• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

История русской литературы

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 124

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе освоения дисциплины студенты сформируют навыки ориентации в русском историко-литературном процессе на фоне западноевропейского, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; познакомятся с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы второй половины XIX – начала ХХ вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; освоят принципы анализа текстов второй половины XIX – начала XX вв. при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; усовершенствуют навыки самостоятельной исследовательской работы. У студентов сформируется представление о персональном составе русской литературы второй половины XIX – начала ХХ вв. и важнейших сочинениях, составивших по мере развития словесности национальный канон; о базовых чертах «русского XIX века», исторических и социокультурных, и их динамике в различные царствования; о судьбе важнейших произведений второй половины XIX – начала ХХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; о наиболее существенных литературных школах, обществах и кружках. Студенты научатся сопоставлять тексты в рамках жанров и видеть их модификации; различать биографические контексты, значимые для понимания текста. Отдельные задания в рамках дисциплины предполагают в том числе использование технологий искусственного интеллекта, машинного обучения и генеративных моделей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами знаний о языке и письменной культуре Древней Руси как части общеславянского литературно-языкового пространства и об основных понятиях исторической социолингвистики
  • Целями освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. III. Русская литература XIX – начала ХХ вв.: 1826 – 1913» являются: - формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XIX – начала ХХ вв., с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; - развитие у студентов навыков анализа текстов прошлого при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; - подготовка к профессиональной деятельности, в том числе закрепление навыков самостоятельной исследовательской работы.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - персональный состав русской литературы XIX – начала ХХ вв. и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон; - базовые черты «русского XIX века», исторические и социокультурные, и их динамику в различные периоды (царствования); - судьбу важнейших произведений XIX – начала ХХ в. (и их авторов) в критике и литературной полемике; - наиболее существенные литературные школы, общества и кружки.
  • Развитие представлений о фонетическом и рамматическом строе русского книжного (литературного) языка XI-XVII вв. в его сопоставлении с восточнославянскими диалектами
  • Уметь: - проецировать тексты периода на русский и западноевропейский литературный и исторический фон и претекст; - сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации; - различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (круга текстов).
  • Формирование у студентов умений и практических навыков чтения церковнославянских и древнерусских текстов XI-XVII вв.
  • Иметь навыки (приобрести опыт): - полифокусного анализа текстов XIX – начала ХХ вв.; - отслеживания динамики развития литературы.
  • Усвоение знаний о периодизации древнерусской литературы
  • Усвоение знаний о жанрах русской словесности допетровского времени, их особенностях, основных произведениях этих жанров
  • Целями освоения дисциплины «История русской литературы. Ч. II. Русская литература XVIII - первой четверти XIX века» являются: • формирование у студентов навыков ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; • знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами русской литературы XVIII - первой четверти XIX века, с методологическими подходами к ее изучению, с ее эволюцией; • развитие у студентов навыков анализа текстов прошлого при помощи разнообразного филологического инструментария, применяемого гибко и корректно; • подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе.
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: • базовые черты «русского XVIII века» и «александровского времени», исторические и социокультурные; • основные подходы к изучению этих периодов (отечественные и зарубежные); • систему жанров русской литературы в XVIII – первой четверти XIX в. и ее эволюцию; • границу между литературой как таковой и паралитературными явлениями, как она пересматривалась в течение XVIII – первой четверти XIX столетия; • персональный состав литературы и важнейшие сочинения, составившие по мере развития словесности национальный канон. уметь: • проецировать тексты периода на западноевропейский и русский литературный и исторический фон; • сопоставлять тексты в рамках жанра (нескольких жанров) и видеть их модификации: • различать биографические контексты, значимые для понимания того или иного текста (серии текстов). иметь навыки: • полифокусного анализа текстов XVIII – первой четверти XIX в.; • отслеживания динамики развития литературы. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: ◦ История (семиотика истории); ◦ Введение в филологию; • Ключевые тексты русской литературы XIX и XX веков; ◦ История русской литературы. Ч. I. Русская словесность допетровского времени.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует тексты русской литературы XI - XVII века как репрезентанты историко-культурной и историко-языковой ситуации
  • Владеет навыками чтения произведений древнерусской литературы XI – XVII вв.
  • Владеет приемами литературоведческого и анализа письменных текстов XI – XVII вв.
  • Знает литературные традиции России Раннего Нового времени
  • Знает общерусские и локальные литературные традиции допетровской Руси
  • Знает общую проблематику историко--литературных исследований в области допетровской письменной культуры Руси-России
  • Знает основные черты и специфику литературных жанров Древней Руси и России XVII столетия
  • Знает основные черты и специфику литературных жанров, появляющихся в России на рубеже Раннего Нового времени и 18 столетия
  • Знает фонетические и грамматические особенности языковых страт допетровского периода русской письменности
  • Проводит семантический анализ текстов, написанных на Руси в эпоху Смуты
  • Студент осуществляет полифокусный анализ текстов изучаемой эпохи.
  • Читает и понимает тексты, написанные на территории Руси в XI-XVII вв., проводить семантический анализ текстов
  • Понимание роли медиа в развитии русской литературы, знания об основных толстых журналах и театрах в России середины XIX века, их социальных и культурных функциях; умение анализировать литературные произведения в контексте их бытования.
  • Понимание социальных и культурных обстоятельств, определивших развитие литературы 1840-х и начала 1850-х гг., основных закономерностей литературного процесса этого периода; умение анализировать произведения русской литературы в историческом контексте этой эпохи.
  • Понимание социальных и культурных обстоятельств, определивших развитие литературы 1860-х гг., основных закономерностей литературного процесса этого периода; умение анализировать произведения русской литературы в историческом контексте этой эпохи.
  • Понимание устройства системы литературы середины 19 века, знание роли и места в ней основных жанров, умение анализировать произведения этого периода в контексте творчества их авторов и системы литературы в целом.
  • Способность использовать историко-литературные данные, полученные из научного комментария, для интерпретаций произведений середины 19 века.
  • Студент знает основные жанры русской прозы 1820-х - 1830-х годов (роман, повесть разных типов), основные имена русских прозаиков; знает европейский контекст и ориентиры для русских прозаиков; владеет навыками анализа прозаических текстов разных жанров 1820-х - 1840-х годов
  • Студент знает основные имена русских поэтов и поэтесс 1830-х - 1840-х годов, знает основные этапы эволюцтии русской лирики; знает особенности поэтики позлнего Пушкина, Баратынского, Вяземского. Знает основные вехи творческого пути Лермонтова-поэта. Владеет навыками историко-литературного анализа и комментирования лирических текстов 1830-х - 1840-х годов
  • Студент знает основные факты литературной, культурной и общественной жизни второй половины 1820-х годов; владеет навыками анализа и историко-культурной интерпретации литературных текстов; знает основные этапы творчесокго пути Пушкина в 1820-е - 1830-е годы
  • Студент знает основные факты литературной, культурной и общественной жизни второй половины 1820-х годов; знает основные институты литературы периода (журналы, газеты, критика). Владеет навыками анализа "высокой" и "массовой" литературы
  • Студент знает основные этапы творческой биографии Гоголя, знает историко-литературный и общественный контекст создания и рецецпии проивзедений Гоголя 1830-х - 1840-х годов; владеет навыками анализа текстов Гоголя в разных жанрах
  • Студент знаком с основными научными подходами к исследованию творчества Л.Н.Толстого; разбирается в вопросах эволюции толстовской прозы в контексте историко-литературного процесса 1850-1900-х гг.; умеет анализировать произведения Толстого, опираясь на широкий спектр методов историко-литературного анализа; знаком с ключевыми произведениями Л.Н.Толстого разных жанров, выполненных в разные периоды его творчества.
  • студент ориентируется в историко-литературном процессе 1850-70-х гг., анализирует литературные явления на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне, уместно применяет филологический инструментарий для анализа текста, корректно интерпретирует предложенный текст в заданном аспекте с привлечением информации, полученной в ходе изучения курса, и фоновой информации.
  • студент ориентируется в историко-литературном процессе к. XIX – начала ХХ вв., анализирует литературные явления на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне, уместно применяет филологический инструментарий для анализа текста, корректно интерпретирует предложенный текст в заданном аспекте с привлечением информации, полученной в ходе изучения курса, и фоновой информации.
  • Студент ориентируется в особенностях историко-литературного процесса 1870-х гг.; разбирается в основных подходах к изучению русской литературы этого периода, знает ключевые тексты прозы М.Е.Салтыкова (Щедрина), Н.С.Лескова, А.К.Толстого. Владеет теоретико-методологическим инструментарием и навыками анализа произведений этого периода.
  • Студент разбирается в основных проблемах изучения творчества Ф.М.Достоевского, знаком с ключевыми произведениями Достоевского, умеет их анализировать через призму основных научных концепций изучения творчества писателя, разбирается в проблематике жанровых и идеологических истоков прозы Достоевского.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Литературная ситуация второй половины 1820-х годов
  • Тема 2. Литература и общество в конце 1820-х – 1830-е гг.
  • Тема 3. Язык и предмет поэзии в 1830-е – начале 1840-х гг.
  • Тема 4. Русская проза и ее эволюция во второй половине 1820-х – начале 1840-х гг.
  • Тема 5. Творчество Гоголя в контексте 1830-х - 1840-х годов
  • Литература 1840-1850-х гг.
  • Реформы Александра II и русская литература.
  • Толстые журналы и их роль в русской литературе 1840-1860-х гг.
  • Жанровая система и проблематика литературы середины XIX века
  • Литература к темам 5-8
  • Литература 1850-70-х гг.
  • Литература 1850-70-х гг. (Продолжение)
  • Литература 1850-70-х гг. (Продолжение 2)
  • Литература 1850-70-х гг. (Продолжение 3)
  • Литература 1850-70-х гг. (Продолжение 4)
  • Литература конца XIX – начала ХХ вв.
  • Литература конца XIX – начала ХХ вв. (Продолжение)
  • Литература конца XIX – начала ХХ вв. (Продолжение 2)
  • Единство и эволюция художественного мира Л.Н. Толстого
  • Творчество Ф.М. Достоевского
  • Проза и поэзия 1870-х гг.
  • Литература 1850-70-х гг. (Продолжение 5)
  • Литература 1850-70-х гг. (Завершение)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий Устный экзамен
  • неблокирующий модульная работа
    ответить на вопрос письменно
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0,5 семинарская активность +0,5 письменная работа
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.15 * Активность на семинарах + 0.35 * Устный экзамен + 0.35 * Устный экзамен + 0.15 * модульная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
  • Голубков, М. М.  Русская литература XX века : учебное пособие для академического бакалавриата / М. М. Голубков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 238 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-07240-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434278 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Есин, А. Б. Русская литература в оценках, суждениях, спорах: хрестоматия литературно-критических текстов : хрестоматия / А. Б. Есин. — 8-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 344 с. — ISBN 978-5-89349-088-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3767 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Красовский, В. Е.  Русская литература : учебник для академического бакалавриата / В. Е. Красовский, А. В. Леденев ; под общей редакцией В. Е. Красовского. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 650 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-10656-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430987 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кременцов, Л. П. Русская литература ХIХ века. 1850–1870 : учебное пособие / Л. П. Кременцов, С. А. Джанумов. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 288 с. — ISBN 978-5-89349-871-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/3771 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век : учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. — 4-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 212 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07963-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434288 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век : учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. И. Романова [и др.] ; под редакцией Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 232 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07770-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434640 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Русская литература второй трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Аношкина [и др.] ; под редакцией В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. — 3-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03972-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433960 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Русская литература второй трети XIX века в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Аношкина [и др.] ; ответственные редакторы В. Н. Аношкина, Л. Д. Громова. — 3-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 406 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03982-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434091 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Русская литература последней трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Аношкина [и др.] ; под редакцией В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 402 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07655-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433961 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Русская литература последней трети XIX века в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Аношкина [и др.] ; ответственные редакторы В. Н. Аношкина, Л. Д. Громова, В. Б. Катаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 342 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07662-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434092 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Соколов, А. Г.  Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для среднего профессионального образования / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 501 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6305-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426514 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Тусичишный, А. П. Русская литература второй половины века (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А.Некрасов, А Н .Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов) : учебное пособие / А. П. Тусичишный. — 3-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 172 с. — ISBN 978-5-9765-1735-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/119440 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Фортунатов, Н. М.  Русская литература второй трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 246 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01043-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433732 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кириллина О.М. - Русская литература: теоретический и исторический аспекты - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-1033-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84593
  • Кременцов, Л. П. Русская литература в ХХ веке. Обретения и утраты : учебное пособие / Л. П. Кременцов. — 3-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2011. — 224 с. — ISBN 978-5-9765-0008-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/2631 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ребель, Г. М. Русская литература XIX века: Типология героев и романных форм : учебное пособие / Г. М. Ребель. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2018. — 384 с. — ISBN 978-5-9765-3506-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/105190 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Русская литература и культура XIX века. : учебное пособие / Е. И. Анненкова, Ю. В. Балакшина, О. В. Евдокимова [и др.] ; под ред. Н. Н. Акимовой. — Москва : КноРус, 2020. — 398 с. — ISBN 978-5-406-07754-2. — URL: https://book.ru/book/933613 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Фортунатов, Н. М.  Русская литература последней трети XIX века : учебник для среднего профессионального образования / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под редакцией Н. М. Фортунатова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 310 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10666-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/431053 (дата обращения: 28.08.2023).