• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2022/2023

Неканонические авторы и тексты от раннего Нового времени до XIX века

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Когда читается: 1-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 80

Программа дисциплины

Аннотация

В фокусе внимания научно-исследовательского семинара находятся темы и авторы, которые не представлены или недостаточно представлены в традиционных курсах и учебниках по истории философии XV-XIX веков. Историко-философские исследования убедительно показывают, что пейзаж европейской философской мысли Нового времени был очень разнообразен: философия могла быть представлена в трактатах, в диалогах, в письмах и сонетах, ее могли практиковать в университетских аудиториях и в светских салонах, она развивалась в диалоге с теологией, политической мыслью или зарождающейся психологией. В рамках научно-исследовательского семинара (НИС) мы предлагаем рассмотреть некоторые темы, дискуссии и тексты, которые позволят студентам выстроить более полное и многомерное понимание европейской философской мысли, а также достичь лучшего понимания контекста, в котором рождались великие системы европейской мысли от Декарта, Лейбница и Спинозы до Канта и Гегеля.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с дополнительным материалом из курса Истории философии, который недостаточно освещается в основном курсе
  • Изучение теоретических дискуссий последних десятилетий о проблеме канона в истории философии
  • Создание и развитие онлайн-ресурса с материалами по неканоническим авторам истории европейской философии (http://me.hse.ru/noncanonical-philosophy/)
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Аргументированно показывает значимость конкретного мыслителя для истории европейской философии
  • Может выделять основные этапы формирования списка канонических авторов в преподавании философии от XVIII до XX веков
  • Обладает углубленными знаниями по истории психологии и философии, обоснованно отличает концептуальные основания британской ассоциативной психологии от психологии на континенте
  • Разбирается в концептуальных основаниях современной психологии, философии сознании и когнитивных наук
  • Умеет работать с оригинальными текстами истории европейской философии, знает и умеет переводить основную философскую терминологию, содержащуюся в этих текстах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Модуль 1. Проблема канона в истории философии
  • Самостоятельные исследования одного из не-канонических авторов европейской философии от Нового времени до XIX века
  • Модуль 2: Проблема универсального языка в философии 2й половины XVII в. (Осминская Н.А.)
  • Модуль 3. Английская философия после Дж. Локка. Становление психологии (А. Веретенников)
  • Модуль 4: Любовь и природа в немецком романтизме (Винкельман А.М.)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах 1 модуль 2022/2023 учебный год
    Общая дискуссия, в рамках которой студент должен продемонстрировать знание первоисточников и навыки аналитической работы с текстом. Активность на семинарах включает в себя следующие виды работы: — участие в коллективной работе по устному переводу и анализу изучаемого текста; — подготовка небольших докладов-презентаций, цель которых состоит в том, чтобы обрисовать историко-философский контекст изучаемого текста (ок. 10 минут); — ведение протокола или составление в рамках коллективной работы тематического плана-конспекта отдельных разделов изучаемого текста (можно в виде таблицы), где отражено краткое содержание рассматриваемых разделов и возникающие по мере чтения вопросы относительно терминологии, трудностей перевода или вопросы и комментарии историко-философского плана. Зафиксированные в протоколе вопросы в дальнейшем могут быть взяты в качестве темы для итоговой письменной работы за 1-ый модуль (по согласованию с преподавателем). Протокол семинара необходимо вести в электронном виде и после каждого занятия размещать в соответствующей гугл-папке.
  • неблокирующий Письменная работа 1 модуль 2022/2023 учебный год
    Индивидуальная работа с текстом предполагает следующие формы (на выбор) : — научный перевод фрагмента одного из изучаемых в рамках НИС первоисточника с минимальным комментарием переводчика в формате примечаний (фрагменты для перевода заранее согласовываются с преподавателем); объем - не менее 5 тыс. знаков (3 балла); — написание небольшой исследовательской работы. Содержание творческой работы должно представлять из себя анализ и расширенный историко-философский комментарий одного из фрагментов изучаемого в рамках НИС текста. Темой самостоятельной исследовательской письменной работы может стать один из вопросов, возникших в ходе коллективного перевода и обсуждения текста на семинарах. Тему и объем анализируемого фрагмента необходимо согласованию с преподавателем), а также можно выбрать темы из предложенного преподавателем списка. Объем - не менее 6 тыс. знаков. (3 балла). Общим требованием к итоговой письменной работе является соблюдение академического стандарта оформления текста (14 кегель, полуторный интервал) и сносок, наличие библиографии. Титульный лист и библиография не входят в общий объем письменной работы.
  • неблокирующий Семинарская активность 2 модуль 2022/2023 уч.г.
    Активность на семинарах включает в себя следующие виды работы: — участие в коллективной работе по устному переводу и анализу изучаемого текста; — подготовка небольших докладов-презентаций, цель которых состоит в том, чтобы обрисовать историко-философский контекст изучаемого текста (ок. 10 минут)
  • неблокирующий Письменная работа 2 модуль 2-22/2023 уч.г.
    Индивидуальная работа с текстом предполагает следующие формы (на выбор) : — научный перевод фрагмента одного из изучаемых в рамках НИС первоисточника с минимальным комментарием переводчика в формате примечаний (фрагменты для перевода заранее согласовываются с преподавателем); объем - не менее 5 тыс. знаков (3 балла); — написание небольшой исследовательской работы. Содержание творческой работы должно представлять из себя анализ и расширенный историко-философский комментарий одного из фрагментов изучаемого в рамках НИС текста. Темой самостоятельной исследовательской письменной работы может стать один из вопросов, возникших в ходе коллективного перевода и обсуждения текста на семинарах. Тему и объем анализируемого фрагмента необходимо согласованию с преподавателем), а также можно выбрать темы из предложенного преподавателем списка. Объем - не менее 6 тыс. знаков. (3 балла). Общим требованием к итоговой письменной работе является соблюдение академического стандарта оформления текста (14 кегель, полуторный интервал) и сносок, наличие библиографии. Титульный лист и библиография не входят в общий объем письменной работы.
  • неблокирующий Домашняя работа 1 модуль 2-22/2023 уч.г.
    К каждому семинару преподаватель высылает студентам задание с указанием общего объема чтения к следующему семинару, а также с указанием фрагментов, из которых участники семинара самостоятельно выбирают один и его на основе выполняют письменное домашнее задание. В домашней работе студенты должны в письменном виде осветить два пункта: 1. ключевые идеи выбранного фрагмента (краткий синопсис); 2. что вызвало затруднение в переводе/понимании и что представляется спорным. Объем домашней письменной работы — не менее 2 000 знаков. Для эффективности дальнейшей работы с текстом участникам будет предложено заблаговременно распределить предложенные фрагменты текста между собой в формате гугл-таблицы. Фрагменты могут дублироваться, но поскольку на основе этих домашних заготовок будет проходить коллективная работа с текстом, то желательно, чтобы все фрагменты предложенного к семинару текста были охвачены. Письменные работы необходимо будет загружать накануне семинара в соответствующую гугл-папку.
  • неблокирующий Домашнее задание 2 модуль 2022/2023 уч.г.
    К каждому семинару преподаватель высылает студентам задание с указанием общего объема чтения к следующему семинару, а также с указанием фрагментов, из которых участники семинара самостоятельно выбирают один и его на основе выполняют письменное домашнее задание. В домашней работе студенты должны в письменном виде осветить два пункта: 1. ключевые идеи выбранного фрагмента (краткий синопсис); 2. что вызвало затруднение в переводе/понимании и что представляется спорным. Объем домашней письменной работы — не менее 2 000 знаков. Для эффективности дальнейшей работы с текстом участникам будет предложено заблаговременно распределить предложенные фрагменты текста между собой в формате гугл-таблицы. Фрагменты могут дублироваться, но поскольку на основе этих домашних заготовок будет проходить коллективная работа с текстом, то желательно, чтобы все фрагменты предложенного к семинару текста были охвачены. Письменные работы необходимо будет загружать накануне семинара в соответствующую гугл-папку.
  • неблокирующий Работа на семинарах 3 модуль 2-22/2023 уч.г.
    Активность на семинарах включает в себя следующие виды работы: участие в коллективной работе по устному переводу и анализу изучаемого текста; подготовка небольших докладов-презентаций, цель которых состоит в том, чтобы обрисовать историко-философский контекст изучаемого текста (ок. 10 минут); ведение протокола или составление в рамках коллективной работы тематического плана-конспекта отдельных разделов изучаемого текста (можно в виде таблицы), где отражено краткое содержание рассматриваемых разделов и возникающие по мере чтения вопросы относительно терминологии, трудностей перевода или вопросы и комментарии историко-философского плана. Зафиксированные в протоколе вопросы в дальнейшем могут быть взяты в качестве темы для итоговой письменной работы за 1-ый модуль (по согласованию с преподавателем). Протокол семинара необходимо вести в электронном виде и после каждого занятия размещать в соответствующей гугл-папке.
  • неблокирующий Домашняя работа 3 модуль 2-22/23 уч.г.
    К каждому семинару преподаватель высылает студентам задание с указанием общего объема чтения к следующему семинару, а также с указанием фрагментов, из которых участники семинара самостоятельно выбирают один и его на основе выполняют письменное домашнее задание. В домашней работе студенты должны в письменном виде осветить два пункта: 1. ключевые идеи выбранного фрагмента (краткий синопсис); 2. что вызвало затруднение в переводе/понимании и что представляется спорным. Объем домашней письменной работы — не менее 2 000 знаков. Для эффективности дальнейшей работы с текстом участникам будет предложено заблаговременно распределить предложенные фрагменты текста между собой в формате гугл-таблицы. Фрагменты могут дублироваться, но поскольку на основе этих домашних заготовок будет проходить коллективная работа с текстом, то желательно, чтобы все фрагменты предложенного к семинару текста были охвачены. Письменные работы необходимо будет загружать накануне семинара в соответствующую гугл-папку. Всего необходимо выполнить 4 письменных домашних задания (из расчета 1 домашнее задание на 2 пары). Вес каждого задания в суммарной оценке за модуль - 0,75
  • неблокирующий Работа на семинарах 4 модуль 2022/2023 учебный год
    Общая дискуссия, в рамках которой студент должен продемонстрировать знание первоисточников и навыки аналитической работы с текстом. Активность на семинарах включает в себя следующие виды работы: – участие в коллективной работе по анализу изучаемого текста; – подготовка небольших докладов-презентаций, цель которых состоит в том, чтобы обрисовать историко-философский контекст изучаемого текста (около 10 минут); – ведение протокола или составление в рамках коллективной работы тематического плана-конспекта отдельных разделов изучаемого текста (можно в виде таблицы), где отражено краткое содержание рассматриваемых разделов и возникающие по мере чтения вопросы относительно терминологии, вопросы историко-философского и теоретического плана. Сформулированные в протоколе вопросы в дальнейшем могут быть взяты в качестве темы для итоговой письменной работы за 4-ый модуль (по согласованию с преподавателем). Протокол семинара необходимо вести в электронном виде и перед каждым занятием размещать в соответствующей гугл-папке.
  • неблокирующий Домашняя работа 4 модуль 2022/2023 учебный год
    К каждому семинару преподаватель высылает студентам задание с указанием общего объема чтения к следующему семинару, а также с указанием фрагментов, из которых участники семинара самостоятельно выбирают один и его на основе выполняют письменное домашнее задание. В домашней работе студенты должны в письменном виде осветить два пункта: 1) что вызвало затруднение в понимании текста; 2) анализ текста: что представляется ошибочным, спорным; что представляется имеющим теоретическую значимость на современном этапе развития мысли. Объем домашней письменной работы — не менее 2 000 знаков. Домашние работы необходимо будет загружать в течение недели после семинара в соответствующую гугл-папку.
  • неблокирующий Письменная работа 4 модуль 2022/2023 учебный год
    Индивидуальная работа с текстом предполагает написание небольшой исследовательской работы. Содержание творческой работы должно включать анализ и расширенный историко-философский комментарий одного из изучаемых в рамках НИС текстов. Темой самостоятельной исследовательской письменной работы может стать один из вопросов, возникших в ходе коллективного перевода и обсуждения текста на семинарах. Тему и объем анализируемого фрагмента необходимо согласовать с преподавателем, а также можно выбрать темы из предложенного преподавателем списка. Объем – не менее 6 тыс. знаков. Общим требованием к итоговой письменной работе является соблюдение академического стандарта оформления текста (14 кегель, полуторный интервал) и сносок, наличие библиографии. Титульный лист и библиография не входят в общий объем письменной работы.
  • неблокирующий Письменная работа 3 модуль 2022/2023 уч.г.
    Индивидуальная работа с текстом предполагает следующие формы (на выбор) : научный перевод фрагмента одного из изучаемых в рамках НИС первоисточника с минимальным комментарием переводчика в формате примечаний (фрагменты для перевода заранее согласовываются с преподавателем); объем - не менее 5 тыс. знаков. написание небольшой исследовательской работы. Содержание творческой работы должно представлять из себя анализ и расширенный историко-философский комментарий одного из фрагментов изучаемого в рамках НИС текста. Темой самостоятельной исследовательской письменной работы может стать один из вопросов, возникших в ходе коллективного перевода и обсуждения текста на семинарах. Тему и объем анализируемого фрагмента необходимо согласованию с преподавателем), а также можно выбрать темы из предложенного преподавателем списка. Объем - не менее 6 тыс. знаков.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Семинарская активность 2 модуль 2022/2023 уч.г. + 0.15 * Домашнее задание 2 модуль 2022/2023 уч.г. + 0.15 * Письменная работа 2 модуль 2-22/2023 уч.г. + 0.2 * Работа на семинарах 1 модуль 2022/2023 учебный год + 0.15 * Домашняя работа 1 модуль 2-22/2023 уч.г. + 0.15 * Письменная работа 1 модуль 2022/2023 учебный год
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.15 * Письменная работа 3 модуль 2022/2023 уч.г. + 0.15 * Домашняя работа 4 модуль 2022/2023 учебный год + 0.2 * Работа на семинарах 3 модуль 2-22/2023 уч.г. + 0.15 * Письменная работа 4 модуль 2022/2023 учебный год + 0.15 * Домашняя работа 3 модуль 2-22/23 уч.г. + 0.2 * Работа на семинарах 4 модуль 2022/2023 учебный год
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев, В. В., 2008
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Скирбекк, Г., 2003
  • История философии: Запад - Россия - Восток. Кн.2: Философия XV - XIX вв., Шичалин, Ю. А., 1996

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Marias, J. (2012). History of Philosophy. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1153756