Бакалавриат
2024/2025
Психо- и нейролингвистика
Статус:
Курс по выбору (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Охват аудитории:
для своего кампуса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
148
Программа дисциплины
Аннотация
Курс представляет собой всесторонний базовый курс по психо- и нейролингвистике. Он будет состоять из пяти тем, освоение которых даст студентам необходимые знания и навыки для чтения психо- и нейролингвистической литературы и проведения собственных исследований. 1) Общие методологические основы экспериментальной науки; 2) Обзор современных психо- и нейролингвистических исследований, посвящённых различным языковым уровням; 3) Статистический анализ и обработка экспериментальных данных в R; 4) Основы нейроанатомии, нейрофизиологии, методов нейронаук; 5) Поведенческие методы на примере исследований билингвизма.
Цель освоения дисциплины
- Формирование критического мышления, навыков поиска и осмысления научной информации, интерпретации научных статей и дизайна исследований, преимущественно в области психо- и нейролингвистики.
- Ознакомление студентов с современными психолингвистическими теориями, арсеналом методов психо- и нейролингвистики, знаниями о нейроанатомии и основами статистической обработки экспериментальных данных.
Планируемые результаты обучения
- Оценивать надежность и валидность исследования в области психо- и нейролингвистики
- Выбирать подходящую измерительную шкалу и метод для исследования в области психо- и нейролингвистики
- Формулировать исследовательские вопросы в области психо- и нейролингвистики
- Интерпретировать результаты исследований в области психо- и нейролингвистики, определять зависимые, независимые и побочные переменные
- Создавать дизайн лингвистического эксперимента
- Загружать экспериментальные данные в пространство R, читать, объединять файлы.
- Преобразовывать данные: удалять ненужные строки, столбцы, создавать новые переменные.
- визуализировать данные
- строить простые графики в базовом пакете R
- строить простые и сложные графики в пакете ggplot2
- Отличать зависимую и независимые переменные
- Вычислять среднее, медиану, размах, стандартное отклонение выборки
- Применять разные виды t-теста
- строить и интерпретировать простые модели
- строить и интерпретировать линейные модели с одной, двумя или несколькими независимыми переменными
- строить и интерпретировать регрессионные модели с одной, двумя или несколькими независимыми переменными
- строить и интерпретировать линейные модели с повторными измерениями
- строить и интерпретировать смешанные линейные модели
- Описывать основные принципы и особенности микро- и макростроения структур ЦНС, их отличие от организации других систем и органов.
- Выделять сходства и различия в тканевой и клеточной организации спинного и головного мозга, их основные отделы и структуры.
- Объяснять принципы передачи нервного сигнала, общие для центральной и периферической нервной систем.
- Классифицировать типы клеток центральной и периферической нервной систем.
- Описывать эмбриологическое происхождение основных структур мозга.
- Описывать связь между эмбриологическим развитием и функциональными характеристиками структур мозга.
- Определять основные структуры мозга на различных изображениях.
- Выделять сходства и различия в иерархической организации сенсорных систем от микро- до макроуровня.
- Описывать взаимосвязь между различными структурами мозга с высшими психическими функциями.
- Объяснять анатомическую и функциональную взаимосвязь между различными структурами мозга и их связь с высшими психическими функциями.
- Выбирать наиболее подходящий метод психо- и нейролингвистики в соответствии с целями исследования.
- Выбирать подходящую измерительную шкалу и метод для исследования в области психо- и нейролингвистики.
- Получить общее представление об электрофизиологических методах: ЭЭГ и МЭГ.
- Определять возможные ограничения исследования при использовании конкретного метода психо- и нейролингвистики.
- Анализировать данные ЭЭГ и МЭГ: анализ вызванных потенциалов, временно-частотный анализ.
- Моделировать полный цикл психо- и нейролингвистического эксперимента.
- Анализировать результаты экспериментов с применением VLSM и Lesion Network Mapping дизайнами.
- Получить традиционные и новые представления о зонах Брока и Вернике.
- Критически анализировать статьи о психо- и нейролингвистических исследованиях
- Ориентироваться в современных представлениях о когнитивных и нейрональных основах порождения и понимания языка
Содержание учебной дисциплины
- 1.1 Экспериментальная методология - Принципы построения исследования в психо- и нейролингвистике.
- 1.2 Экспериментальная методология - Методы для оценки утверждений о частоте встречаемости явления.
- 1.3 Экспериментальная методология - Методы для оценки ассоциативных утверждений.
- 1.4 Экспериментальная методология - Методы для оценки утверждений, устанавливающих причинно-следственные связи.
- 1.5 Экспериментальная методология - Расставление приоритетов в исследованиях.
- 2.1 Психолингвистика - Фонологический уровень языковой обработки
- 2.2 Психолингвистика - Морфологический уровень языковой обработки
- 2.3 Психолингвистика - Лексико-семантический уровень языковой обработки
- 2.4 Психолингвистика - Синтаксический уровень языковой обработки
- 2.5 Психолингвистика - Дискурсивный уровень языковой обработки
- 2.6 Психолингвистика - Чтение и письмо
- 2.7 Психолингвистика - Связь речи с иными когнитивными функциями
- 3.1 Введение в нейролингвистику - Введение в нейроанатомию для нейролингвиста
- 3.2 Введение в нейролингвистику - Структурная нейроанатомия.
- 3.3 Введение в нейролингвистику - Функциональная нейроанатомия.
- 3.4 Введение в нейролингвистику - Обзор методов нейролингвистики
- 3.5 Введение в нейролингвистику - Методы нейролингвистики: электрофизиологические методы
- 3.6 Введение в нейролингвистику - Методы нейролингвистики: активационные методы
- 3.7 Введение в нейролингвистику - Методы нейролингвистики: клинико-патологические методы
- 3.8 Введение в нейролингвистику - Язык в мозге: обзор
- 4.1 Статистический анализ экспериментальных данных - Начало работы с данными в R
- 4.2 Статистический анализ экспериментальных данных - Визуализация данных. Описательная статистика
- 4.3 Статистический анализ экспериментальных данных - Аналитическая статистика
- 4.4 Статистический анализ экспериментальных данных - Статистическое моделирование: основы
- 4.5 Статистический анализ экспериментальных данных - Линейные модели
- 4.6 Статистический анализ экспериментальных данных - Регрессия
- 4.7 Статистический анализ экспериментальных данных - Линейные модели с повторными измерениями.
- 4.8 Статистический анализ экспериментальных данных - Смешанные линейные модели
- 5.1 Поведенческие исследования и билингвизм- Билингвизм: основные понятия
- 5.2 Поведенческие исследования и билингвизм- Билингвизм и когнитивное развитие
- 5.3 Поведенческие исследования и билингвизм- Эксперименты с измерением скорости реакции
- 5.4 Поведенческие исследования и билингвизм- Ментальный лексикон билингва
- 5.5 Поведенческие исследования и билингвизм- Билингвизм и грамматика
- 5.6 Поведенческие исследования и билингвизм- Билингвизм и дискурс
- 5.7 Поведенческие исследования и билингвизм- Билингвизм в особых популяциях
Элементы контроля
- Введение в нейролингвистику - презентации
- Поведенческие исследования и билингвизм - презентация
- Экспериментальная методология: домашнее задание
- Поведенческие исследования и билингвизм - ДЗ
- Экспериментальная методология: тесты
- Устный экзамен
- Статистический анализ экспериментальных данных - тесты
- Психолингвистика языковой обработки: тесты
- Поведенческие исследования и билингвизм - тесты
- Статистический анализ экспериментальных данных - домашнее задание
- Введение в нейролингвистику - тесты
Промежуточная аттестация
- 2024/2025 2nd module0.25 * Введение в нейролингвистику - презентации + 0.25 * Введение в нейролингвистику - тесты + 0.25 * Экспериментальная методология: домашнее задание + 0.25 * Экспериментальная методология: тесты
- 2024/2025 4th module0.1 * Поведенческие исследования и билингвизм - ДЗ + 0.13 * Поведенческие исследования и билингвизм - презентация + 0.1 * Поведенческие исследования и билингвизм - тесты + 0.1 * Психолингвистика языковой обработки: тесты + 0.13 * Статистический анализ экспериментальных данных - домашнее задание + 0.11 * Статистический анализ экспериментальных данных - тесты + 0.33 * Устный экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- An introduction to bilingualism : principles and processes, , 2008
- Bilingual cognition and language : the state of the science across its subfields, , 2018
- Bilingualism : a framework for understanding the mental lexicon, , 2017
- Handbook of bilingualism : psycholinguistic approaches, , 2005
- Neuroanatomy through clinical cases, Blumenfeld, H., 2010
- R for data science : import, tidy, transform, visualize, and model data, Wickham, H., 2017
- The bilingual brain : and what it tells us about the science of language, Costa, A., 2019
- Мозг, познание, разум. Ч.1: ., Баарс, Б., 2016
- Мозг, познание, разум. Ч.2: ., Баарс, Б., 2016
Рекомендуемая дополнительная литература
- Atlas of human brain connections, Catani, M., 2015
- Atlas of neuroanatomy for communication science and disorders, , 2012
- Cognitive neuroscience : the biology of the mind, Gazzaniga, M. S., 2014
- Functional magnetic resonance imaging, Huettel, S. A., 2014
- Fundamental neuroscience, , 2013
- Handbook of the neuroscience of language, , 2010
- Neuroscience, , 2019
- Niedermeyer's electroencephalography : basic principles, clinical applications, and related fields, Schomer, D. L., 2011
- Research methods for cognitive neuroscience, Newman, A. J., 2019
- Research methods in psychology : evaluating a world of information, Morling, B., 2018