• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2023/2024

Критика ориентализма в современной гуманитарной мысли

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 58.04.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Прогр. обучения: Классический и современный Восток: языки, культуры, религии
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 60

Программа дисциплины

Аннотация

Основные этапы развития востоковедения, и исламоведения специально, рассматриваются в контексте складывания европейских наук о человеке и из перспективы критических подходов по отношению к ним. Очерчиваются этапы и подходы в развитии исламоведения в Западной Европе, России и США (дескриптивный, критика источников, критика «традиции», «скептический»). Рассматривается история складывания понятия «мусульманский мир» и критика востоковедения («ориентализма») в постколониальных исследованиях, а также ответы на нее; взаимодействие разных сред производства знания и представлений о Востоке (академической, миссионерской, военной, бюрократической, массовой культуры). В контексте непрекращающейся научной дискуссии обсуждаются вопросы общего и специфического в российском востоковедении 19 в., специфика советского исламоведения. В результате освоения дисциплины студенты должны знать историю изучаемой ими науки в ее востоковедных аспектах и место востоковедения среди гуманитарных наук, основные авторитетные труды, определившие «классическую» научную традицию, уметь различать исследовательские подходы в изучении истории и культуры «восточных» («чужих») обществ и приобрести навыки ориентации в возможностях и ограничениях каждого из них, понимать как основания и перспективы, так и ограничения критических подходов в соотнесении с «классическим» востоковедением.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Программа «История востоковедения и критика ориентализма» ставит своей целью раскрытие проблематики, относящейся к области интеллектуальной истории и описывающей появление, развитие и критику востоковедного метода, производного от методологии классической филологии.
  • Программа раскрывает процесс формирования востоковедной науки как результат борьбы с "мифологическим восприятием" и попытки формирования альтернативы религиозному мировоззрению (впрочем, противоречивой), описывает основные принципы, которым подчиняются востоковедные практики, представляет анализ связи востоковедения с другими гуманитарными дисциплинами и показывает историческую динамику развития различных направлений этой области знания.
  • Одна из ключевых задач программы – поместить в фокус внимания российское востоковедение и, рассмотрев дискуссию о его особенном статусе, указать на транс-культурный процесс формирования его основных понятий и методов.
  • Вторая часть программы посвящена формированию и развитию пост-колониальных исследований, критикующих востоковедный метод. В рамках данного вопроса программа рассматривает историю развития критической мысли о достижениях востоковедения, ключевые понятия пост-колониальных исследований, их критику и развитие нового витка деколонизации в современных социальных и гуманитарных науках.
  • В рамках курса студентам предлагается рассмотреть использование этих понятий на практическом материале современной дискуссии об историографии Центральной Азии. С помощью изучения и практического освоения указанных теоретических конструкций студенты смогут развить критическое восприятие истории исследования стран Азии и Африки и развить собственное представление об этике в научных исследованиях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть критическими подходами к изучению истории востоковедения
  • Уметь определять место развития востоковедения в кругу гуманитарных наук (в особенности, филологических дисциплин)
  • Выявлять специфику появления тех или иных конструктов в рамках начального этапа развития данной дисциплины (например, понятия ур-текста и ур-языка)
  • Выделять ранние направления в развитии востоковедения
  • Объяснять причину появления позитивизма и его роль в становлении классического востоковедения
  • Объяснять причины появления концепций "лестницы прогресса"
  • Анализировать интрепретации понятия "модерность"
  • Сравнивать различные течения в востоковедении начала 20 века
  • Объяснять изменения этического содержания востоковедных исследований в начале 20 века
  • Объяснять связь востоковедных исследований и имперской политики
  • Сранивать подходы к изучению связи востоковедения и колониальной политики
  • Анализировать связь гуманитарных дисциплин (особенно, востоковедения) с появлением расизма
  • Анализировать специфику взаимодействия востоковедов с локальными собеседниками
  • Сранивать различные течения, лежавшие у истоков советского востоковедения
  • Объяснять причины появления яфетической теории
  • Объяснять причины появления "красного ориентализма"
  • Анализировать различия в подходах к понятию "Восток" между различными группами востоковедов начала 20 века
  • Аргументировать роль и место локальных элит в развитии дискурса советской власти
  • Анализировать историю преемственностей и разрывов в передаче знания между поколения советских востоковедов
  • Аргументировать историю методологических поворотов в истории советского востоковедения
  • Анализировать историю связей советских востоковедов с иностранными экспертами
  • Объяснять что такое эпистема "русского дела" и какое значение она имеет в истории востоковедения
  • Объяснять историю появления пост-колониальной теории
  • Аргументировать классические понятия пост-колониальной теории
  • Уметь применять пост-колониальные концепции к собственному исследовательскому материалу
  • Анализировать ключевые аргументы критики пост-колониальной теории
  • Объяснять ключевые тезисы де-колониальной теории
  • Анализировать критику де-колониальной теории
  • Аргументировать современный этап развития пост/де-колониального поворота в историографии на примере Центральной Азии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Вводный раздел: становление востоковедения как wissenschaft
  • Востоковедение на стыке позитивизма и модернизма
  • Востоковедение и колониализм
  • История становления советского востоковедения
  • Пост-колониальные исследования: становление критики ориентализма
  • Критика пост-колониальной критики: борьба с мета-нарративом и поиск новых направлений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на парах
  • неблокирующий Пост/де-колониальная дискуссия
  • неблокирующий Переписка Бартольда и Валидова
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0.25 * Переписка Бартольда и Валидова + 0.25 * Пост/де-колониальная дискуссия + 0.25 * Работа на парах + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • "Собственный Восток России" : политика идентичности и востоковедение в позднеимперский и раннесоветский период: пер. с англ., Тольц, В., 2013
  • After colonialism : imperial histories and postcolonial displaycements, , 1995
  • From orientalism to postcolonialism : Asia, Europe and the lineages of difference, , 2009
  • German orientalism in the age of empire : religion, race, and scholarship, Marchand, S. L., 2010
  • Kalinovsky, A. M., & Kemper, M. (2015). Reassessing Orientalism : Interlocking Orientologies During the Cold War. Abingdon, Oxon [UK]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=955727
  • Kaviraj, S. (2018). Marx and postcolonial thinking. Constellations: An International Journal of Critical & Democratic Theory, 25(1), 3–17. https://doi.org/10.1111/1467-8675.12354
  • Postcolonial literatures in context, Mullaney, J., 2010
  • Provincializing Europe: postcolonial thought and historical difference, Chakrabarty, D., 2000
  • Sabine Broeck, & Carsten Junker. (2014). Postcoloniality - Decoloniality - Black Critique : Joints and Fissures. Campus Verlag.
  • The darker side of western modernity : global futures, decolonial options, Mignolo, W. D., 2011
  • Young, R. (2016). Postcolonialism : An Historical Introduction. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1380042
  • Тлостанова, М. (2011). Деколониальность Знания И Преодоление Дисциплинарного Декаданса.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kemper, M. (2009). Studying Islam in the Soviet Union. Amsterdam University Press.
  • Michael Kemper, & Stephan Conermann. (2011). The Heritage of Soviet Oriental Studies. Routledge.