• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Образовательное право

Статус: Маго-лего
Когда читается: 3 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Образовательное право» адресован широкой аудитории: не только студентам-юристам, но и тем, кто в целом интересуется устройством системы образования в России. Курс дает системное представление о том, как устроена эта система в России, кто и каким образом её регулирует, на каких уровнях принимаются ключевые образовательные решения, как выглядит баланс прав и обязанностей участников образовательных отношений. В основе курса лежит практический опыт преподавателей, полученный в их экспертной, законотворческой и исследовательской деятельности. На лекциях и семинарах рассматриваются реальные кейсы из практики, с объяснением исторического, политического и экономического контекста. Этот подход обеспечивает лучшее понимание того, как работает система образования, её кажущихся парадоксов и перспектив развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать системное представление о том, как устроена система образования в России.
  • Понимать отличия в уровнях и основаниях принятия правовых и управленческих решений в образовании
  • Применять релевантные правовые нормы и принципы при решении сложных и спорных вопросов образовательной деятельности (в конфликтных ситуациях, при внедрении новых правил, применении нетривиальных организационных схем и пр.).
  • Анализировать и оценивать проекты правовых актов и решений в области образования с точки зрения их законности и исполнимости.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Излагает правовые нормы языком, доступным широкому кругу читателей, и, наоборот, оформляет управленческие решения в соответствии с правилами юридической техники.
  • Различает полномочия разных уровней и органов управления образованием и определяет, на каком уровне власти или органе лежат ответственность и функции в рамках образовательной политики.
  • Определяет границы автономии образовательных организаций и аргументирует решения, исходя из границ и возможностей автономии.
  • Юридически аргументирует внесение изменений в законы, подзаконные или локальные нормативные акты, исходя из поставленной управленческой задачи.
  • Выявляет смысл юридического конфликта и способы его разрешения на базе кейсов из реальной, в том числе судебной, практики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в образовательное право. Комплексный характер образовательного права. Международно-правовые и конституционно-правовые основы права на образование
  • Система образования в Российской Федерации
  • Система образовательного законодательства
  • Полномочия органов государственной власти в сфере образования
  • Правовые основы финансового обеспечения образовательных организаций в Российской Федерации
  • Правовой статус образовательных организаций. Автономия и подотчетность образовательных организаций. Качество образования. Локальные нормативные акты образовательных организаций
  • Управление образовательной организацией. Качество и эффективность для образовательной организации. Студенческое самоуправление в России и зарубежных странах
  • Государственная регламентация образовательной деятельности
  • Правовая регламентация получения образования в различных формах. Академическая мобильность студентов. Онлайн образование
  • Правовой статус педагогических работников в Российской Федерации. Трудовые отношения в сфере образования
  • Правовой статус обучающихся, в том числе студентов образовательных ор-ганизаций. Академические права студентов
  • Содержание образования. Образовательные стандарты и образовательные программы
  • Договор об образовании. Вопросы приема, перевода и отчисления обучающихся. Государственная итоговая и промежуточная аттестация обучающихся
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность работы студентов на лекциях и семинарах
    В ходе курса также оценивается активность работы студентов на лекциях и семинарских занятиях. В конце курса оценка активности работы студентов выставляется преподавателем в баллах от 1 до 10. Формула оценивания по дисциплине: 1. Преподаватель оценивает активность работы студентов на лекциях и семинарских занятиях (от 1 до 10 баллов, оценивается групповая и индивидуальная работа). 2. Преподаватель оценивает экзаменационную работу студентов (от 1 до 10 баллов). 3. Итоговая оценка рассчитывается по следующей формуле: Оценка = 0,4 × Оценка за экзамен + 0,6 × Оценка за активность
  • неблокирующий Письменный экзамен
    В течение 60 минут студенты решают по одному кейсу по вопросам правового регулирования образовательной деятельности. Решение кейсов потребует анализа законодательства, подзаконных актов, судебной практики, методических рекомендаций и разъяснений органов государственной власти Российской Федерации. Формула оценивания по дисциплине: 1. Преподаватель оценивает активность работы студентов на лекциях и семинарских занятиях (от 1 до 10 баллов, оценивается групповая и индивидуальная работа). 2. Преподаватель оценивает экзаменационную работу студентов (от 1 до 10 баллов). 3. Итоговая оценка рассчитывается по следующей формуле: Оценка = 0,4 × Оценка за экзамен + 0,6 × Оценка за активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
    0.6 * Активность работы студентов на лекциях и семинарах + 0.4 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Образовательное право : учебник для академического бакалавриата / А. И. Рожков [и др.] ; под общей редакцией А. И. Рожкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 349 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08709-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433082 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Образовательное право : учебник / Д.А.Пашенцев. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 180 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/24327. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1010781