• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2023/2024

Научно-исследовательский семинар "Искусство древнего мира"

Статус: Курс обязательный (Античность)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с искусством Античности, объединяя не только известные культуры (Др. Греция, Др. Рим), но и достаточно малоизвестные памятники Эгеиды, Этрурии. По мере освоения материала курса станут понятны причины, формирующие специфику художественных образов каждой отдельной культуры, почему каждая культура рождает свой определённый образ, как отразились контакты между странами в памятниках искусства. Научившись понимать памятники античного искусства, станет понятно почему искусство выступает как важный «свидетель» исторических событий и источник для их реконструкции, - ведь нельзя составить представление о Древнем Риме, не зная его форумов, или о древней Греции, не понимая прекрасных сооружений Акрополя.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения научно-исследовательского семинара «Искусство Древнего мира» являются: — формирование у студента представлений о месте и роли искусства Древнего мира в мировой истории; -о стилистических особенностях этого искусства в целом, а такжео специфических чертах изобразительной деятельности, присущих отдельным цивилизациям и этапам, объединенных понятием искусства Древнего мира; - ознакомление студентов с мировыми и отечественными трудами о генезисе и историческом развитии искусства в рамках искусства Древнего мира; -выработка у студентов умения раскрыть и объяснить наиболее важные закономерности художественных процессов в культурах Древнего мира; - выработка у студентов умения охарактеризовать признаки общности нормативов и эстетических принципов искусства Древнего мира; - выработка у студентов умения раскрыть связь между формально-образной структурой произведения и приоритетными ценностными ориентациями создавшей его культуры; — выработка у студентов умения определять стилевую принадлежность произведения архитектуры или искусства по его формальным признакам — освоение студентом основных методов анализа и терминологии
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • определяет основные виды древнеримского изобразительного искусства, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства «тёмных веков», основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства периода архаики, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства периода классики, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства эллинизма, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные виды искусства этрусков, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы искусства данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника
  • определяет основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы данного периода и конкретного памятника художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • определяет основные этапы в развитии искусства Эгейского мира, основные памятники; умеет характеризовать особенности художественно-образной программы конкретного памятника и культуры, его создавшей.
  • Умеет понимать основные теории генезиса архитектуры архаики и аргументировано излагать их положит. и отрицат. черты, знает основные памятники
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Искусство Эгейского мира.
  • Искусство «темных веков» (искусство гомеровского времени) (XI - VIII в. до. н.э.)
  • Архитектура периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
  • Изобразительное искусство периода архаики (VIII - VI вв. до н.э.).
  • Архитектура периода классики (V - IV вв. до н.э.)
  • Изобразительное искусство периода классики (V - IV вв. до н.э.)
  • Изобразительное искусство и архитектура эллинизма
  • Искусство этрусков и древних италиков
  • Архитектура Древнего Рима
  • Изобразительное искусство Древнего Рима. Тема 1. Искусство эпохи Республики.
  • Тема 2.Искусство эпохи империи. Эпоха Принципата.
  • Тема 3. Конец эпохи принцита.
  • Тема 4. Время домината.
  • материалы
  • Содержание
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест по архитектуре Древней Греции
    Тест по архитектуре Древней Греции
  • неблокирующий Тест по изобразительному искусству Древней Греции
  • неблокирующий Тест по изобразительному искусству Древнего Рима
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса – билеты представлены в ПУД). Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Текущий контроль
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса – билеты представлены в ПУД). Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Текущий контроль
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса – билеты представлены в ПУД). Экзамен проводится на платформе ZOOM. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 3 минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
  • неблокирующий Текущий контроль
  • неблокирующий Изобразительное искусство Др. Греции
    Изобразительное искусство Др. Греции
  • неблокирующий Архитектура Др. Греции
    Архитектура Др. Греции
  • неблокирующий Изобразительное искусство Др. Рима
    Изобразительное искусство Др. Рима
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    О результирующая = 0.6*Отекущая + 0.4*Оэкзамен
  • 2023/2024 учебный год 4 модуль
    О результирующая = 0.6*Отекущая + 0.4*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков : учебник для академического бакалавриата / Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин ; под редакцией Г. Н. Питулько. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 129 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08094-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433478 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Всеобщая история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков : учебник для среднего профессионального образования / под редакцией Г. Н. Питулько. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 129 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11918-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/446436 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Искусство Древней Греции : словарь, Таруашвили, Л. И., 2004
  • История Древнего Рима : Учеб. пособие для вузов, Кузищин, В.И., 2012
  • История Древнего Рима, , 1993
  • История древнего Рима, учебное пособие для ист. фак. гос. ун-тов и пед. ин-тов, 680 с., Машкин, Н. А., 1947
  • История Древней Греции : Учеб. пособие для вузов, , 2009
  • История Древней Греции : учеб. пособие, Кузищин В.И., Гвоздева Т.Б., 2011
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2001
  • История Древней Греции. Т.2: ., , 2002
  • История Древней Греции. Т.3: ., , 2002
  • История Древней Греции. Т.4: ., , 2002
  • История Древней Греции. Т.5: ., , 2002
  • Тектоника словесного образа : об эстетическом отношении к эффекту устойчивости в античном мире и постантичной Европе, или к проблеме этиологии архитектурного ордера, Таруашвили, Л. И., 2022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Flower, R. (2016). The Oxford Handbook of Late Antiquity. Early Medieval Europe, 24(2), 244–251. https://doi.org/10.1111/emed.12146
  • Gilhaus, L. R. (2015). The Oxford Handbook of Roman Sculpture [Rezension]. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F0121FD8
  • Samama Evelyne. (2013). 4. The Oxford Handbook of Hellenic Studies, ed. Georges Boys-Stones, Barbara Graziosi, Phiroze Vasunia. Revue Des Études Grecques, (2), 649. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.reg.0035.2039.2013.num.126.2.8149.t16.0649.0000.2
  • Scullion, S. (2017). The Oxford Handbook of Ancient Greek Religion. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.AE26EEB9
  • Xenia Pausan. (2015). Clemente Marconi (Ed.), the Oxford Handbook of Greek and Roman Art and Architecture. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6E39812D
  • История Древнего Рима : учебник для вузов, Кузищин, В. И., 2002
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2003