• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

История России

Статус: Курс обязательный (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 50
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Аксенова Мария Дмитриевна, Берлов Александр Алексеевич, Боярченков Владислав Викторович, Видничук Анастасия Олеговна, Волкова Ирина Владимировна, Дзюбинский Ян Ростиславович, Домбаева Полина Геньевна, Жидкова Оксана Витальевна, Иванова Мария Олеговна, Игнатенко Анастасия Сергеевна, Ильина Кира Андреевна, Кириллов Владимир Михайлович, Константинова Татьяна Николаевна, Концевой Илья Анатольевич, Кочегаров Кирилл Александрович, Кривушин Иван Владимирович, Куза Василий Андреевич, Кузнецова Алена Дмитриевна, Лавренченко Мария Леонидовна, Латышев Артём Валерьевич, Лупарева Надежда Николаевна, Малинова Ольга Юрьевна, Мелентьев Даниил Вячеславович, Молотов Кирилл Игоревич, Олейник Вероника Владимировна, Парфеня Мария Игоревна, Петрова Мария Святославовна, Петрова Татьяна Михайловна, Петров Роман Сергеевич, Попова Вера Владимировна, Попов Алексей Алексеевич, Сладков Владислав Дмитриевич, Соловьева Елизавета Олеговна, Солопов Никита Владимирович, Стреляев Вячеслав Иванович, Таслахчян Алла Артемовна, Туманова Анастасия Сергеевна, Хатанзейская Елизавета Владимировна, Холматов Темурмалик Комилджонович, Шаповалов Савва Филиппович, Шишаев Артемий Кириллович, Юрский Александр Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «История России» для студентов неисторических направлений и специальностей НИУ ВШЭ нацелен на формирование общегражданской идентичности российского общества посредством развития исторического сознания и способности осмысливать диахронные и синхронные процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами историзма и основываясь на достижениях современной исторической науки и смежных гуманитарных дисциплин. Курс «История России» строится на сочетании линейно-хронологического и проблемного принципов, определяющихся основными этапами российской истории: Русь IX - первой трети XIII в., Русские земли с середины XIII до конца XV в., Российское (Московское) государство XVI–XVII вв., Российская империя, Советская эпоха, современная Российская Федерация. В рамках курса объектами рассмотрения с источниковой и историографической позиций станет опыт складывания российской государственности, а также социальные, экономические, культурные, этноконфессиональные и т.д. процессы, имевшие место на территории современной России. Курс «История России» также включает сведения о наиболее значимых процессах и событиях истории зарубежных стран, позволяющих контекстуализировать историю России, представить ее как неотъемлемую часть всемирно исторического процесса и оценить вклад России в развитие мировой цивилизации. Курс «История России» для студентов неисторических направлений и специальностей НИУ ВШЭ реализуется в виде занятий лекционного (16 часов) и семинарского (60 часов) типов. Опционная составляющая - онлайн курс.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма;
  • сформировать комплекс знаний об основных этапах и опыте складывания российской государственности;
  • сформировать представления о наиболее важных социальных, экономических, культурных, этноконфессиональных и т.д. процессах, имевшие место на территории современной России;
  • сформировать первичные навыки проблемного и контекстного анализа исторических источников и исследовательской литературы по основным периодам и проблемам истории России;
  • выработать понимание об общем и особенном в историческом развитии России в контексте всемирного исторического процесса;
  • сформировать представление о роли России в мировой истории и культуре;
  • сформировать первичное представление о принципах и способах транслирования результатов собственного исследования в устной и письменной форме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • демонстрирует способность осмысливать процессы, события и явления в России и мире в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципом историзма;
  • называет, описывает и анализирует наиболее важные социальные, экономические, культурные, этноконфессиональные и т.д. процессы, имевшие место на территории современной России;
  • демонстрирует знание (называет и объясняет) об основных этапах и опыте складывания российской государственности;
  • демонстрирует первичные навыки проблемного и контекстного анализа исторических источников и исследовательской литературы по основным периодам и проблемам истории России;
  • описывает и анализирует общее и особенное в историческом развитии России в контексте всемирного исторического процесса;
  • демонстрирует первичное представление о принципах и способах транслирования результатов собственного исследования в устной и письменной форме
  • описывает, анализирует и объясняет роль России в мировой истории и культуре;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие вопросы курса
  • Народы и государства на территории современной России в древности. Русь в IX — первой трети XIII в.
  • Русь в XIII–XV вв.
  • Россия в XVI–XVII вв.
  • Россия в XVIII в.
  • Российская империя в XIX — начале ХХ в.
  • Россия и СССР в советскую эпоху (1917–1991).
  • Современная Российская Федерация (1991–2022)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест входного контроля базовых знаний и компетенций по истории
    Тестовые задания содержат основные вопросы для входного тестирования Перечень объектов контроля. Данные тесты могут быть использованы для контроля студентами основных терминов, дефиниций, персоналий, важных дат и т.п., изучаемых в курсе «История России». 3. Виды знаний, умений, контролируемые заданиями теста: 1 Владеть знаниями по истории России и всеобщей истории, знать их основные процессы и тенденции, и взаимосвязи между ними. 2 Уметь применять различные подходы к анализу социально-значимых проблем и процессов, происходящих в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем 3 Знать основные этапы развития истории России и мира, их особенности, уметь выявлять, обосновывать и анализировать основные тенденции. 4 Владеть умением анализировать и оценивать исторические события и процессы. 5 Знать основные структурные элементы исторических этапов, их детерминанты. 6 Владеть пониманием движущих сил и закономерностей исторического процесса; событий и процессов экономической истории; места и роли своей страны в истории человечества и современном мире 7 Знать особенности и противоречия исторического процесса в России в контексте общемировой цивилизации. Включает 20 вопросов 2-х типов: тип 1 – выбор 1 из множества, 10 вопросов; Тестовое задание «Множественный выбор» – задание закрытого типа, в котором студенту предлагается выбрать верные утверждения из списка ответов. К каждому заданию этой части даны несколько возможных вариантов ответа, в которых имеется, возможно, не один, а несколько правильных ответов (1, 2 и более). тип 2 – «на сопоставление», 10 вопросов. «На сопоставление» – задание, в котором предлагается группа терминов и необходимо установить соответствие. Этот тип заданий состоит из основы (текст), нескольких подвопросов и соответствующего числа ответов. Предусмотрены два типа вопросов: 1. Установите соответствие между этическими категориями и их определениями. Запишите цифры и буквы выбранных ответов, сохраняя числовую последовательность. 2. Укажите последовательность. Запишите требуемую последовательность буквами. Продолжительность – 40 минут, максимальный балл – 10. В случае неудовлетворительной оценки (0–3) элемент контроля может быть пересдан (не позднее чем за 3 недели до проведения итоговой аттестации по дисциплине).
  • неблокирующий Семинарские занятия
    Семинарские занятия проводятся в виде дискуссий по поставленной теме/проблеме, в ходе которых студент должен продемонстрировать знание комплекса исторических источников и литературы, предложенных для обсуждения.
  • неблокирующий Проектная деятельность
    Описание: Цель проекта – изучение: 1) отдельных сюжетов, тем, периодов, событий, явлений и т.д. в истории России; 2) отраслевой и профильно-ориентированной истории в общем контексте отечественной истории. В междисциплинарном проекте студент/группа студентов репрезентирует и/или визуализирует результаты изучения исторических источников и исследовательской литературы по отдельной теме/проблеме истории России. Максимальный балл – 10; одинаковый балл выставляется всей группе студентов, участвовавшей в подготовке проекта. Продолжительность представления 1 проекта – от 20 до 40 минут.
  • неблокирующий Экзамен
    Форма проведения – очная. Продолжительность – 60 минут. Тест включает 44 вопроса двух типов по всем разделам настоящей программы: 1) выбор одного правильного из множества; 32 вопроса, 2 балла за каждый вопрос; 2) на упорядочивание и соотнесение - 12 вопросов; 3 балла за каждый вопрос
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    0.3 * Проектная деятельность + 0.3 * Семинарские занятия + 0.1 * Тест входного контроля базовых знаний и компетенций по истории + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - «Русская Правда»: проблемы происхождения и изучения памятника права. Правопонимание и правовое регулирование в истории России (К 1000-летию появления писаного права на Руси) - Российский государственный университет правосудия - 2017 - ISBN: 978-5-93916-622-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=364375
  • Данилевский И.Н., Добровольский Д.А., Казаков Р.Б. и др. - Источниковедение - 978-5-7598-1900-4 - Москва: ВШЭ - 2019 - 362094 - https://ibooks.ru/bookshelf/362094/reading - iBOOKS
  • Добровольский Д. А., Казаков Р. Б. и др. - Источниковедение - 978-5-7598-1092-6 - Москва: ВШЭ - 2015 - 352914 - https://ibooks.ru/bookshelf/352914/reading - iBOOKS
  • Ключевский, В. О.  Лекции по русской истории в 3 ч. Часть 1. Вступительные беседы. История Древней Руси : учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 210 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02170-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513490 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ключевский, В. О.  Лекции по русской истории в 3 ч. Часть 2. Образование московского государства : учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 314 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02202-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513664 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ключевский, В. О.  Русская история. Полный курс в 4 ч. Часть 1 : учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 396 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12117-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513693 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ключевский, В. О.  Русская история. Полный курс в 4 ч. Часть 2 : учебник для вузов / В. О. Ключевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 352 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12118-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/513705 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Ключевский, В. О. Боярская дума Древней Руси / В. О. Ключевский. — Москва : Академический Проект, 2018. — 412 с. — ISBN 978-5-8291-2142-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132821 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ключевский, В. О. Курс русской истории. От древности до эпохи Ивана Грозного (лекции I–XXIX) : учебное пособие / В. О. Ключевский. — Москва : Академический Проект, 2015. — 486 с. — ISBN 978-5-8291-1749-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132268 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ключевский, В. О. Курс русской истории. От эпохи Ивана Грозного до Петра Великого (лекции XXX–LIX) : учебное пособие / В. О. Ключевский. — Москва : Академический Проект, 2015. — 526 с. — ISBN 978-5-8291-1750-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132269 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - Хрестоматия по истории России. Учебное пособие - 978-5-392-18468-2 - Проспект - 2016 - http://ebs.prospekt.org/book/1017 - 1017 - PROSPECT
  • Павленко, Н. И.  История России с древнейших времен до конца XVII века (с картами) : учебник для вузов / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев ; под редакцией Н. И. Павленко. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 247 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-02829-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/512051 (дата обращения: 28.08.2023).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лаппо-Данилевский, А. С.  Методология истории в 2 ч. Часть 1. Теория исторического знания / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 239 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07070-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516650 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Лаппо-Данилевский, А. С.  Методология истории в 2 ч. Часть 2. Методы исторического изучения / А. С. Лаппо-Данилевский. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 315 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-07072-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516651 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Седов, В. В. Славяне в древности / В. В. Седов. — Москва : Академический Проект, 2019. — 378 с. — ISBN 978-5-8291-2360-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132496 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Сергеевич, В. И. Русская Правда и её списки / В. И. Сергеевич. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 66 с. — ISBN 978-5-507-37439-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/44587 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шахматов, А. А. Повесть временных лет  / А. А. Шахматов. — Санкт-Петербург : Лань, 2013. — 142 с. — ISBN 978-5-507-12820-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/10805 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Юшков, С. В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение / С. В. Юшков. — Москва : Зерцало-М, 2010. — 352 с. — ISBN 978-5-8078-0179-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/129884 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.