• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2023/2024

Молодежь и миграция

Статус: Маго-лего
Когда читается: 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Аннотация: Молодежь является наиболее мобильной социальной группой, и изучение ее представлений как о внутренней, так и о внешней миграции является неотъемлемой частью исследований, связанных с поколениями, потребительскими практиками, профессиональными идентичностями, жизненными стратегиями и многими другими направлениями социальной жизни. На данной дисциплине студенты познакомятся с современными миграционными теориями, теориями гражданственности и социального включения, научатся исследовать вопросы из данных сфер с применением методов современного социального анализа, отработают навыки индивидуальной презентации и командной работы. Особое внимание на курсе уделено образовательной миграции и интеграции иногородних студентов. Дисциплина является курсом МАГОЛЕГО и предназначена для студентов любой магистерской программы обучения, заинтересованных в урбанистических, миграционных и культурных исследованиях жизни молодежи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • изучить современные подходы к анализу миграционных процессов, жизненных выборов, миграционного поведения и социального включения иногородней (приезжей) молодежи;
  • научиться использовать новые инструменты анализа миграционного поведения, жизненных выборов и социального включения внутренних мигрантов - приезжих из других городов и регионов (ментальные карты, интервью-прогулки, автобиографический метод);
  • выработать навыки презентации социологических исследований, обращения с основными социологическими терминами и концептами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты применяют основные подходы к анализу миграционных процессов
  • студенты решают социологические кейсы с применением теоретических подходов к анализу миграционных процессов
  • студенты различают причины различных видов миграции (образовательной, трудовой, возвратной)
  • студенты используют понятия “жизненные выборы”, “агентное поведение”
  • студенты применяют различные подходы к анализу миграционного поведения
  • студенты используют основные теории о социальном включении для анализа социологических кейсов
  • студенты умеют использовать ментальные карты, интервью-прогулки, автобиографический метод для анализа процессов социального включения
  • студенты владеют содержанием субкультурного и постсубкультурного подхода в социологии
  • студенты умеют применять основные урбанистические концепции для анализа инклюзивной городской среды
  • студенты владеют понятиями “городская идентичность”, “локальная идентичность”, “чувство места”, “гений места”
  • студенты применяют понятия “городская идентичность”, “локальная идентичность”, “чувство места”, “гений места” для анализа миграционных процессов
  • студенты владеют концепцией реинтеграции
  • студенты применяют подход “социальной драмы” к анализу миграционных процессов
  • студенты применяют сценарный подход к анализу миграционных процессов и социального включения
  • студенты используют дискурс-анализ для исследования принимающего сообщества и условий для приезжих
  • студенты владеют современным социологическим языком в отношении миграционных процессов
  • студенты умеют анализировать инструменты социального включения приезжих
  • студенты предлагают инструменты социального включения приезжих
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в исследования миграционных процессов. Миграция как объект научного анализа.
  • Виды и причины молодежной миграции: образовательная, трудовая, возвратная.
  • Социокультурная адаптация и интеграция мигрантов: социальное включение мигрантов, освоение городского пространства, барьеры
  • Связь миграционных процессов и городского ландшафта
  • Национальная, региональная, локальная идентичности и миграционные процессы
  • Общество и миграция: возвращение, реинтеграция, принимающее сообщество
  • Последствия миграции и практики адаптации мигрантов
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Семинары
    Участие в семинарской работе оценивается от 1 до 2 баллов. 1 балл студенты получают за присутствие на семинаре, 2 балла - за проявление активности (отвечают на поставленные вопросы, участвуют в дискуссии). Оценивается семинарская работа на семинарах 2, 3, 4, 5, 6 (первый и последний семинар не учитываются, поскольку на первом семинаре предусмотрено знакомство со студентами, а на последнем - презентация групповых проектов). Всего за активность на семинарах студенты могут получить максимум 10 баллов. Итоговая оценка умножается по формуле на коэффициент 0,2.
  • неблокирующий Проект
    Студенты в группе выполняют исследовательский проект, направленный на анализ жизненных выборов мигрантов, миграционного поведения и способов их социального включения (на выбор: интервью, автобиография, дискурс-анализ, ментальные карты). По результатам проведенного мини-исследования студенты предлагают разработанные инструменты социального включения приезжих. Итоговый проект студенты презентуют на последнем семинаре.
  • неблокирующий Решение кейсов
    Кейс — это описание реальной ситуации, связанной с изучаемой предметной областью (молодежь и миграция), которая требует решения. Кейс может состоять из фрагментов интервью, текстов из СМИ, блогов, аналитических записок и результатов социологического опроса (представляется преподавателями). Решение кейсов выполняется в команде в качестве домашнего задания, его решение презентуется на одном из семинаров. Решить кейс – это значит исследовать предложенную ситуацию, собрать и проанализировать информацию, продемонстрировать умение пользоваться изученными теориями и терминологией для объяснения миграционных процессов и прогнозирования развития описанной ситуации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.4 * Проект + 0.4 * Решение кейсов + 0.2 * Семинары
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мкртчян, Н. В. Внутренняя миграция как ресурс развития России: социально-экономические эффекты, издержки и ограничения : доклад / Н. В. Мкртчян, Ю. Ф. Флоринская, К. И. Казенин. — Москва : Дело РАНХиГС, 2020. — 76 с. — ISBN 978-5-850006-190-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171067 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Под общ. ред. Должиковой А.В. - Интеллектуальный капитал и интеллектуальная миграция в условиях глобализации. Монография - 978-5-392-35614-0 - Проспект - 2022 - http://ebs.prospekt.org/book/34083 - 34083 - PROSPECT
  • Рыбаковский, Л. Л.  Миграция населения : учебное пособие для вузов / Л. Л. Рыбаковский. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 480 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11727-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454638 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • КАРАЧУРИНА ЛИЛИЯ БОРИСОВНА, & МКРТЧЯН НИКИТА ВЛАДИМИРОВИЧ. (2016). Межрегиональная миграция в России: возрастные особенности. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.85AF84A1
  • Миграция и рынок труда : доклад / Ю. Ф. Флоринская, Н. В. Мкртчян, Т. М. Малева, М. К. Кириллова. — Москва : Дело РАНХиГС, 2015. — 108 с. — ISBN 978-5-7749-1042-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/74904 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.