Магистратура
2023/2024
Основы и современные проблемы высшего образования
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Управление в высшем образовании)
Направление:
38.04.02. Менеджмент
Кто читает:
Департамент образовательных программ
Где читается:
Институт образования
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Прогр. обучения:
Управление в высшем образовании
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
60
Программа дисциплины
Аннотация
Интегрированная дисциплина "Основы и современные проблемы высшего образования" магистерской программы "Управление в высшем образовании" Института образования НИУ ВШЭ представляет собой несколько мини-курсов ведущих ученых и экспертов в различных дисциплинарных областях и исследованиях, сопровождающихся активной групповой работой студентов, нацеленных на освоение литературы и обмен знаниями о современных проблемах высшего образования. Студенты изучают современную и "классическую" научную литературу, пишут аннотации, ставят и обсуждают вопросы в форумах, разрабатывают аналитические презентации, обсуждают результаты своей работы с экспертами, проводят дебаты. Курс состоит из 4 разделов и длится 2 года.
Цель освоения дисциплины
- Данный курс преследует несколько образовательных целей: расширить знания о высшем образовании и проблемах его развития, сориентировать относительно современной границы исследований в этой области, сформировать компетенции групповой работы с источниками информации, поиска и обмена знаниями, сформировать общий профессиональный язык магистрантов.
Планируемые результаты обучения
- изучить современные проблемы и феномены в различных областях (темах) исследования высшего образования
- уметь использовать инструментарий для проведения расчетов и анализа в изучаемых областях (темах) и интерпретации результатов для обоснования управленческих действий
- понимать современную проблематику высшего образования в различных дисциплинарных областях и исследовательских темах
- уметь исследовать проблемы высшего образования
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Историко-философские проблемы высшего образования
- Раздел 2. Региональные исследования высшего образования
- Раздел 3. Интернационализация высшего образования
- Раздел 4. Теория организации в высшем образовании
Промежуточная аттестация
- 2023/2024 2nd module0.7 * Дебаты + 0.7 * Дебаты + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Домашнее задание
- 2024/2025 1st module0.7 * Дебаты + 0.7 * Дебаты + 0.3 * Домашнее задание + 0.3 * Домашнее задание
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Глобальные перспективы высшего образования - 978-5-7598-1712-3 - Альтбах Ф. - 2018 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362112 - 362112 - iBOOKS
- Глобальные перспективы высшего образования, Альтбах, Ф., 2018
- Миссия университета, Ортега-и-Гассет, Х., 2010
- Образовательные организации как открытые системы: детерминанты вузовских стратегий в трех организ..., Павлюткин, И. В., 2006
- Организационные изменения в технических университетах : институционализация управления качеством ... : автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.03, Павлюткин, И. В., 2010
- Создание университетов мирового класса / Д. Салми. - М. : Весь Мир, 2009. - 132 с. - ISBN 978-5-7777-0448-1. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1014437
- Создание университетов мирового класса, Салми, Д., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Будущее высшего образования и академической профессии : страны БРИК и США, Альтбах, Ф., 2013
- Будущее высшего образования и академической профессии: страны БРИК и США - 978-5-7598-1069-8 - Альтбаха Ф., Андрущака Г., Кузьминова Я., Юдкевич М., Райсберг Л. под ред. - 2013 - Москва: ВШЭ - https://ibooks.ru/bookshelf/362110 - 362110 - iBOOKS
- ВЕБЕР МАКС. (2012). Наука как призвание и профессия. Развитие Личности, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16641703
- И.В. Павлюткин. (2004). УПРАВЛЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТОМ В УСЛОВИЯХ НОВОЙ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ (к концепции «нового менеджериализма»). Вопросы Образования, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15749971
- Мейер, Д., Роуэн, Б., Чириков, И., & Юдин, Г. (2011). Институционализированные Организации: Формальная Структура Как Миф И Церемониал. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F69F9FB2
- Старк, Д. (2009). Гетерархия: Организация Диссонанса. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.36124BE3
- Тенденции в глобальном высшем образовании: отслеживание направлений академической революции, Альтбах, Ф. Дж., 2018
- Университет в руинах, Ридингс, Б., 2010