• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

Актуальные методы искусствознания

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

На лекциях и семинарах студенты изучают актуальные научные теории и методы анализа изобразительного искусства, приучаются понимать специфику современного терминологического и научного аппарата, углубляют опыт чтения письменных источников по искусству теоретического и документального характера как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации, учатся оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств, а также применяют изученные методы в своей собственной практике анализа памятников искусства.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса - в теории и на практике познакомить студентов с современными подходами в искусствоведческих исследованиях.
  • Целями и задачами освоения дисциплины «Методы искусствознания» являются: 1) Ознакомить студентов с актуальными научными теориями и методами анализа изобразительного искусства; 2) Приучить понимать специфику современного терминологического и научного аппарата; 3) Выработать умение анализировать письменные источники по искусству теоретического и документального характера, как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации; 4) Научить выделять основные проблемы и пути их решения, которые ставит тот или иной исследователь, критически оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств; 5) Продемонстрировать, как следует применять изученные методы в своей собственной практике анализа памятников искусства на первоначальном уровне.
  • Научить понимать специфику современного терминологического и научного аппарата
  • Выработать умение анализировать письменные источники по искусству теоретического и документального характера, как в историческом контексте времени их создания, так и в условиях их дальнейшего бытования и интерпретации
  • Научить выделять основные проблемы и пути их решения, которые ставит тот или иной исследователь, критически оценивать и анализировать различные подходы к истории искусств
  • Продемонстрировать, как следует применять изученные методы в своей собственной практике анализа памятников искусства на первоначальном уровне
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимать границы применимости методов и уметь использовать их в собственной исследовательской работе.
  • Понимать проблемную ориентированность методов и уметь критически оценивать сферу их применимости.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • "Старые"методы искусствознания.
  • "Новая история искусства". Междисциплинарные методы в искусствознании
  • Литературно-художественные методы.
  • Интерпретационные методы истории искусства. От иконографии к визуальным исследованиям
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Эссе на 4-10 страниц (1 стр.=1800 печатных знаков с пробелами) Цель эссе – сравнительный анализ методологии 5 проанализированных статей. Пишется на базе презентаций, подготовленных каждой группой. В ходе эссе должно быть проведено сопоставление: - предмета исследований, целей и задач всех авторов - их источниковой базы - методологических подходов (не на уровне констатации и перечисления названий методов, а с описанием того, как эти методы применяются каждым из авторов и к каким результатам приводят) - логики рассуждений авторов, последовательность построения аргументов, приводящую к выводам - выводов
  • неблокирующий Анализ статьи
    Анализ методов в одной из научных статей, предложенных преподавателем. Результаты должны быть представлены в презентации и прокомментированы. Авторы должны быть готовы к ответам на вопросы. Групповая работа.
  • неблокирующий Короткое сообщение
    На примере объектов своей курсовой работы гипотетически представить возможность применения интерпретационных методов, очертить источниковую базу, которая потребуется для их использования.
  • неблокирующий Эссе по художественной критике
    Объем 3 стр. плюс картинка (-и) и библиография. Тема эссе: любая художественная выставка, которая, на ваш взгляд, интересна. Методы: художественная критика, остальные – по вашему усмотрению. Можно писать на английском.
  • неблокирующий Активность на семинарах первого модуля
    выполнение семинарских заданий
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.3 * Эссе + 0.3 * Эссе по художественной критике + 0.05 * Короткое сообщение + 0.2 * Активность на семинарах первого модуля + 0.15 * Анализ статьи
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Broome, J., Pereira, A., & Anderson, T. (2018). Critical Thinking: Art Criticism as a Tool for Analysing and Evaluating Art, Instructional Practice and Social Justice Issues. International Journal of Art & Design Education, 37(2), 265–276. https://doi.org/10.1111/jade.12111
  • Busra INCIRKUS. (2018). Classical Artwork Analysis in the Context of Art Criticism: The Oath of the Horatii. Idil Sanat ve Dil Dergisi, (46), 639. https://doi.org/10.7816/idil-07-46-02
  • Мир образов. Образы мира : антология исследований визуальной культуры, , 2018

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Gordon, E. M. (2018). Sites of New Media Art: Using the Internet to Explore Touch, Sociality, and Preservation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edssch&AN=edssch.oai%3aescholarship.org%2fark%3a%2f13030%2fqt43b953tp
  • Onians, J. (2017). Art History and Memory, From the Couch to the Scanner: On How the New Art History Woke Up to a Neural Future. Art History, 40(4), 704–723. https://doi.org/10.1111/1467-8365.12340