• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Методология и методы медиаисследований"

Статус: Курс обязательный (Медиаменеджмент)
Направление: 42.04.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Медиаменеджмент
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 64

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина состоит из нескольких блоков, последовательно знакомящих студентов с особенностями написания и оформления академического текста, формирующих навыки поиска и работы с научной литературой, с различными информационными ресурсами и базами данных. Главной задачей научно-исследовательского семинара является формирование у студентов знаний об общих принципах методологии медиаисследований, понимания роли основных методологических элементов в научном исследовании и связи между ними. В результате освоения дисциплины студент способен успешно написать и защитить магистерскую выпускную квалификационную работу.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать понимание общих принципов методологии медиаисследований и понимание роли основных методологических элементов в научном исследовании и связи между ними.
  • Познакомить с основными теоретическими методами медиаисследований – общенаучными и специальными.
  • Развить аналитические навыки работы с академическими публикациями и понимание специфики научного текста, его стиля, отличия от стиля публицистического и художественного изложения.
  • Познакомить со стандартами написания и оформления научно-исследовательских работ, включая курсовые и выпускные квалификационные работы.
  • Сформировать навыки презентации, публичной защиты и научной дискуссии.
  • Освоить алгоритмы и особенности систем поиска и работы с научной информацией.
  • Рассмотреть особенности работы с базами данных, используемых при выполнении научных исследований в области медиа.
  • Получить практический навык сбора и обработки научной информации в медиаисследовании.
  • Сформировать навыки использования методик количественных и качественных опросных исследований, элементы инструментария, правила сбора и анализа информации.
  • Сформировать навыки использования качественных методов медиаисследований: опросные методы и семиотический анализ.
  • Познакомить с основными историческими методами и принципами исследования и продемонстрировать их возможности применения в медиаисследованиях.
  • Разобрать правила подготовки и защиты выпускной квалификационной работы студентов, обучающихся на образовательной программе «Медиаменеджмент» НИУ ВШЭ.
  • Осуществить многопрофильную проверку и корректировку описания методологии выпускных квалификационных работ студентов.
  • Осуществить многопрофильную проверку и корректировку оформления выпускных квалификационных работ студентов.
  • Оказать необходимую методическую поддержку студентам в завершении текста их ВКР.
  • Подготовить студентов к качественной устной защите ВКР.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует кейсы, связанные с функционированием современного медиапространства.
  • Называет основные методологические элементы научного исследования (объект, предмет, цель, задачи и др.), их взаимосвязь и особенности соотношения.
  • Определяет основные теоретические методы медиаисследований.
  • Воспроизводит основные российские стандарты (ГОСТы) по оформлению научно-исследовательских работ, библиографических записей и правил академической этики создания научных трудов.
  • Называет требования, предъявляемые к содержанию, структуре и оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ на ОП «Медиаменеджмент».
  • Называет требования, предъявляемые к презентации результатов научного исследования.
  • Формулирует непротиворечивый и полный методологический аппарат исследования.
  • Применяет теоретические методы исследования, подходы и концепции в научной работе.
  • Ищет, обрабатывает и анализирует источники научной информации с помощью современных информационных технологий.
  • Оценивает научное качество источников научной информации, различает их по степени релевантности и авторитетности.
  • Оформляет научно-исследовательские работы по российским ГОСТам, в частности, цитаты, таблицы, рисунки, библиографические ссылки.
  • Выступает с презентацией и публичной защитой, принимает участие в научной дискуссии.
  • Перечисляет типы научных исследований;
  • Поясняет особенности иерархической связи между разными типами исследований;
  • Интерпретирует смысл ключевых наукометрических показателей - индекса Хирша, импакт-фактора;
  • Даёт определение понятиям научной библиотеки, базы данных, валидности научного исследования, авторитетности издания и исследователя;
  • Называет важнейшие индексы цитируемости, используемые в научных медиаисследованиях в текущей ситуации;
  • Демонстрирует расчёт ключевых наукометрических показателей применительно к конкретной научной публикации;
  • Указывает наиболее авторитетные научные публикации в избранной области, опираясь на ключевые наукометрические показатели;
  • Перечисляет типы баз данных, применимых в медиаисследованиях;
  • Составляет список научных источников, опираясь на алгоритм поиска научной информации;
  • Демонстрирует следующие умения: входить в базу данных, формировать запрос, осуществлять селекцию информации в соответствии с задачами исследования, анализировать полученные данные, делать корректные научные выводы и задавать исследовательские вопросы на основе полученных данных;
  • Комментирует результаты анализа алгоритмов и нюансов использования баз данных;
  • Обосновывает наличие отдельных единиц списка научных источников и взаимосвязь между ними;
  • Доказывает значимость использования стандартизированных библиографических описаний в научных публикациях через предъявление рациональных аргументов и приведение примеров;
  • Применяет ГОСТ 7.1-2003, ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ 7.82-2001 при составлении библиографических описаний.
  • Называет основные направления специальных количественных исследований аудитории и публики в индустриальной практике.
  • Составляет инструментарий количественного исследования аудитории и публики.
  • Называет основные методы качественных исследований.
  • Составляет гайд качественного исследования.
  • Использует основные приемы и особенности представления результатов в качественных исследованиях.
  • Составляет методологический аппарат курсовой работы.
  • Называет исторические методы и принципы исследования;
  • Объясняет работу исторических методов и принципов в медиаисследованиях;
  • Применяет исторические методы и принципы исследования в написании историографического обзора, источникового обзора, методологической базы и обосновании хронологических рамок исследования;
  • Пишет историографический обзор для своего исследования;
  • Пишет источниковый обзор для своего исследования;
  • Описывает методологическую базу своего исследования;
  • Обозначает хронологические рамки своего исследования и обосновывает их.
  • Корректирует описание методологии и методов исследования, а также оформление ВКР.
  • Презентует результаты ВКР.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные категориальные элементы методологии научного исследования
  • Специфика научного текста и правила его оформления
  • Ключевые теоретические методы исследования в социогуманитарной сфере
  • Введение. Иерархия научной достоверности
  • Ключевые наукометрические показатели
  • Типы научных текстов
  • Базы данных научной информации
  • Базы данных статистической информации
  • Базы данных социологических исследований
  • Базы данных отраслевых исследований
  • Методические основы проведения количественных опросов
  • Подготовка и проведение качественных опросов
  • Сбор информации и анализ результатов качественных опросов
  • Обсуждение методических вопросов подготовки курсовых работ
  • Опросные методы
  • Семиотический анализ
  • Исторический подход к изучению медиа: основные принципы и задачи.
  • Виды источников.
  • Принципы исторических исследований (истины, конкретности, историзма, объективности, системности, опоры на исторические источники).
  • Историографический и источниковый обзор.
  • Историческая память и цифровая история.
  • Изучение нормативно-правовой базы защиты магистерских ВКР
  • Проверка и корректировка описания методологии ВКР студентов
  • Проверка и корректировка описания методов, использованных студентами в ВКР
  • Проверка и корректировка оформления и презентаций для защиты ВКР, их соответствия существующим нормативным документам.
  • Подготовка выступления на защите ВКР
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность
  • неблокирующий Контрольные мероприятия
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Оценка за блок дисциплины Джуры А.П.
    Формула оценивания: 0,1 - Посещаемость, 0,2 - Коллоквиум, 0,3 - Доклад, 0,4 - Экзамен. Правило округления: От 0,1 до 0,6 в сторону понижения до целого балла, от 0,7 до 0,9 – в сторону повышения до целого балла. Промежуточные оценки не округляются, округление применяется только к итоговым оценкам. Оценки по отдельным заданиям могут выставляться в виде десятичной дроби (не целым числом).
  • неблокирующий Оценка за блок дисциплины Давыдова С.Г.
    Формула оценивания: 0.5 - Работа на семинарах; 0.5 - Представление черновой версии курсовой работы. Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам. Исключение составляет минимальная положительная оценка, которая должна быть получена полностью.
  • неблокирующий Оценка за блок дисциплины Ефанова А.А.
    Итоговая оценка за блок рассчитывается по следующей формуле: Оитог = О1 * 0,4 + О2 * 0,3 + П * 0,3, где О1 — оценка за задание 1; О2 — оценка за задание 2; П – балл за посещаемость занятий; Шкала посещаемости: 10 баллов ставится, если студент посетил 95-100 процентов занятий; 9 баллов ставится, если студент посетил 88-94 процентов занятий; 8 баллов ставится, если студент посетил 80-87 процентов занятий; 7 баллов ставится, если студент посетил 70-79 процентов занятий; 6 баллов ставится, если студент посетил 60-69 процентов занятий; 5 баллов ставится, если студент посетил 50-59 процентов занятий; 4 балла ставится, если студент посетил 40-49 процентов занятий; 3 балла ставится, если студент посетил 30-39 процентов занятий; 2 балла ставится, если студент посетил 20-29 процентов занятий; 1 балл ставится, если студент посетил 10-19 процентов занятий; 0 баллов ставится, если студент посетил менее 10 процентов занятий. Примечание. Округление оценки осуществляется по арифметическому правилу: 0,1-0,5 в сторону целого меньшего числа; 0,6-0,9 – целого большего числа.
  • неблокирующий Оценка за блок дисциплины Куманевой И.П.
    ФОРМУЛА ОЦЕНИВАНИЯ: 0.400 Домашнее задание 1 и 2 (индивидуальные); 0.250 Домашние задания 3 и 4 (групповые); 0.250 Посещаемость; 0.100 Работа на занятии; Правило округления: Итоговая оценка округляется по арифметическим правилам.
  • неблокирующий Активность студента (посещаемость и действия во время семинара)
  • неблокирующий Домашняя работа (оценка по методологическим вопросам)
  • неблокирующий Самостоятельная работа (оценка по вопросам оформления работы)
  • неблокирующий Экзамен (предзащита ВКР)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.2 * Активность + 0.4 * Контрольные мероприятия + 0.4 * Экзамен
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.45 * Оценка за блок дисциплины Давыдова С.Г. + 0.55 * Оценка за блок дисциплины Джуры А.П.
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.4 * Оценка за блок дисциплины Ефанова А.А. + 0.6 * Оценка за блок дисциплины Куманевой И.П.
  • 2023/2024 учебный год 3 модуль
    0.2 * Активность студента (посещаемость и действия во время семинара) + 0.2 * Домашняя работа (оценка по методологическим вопросам) + 0.2 * Самостоятельная работа (оценка по вопросам оформления работы) + 0.4 * Экзамен (предзащита ВКР)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Agresti, A., & Finlay, B. (2014). Statistical Methods for the Social Sciences: Pearson New International Edition (Vol. Pearson new international ed., 4. ed). Harlow England: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1418314
  • O’Gorman, K., & MacIntosh, R. (2015). Research Methods for Business and Management : A Guide to Writing Your Dissertation (Vol. Second edition). Oxford, England: Goodfellow Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2229969
  • Лаппо-Данилевский, А. С.  Методология истории в 2 ч. Часть 1. Теория исторического знания / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 239 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07070-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516650 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Лаппо-Данилевский, А. С.  Методология истории в 2 ч. Часть 2. Методы исторического изучения / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 315 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07072-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516651 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Лебедев, С. А.  Методология научного познания : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 153 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00588-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/470465 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Методы коммуникативных исследований, Леонтович, О. А., 2011
  • Федотова, Л. Н.  Социология массовых коммуникаций. Теория и практика : учебник для вузов / Л. Н. Федотова. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 603 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15379-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/510820 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Антохонова, И. В.  Методы прогнозирования социально-экономических процессов : учебное пособие для вузов / И. В. Антохонова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 213 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04096-8. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468285 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Бессонов, Б. Н.  История и философия науки : учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 293 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-04523-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468377 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Глухих И.Н. - Теория систем и системный анализ. 2-е издание. Учебное пособие - 978-5-392-26078-2 - Проспект - 2017 - http://ebs.prospekt.org/book/37796 - 37796 - PROSPECT
  • Дахин, А. В.  Коллективная социально-историческая память в современном обществе : учебное пособие для вузов / А. В. Дахин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 209 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15182-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/520190 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ефанов, А. А.  Социология медиакультуры и медиаобразования : учебное пособие для вузов / А. А. Ефанов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 124 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12432-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518718 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Институциональный анализ дисфункций государственного управления экономикой : монография / под ред. В.С. Осипова. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 206 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/937518
  • История и философия науки : учебник для вузов / А. С. Мамзин [и др.] ; под общей редакцией А. С. Мамзина, Е. Ю. Сиверцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 360 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00443-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468739 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Как собрать данные в полевом качественном исследовании, Ваньке, А. В., 2020
  • Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита : учебное пособие / А. В. Беляев, М. М. Бутакова, В. И. Беляев [и др.]. — Москва : КноРус, 2018. — 262 с. — (для магистрантов). — ISBN 978-5-406-06468-9. — URL: https://book.ru/book/929521 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Магистерская диссертация. Выпускная квалификационная работа магистра. (2018). Russia, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F751E542
  • Методология и методы социологических исследований. Ч.1:, Кравченко, А. И., 2017
  • Методология и методы социологических исследований. Ч.2:, Кравченко, А. И., 2017
  • Методология научно-гуманитарного познания: монография / Е.А. Соколков. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. — 352 с. — (Научная книга). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/774236
  • Новая философская энциклопедия. Т.1: А - Д, , 2010
  • Новая философская энциклопедия. Т.2: Е - М, , 2010
  • Новая философская энциклопедия. Т.3: Н - С, , 2010
  • Новая философская энциклопедия. Т.4: Т - Я, , 2010
  • Семиосфера : Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров; Статьи. Исследования. Заметки, Лотман, Ю. М., 2001
  • Соколова, М. В.  Теория и методология истории. Историческая память : учебное пособие для вузов / М. В. Соколова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 113 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-10089-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513426 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Теория и методология истории : учебник и практикум для вузов / А. И. Филюшкин [и др.] ; под редакцией А. И. Филюшкина. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 323 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-9916-1820-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/468961 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Философия и история науки : учеб. пособие / А.Л. Никифоров. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 176 с. — (Высшее образование: Аспирантура). — www.dx.doi.org/10.12737/854. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1008980
  • Философия и история науки: Учебник / Е.А. Гусева, В.Е. Леонов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 128 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (обложка) ISBN 978-5-16-005796-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/459826
  • Черновалов, П. А., Начала количественного анализа в институциональной теории: социальный аспект : монография / П. А. Черновалов, П. В. Соолодуха, А. В. Черновалов. — Москва : Русайнс, 2021. — 254 с. — ISBN 978-5-4365-6256-8. — URL: https://book.ru/book/939918 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.