Бакалавриат
2023/2024
Введение в лингвистику
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Язык и литература Ирана)
Направление:
58.03.01. Востоковедение и африканистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Козлов Алексей Андреевич,
Меленченко Максим Глебович,
Михайлов Степан Кириллович,
Мочульский Денис Игоревич,
Симонова Татьяна Владиславовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
92
Программа дисциплины
Аннотация
Курс знакомит студентов с основными сведениями о теоретической лингвистике. Даётся обзор основных уровней языка и соответствующих им лингвистических дисциплин. Основное внимание уделяется таким уровням языка, как фонетика (фонология и морфология). Также курс формирует навыки самостоятельного анализа научного текста, академического письма и академической речи, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере филологии.
Цель освоения дисциплины
- знакомство с современными представлениями о языке как объекте научного исследования
- знакомство с основными областями языкознания, задачами, которые ими ставятся, и методами, которые ими используются
- знакомство с основными методами анализа фонетического, фонологического и морфологического уровня языка, а также основными теоретическими концепциями соответствующих областей лингвистики
Планируемые результаты обучения
- в общих чертах формулировать лингвистическую и философскую программу де Соссюра.
- восстанавливать глубинную форму слова
- давать определение глубинной формы слова
- давать определение грамматического значения
- давать определение языковой норме
- делать простейший фонологический анализ
- делать транскрипцию с помощью IPA
- диагностировать базовую конструкцию предложения в данном языке
- диагностировать именную группу как аргумент или адъюнкт
- диагностировать морфонологические операции по данной парадигме / словоизменительному гнезду
- диагностировать тип маркирования синтаксической связи
- доказывать существование в языке двух разных фонем
- квалифицировать значение как грамматическое
- квалифицировать проблему, встретившуюся им в процессе профессиональной деятельности, как лингвистическую или содержащую лингвистический компонент
- описывать фонетические характеристики гласного звука
- описывать фонетические характеристики согласного звука;
- описывать фонетическую разницу между двумя похожими звуками
- описывать фонетическую разницу между двумя похожими согласными звуками
- определять позицию языковой единицы на линейно-синтагматическом континууме
- определять характер границы между морфемами в данном слове
- перечислять основные типы базовых конструкций предложения и давать им характеристики
- представлять набор словоформ слова в виде парадигмы
- применять основные философские критерии научного знания к распространённым сегодня учениям о связи языка и сознания
- применять сравнительно-исторический метод к адаптированному материалу (решать простейшие задачи на реконструкцию)
- формулировать задачи вариационной социолингвистики
- формулировать задачи современных психо- и нейролингвистики
- формулировать и проверять основные признаки подлежащего
- формулировать критерии языкового родства
- формулировать основные концепции современного синтаксиса (генеративный синтаксис; функционально-типологический синтаксис)
- формулировать основные типологические противопоставления в семантических зонах времени, вида, модальности, эвиденциальности
- формулировать основные типологические противопоставления в системах словоизменительных классов, падежа, числа, посессивности
- формулировать основы сравнительно-исторического метода
- формулировать предмет и задачи лингвистики
- формулировать различие в предметах и задачах лингвистики и: практического изучения языков, филологии, литературоведения;
- формулировать свойства клитик, аффиксов, субморфов, словоформ
- формулировать фонологические характеристики некоторых семей и ареалов; семьи и ареала, которым принадлежит изучаемый язык / языки
Содержание учебной дисциплины
- Что такое лингвистика?
- Семиотика. Что такое обозначать?
- Фонетика: гласные
- Фонетика: согласные
- Фонология
- Типология фонетических систем
- Морфемика. Типология морфем
- Морфонология
- Морфология: грамматическое значение
- Морфология: грамматическая семантика именных категорий
- Морфология: грамматическая семантика глагольных категорий
- Синтаксис: общая проблематика. Типы морфологического маркирования синтаксической связи
- Синтаксис: предикатно-аргументная структура
- Синтаксис: типология базовых конструкций предложения
- Сравнительно-историческое языкознание
- Социолингвистика
- Психолингвистика и нейролингвистика
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 учебный год 4 модуль0,1*ДЗ№1 + 0,1*ДЗ№2 + 0,1*ДЗ№3 + 0,075*Квиз№1 + 0,075*Квиз№2 + 0,2*Контрольная работа + 0,35*экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Почему языки такие разные : популярная лингвистика, Плунгян, В. А., 2010
Рекомендуемая дополнительная литература
- Реформатский, А. А. Фонология и морфонология. Избранные работы : учебное пособие для вузов / А. А. Реформатский ; составитель М. А. Реформатская. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 299 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-06244-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/441881 (дата обращения: 28.08.2023).