
  • Trousdale, G., & Traugott, E. C. (2010). Gradience, Gradualness and Grammaticalization. Amsterdam, The Netherlands: John Benjamins Publishing Co. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=317187
  • Vyatkina, N. (2018). Pragmatics in learner corpora. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.87438B71