• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2024/2025

Основы современного языкознания

Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс знакомит студентов с основами теоретической лингвистики. В рамках курса рассматриваются такие вопросы, как языковой знак и его свойства, структура языка, связь языка и мышления, соотношение языка и речи, происхождение языка, виды языковых единиц, история письма и основные типы письменности, многообразие языков мира, классификация языков. Также в рамках изучения дисциплины рассматриваются основные уровни языка, в результате чего студенты приобретают целостное видение языка как системы, навыки анализа языковых фактов, опыт контрастирования несходных языков. Особое внимание уделяется современным лингвистическим течениям, таким как лингвистическая прагматика, когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика, социолингвистика, теория дискурса.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить студентов с предметом, задачами, методами общего и частного языкознания и подготовить их к изучению основных лингвистических дисциплин;
  • сформировать у студентов представления об узловых проблемах общелингвистического характера: языковой знак и его природа; структура и система языка; связь языка и мышления; соотношение языка и речи; происхождение и функции языка; история письма; взаимодействие языков и основные закономерности их развития; принципы классификации языков;
  • дать представление об общих принципах организации и функционирования языка;
  • ознакомить студентов с закономерностями использования языка в обществе;
  • дать базовое представление о современных исследованиях в таких областях, как лингвистическая прагматика, когнитивная лингвистика, корпусная лингвистика, социолингвистика, теория дискурса.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • -умеет описывать и объяснять особенности языка как знаковой системы, функции языка, корреляцию языка и мышления, языка и речи, общую структуру языка, теории происхождения языка
  • - умеет объяснять основы общей фонетики и фонологии; - умеет различать и интерпретировать свойства единиц фонемного уровня и особенности их реализации в речи.
  • - умеет объяснять свойства морфем, - умеет анализировать типологию морфем, свойства слова как важнейшей единицы языка, - умеет распознавать и объяснять семантические изменения, лексические группировки в языке.
  • - умеет интерпретировать содержание понятий "грамматическая категория", "грамматическое значение", "грамматическая форма", способы выражения грамматических значений, свойства словосочетаний и предложений, особенности их функционирования в речи
  • - умеет обобщать основные особенности систем письма; - умеет анализировать соотношение фонем и графем в разных системах языка; - умеет объяснять историю происхождения письма.
  • - умеет объяснять принципы генеалогической и типологической классификации языков, а также определять и описывать важнейшие языковые семьи и группы
  • - умеет интерпретировать основные понятия «текст» и «дискурс», - умеет формулировать критерии выделения единиц текста, - умеет объяснять основные подходы к дискурсу, а также структурные параметры дискурса
  • умеет выявлять семиотические истоки прагматики, называть и объяснять постулаты Г.П. Грайса, основные подходы к теории речевых актов (Дж. Л. Остина, и Дж. Р. Сёрла), анализировать классификацию речевых актов по Дж. Л. Остину, называть и иллюстрировать условия успешности речевых действий
  • умеет объяснять основные понятия когнитивной лингвистики: «когниция», «категоризация», «концепт», «скрипт», «сценарий», «фрейм», «языковая картина мира», иллюстрировать типы концептов, структуру концепта, методику его анализа
  • умеет определять основные корпуса текстов на русском и английском языках, анализировать их организацию и принципы работы с ними
  • умеет обобщать особенности функционирования языка в обществе, типы языковых ситуаций, социальную типологию языков, соотношение языка и диалекта, анализировать формы существования языков, причины их смешения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общие вопросы языкознания
  • Основы фонетики и фонологии
  • Основы морфемики и словообразования. Основы лексикологии
  • Основы грамматики (синтаксис)
  • Основы теории письма
  • Основы лингвистической типологии
  • Теория текста и дискурс анализ
  • Основы лингвистической прагматики
  • Основы когнитивной лингвистики
  • Основы корпусной лингвистики
  • Основы социолингвистики
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа 2-3 модуль
    количество контролей может варьироваться
  • неблокирующий Письменные тесты
    Письменные тесты проводятся по 3 разделам («Основы фонетики и фонологии», «Основы морфемики, семасиологии, лексикологии и словообразования», «Основы грамматики»). Тест может включать в себя закрытые и открытые вопросы, вопросы множественного выбора, вопросы типа “Да/Нет”. Студент получает 0,5 балла за каждый правильный ответ на закрытый вопрос и 1 балл за каждый правильный ответ на открытый вопрос. Максимальный балл за тест – 10, минимальный – 0.
  • неблокирующий Презентация
    Презентация представляет собой форму контроля самостоятельной работы. Презентация проходит на семинаре и предусматривает заранее подготовленный устный индивидуальный или парный доклад, обобщающий опыт поиска, анализа и синтеза дополнительной информации по предложенной теме. Студенты, выполняющую работу в паре, получают одинаковую оценку за презентацию. Длительность ответа - 5 минут (для Московского кампуса).
  • неблокирующий Проект
    Проект представляет собой форму контроля самостоятельной работы. Проект представляет собой законченное мини-исследование языкового портрета отдельной семьи (студента или другой семьи), члена семьи или другого представителя – носителя естественного языка (русского, английского, бурятского, латышского или любого другого, на выбор студента). Цель данного проекта – продемонстрировать, как языковые явления разного уровня (фонетические, морфологические, грамматические, лексические, синтаксические, социокультурные и т.д.) проявляются в языке и речи отдельно взятого носителя языка. В качестве носителя языка может выступать как сам студент или член его семьи, так и известный медийный персонаж. Название проекта: «Языковой портрет моей семьи» или «Языковой портрет Арианы Гранде / Курта Кобейна / Владимира Путина и т.д.». Проект выполняется индивидуально или в группах (3-4 человека). Структура проекта: 1. Введение. Краткое представление носителя языка (пол / возраст / регион проживания). Место рассматриваемого языка в генеалогической классификации (языковая семья, группа, подгруппа (при наличии). 2. Основная часть. Краткий обзор особенностей языка и речи конкретного носителя языка с позиций уровней языка. Фонетика: особенности произношения, особенности ударения: его место и характер, основные фонетические изменения в потоке речи. Грамматика: отличительные особенности средств выражения грамматических категорий основных частей речи (существительное, прилагательное, местоимение, глагол); особенности синтаксической организации речи носителя языка. Словарный запас конкретного носителя языка. Диалекты и национальные варианты. 3. Заключение. Общий вывод о социолингвистическом характере организации речи конкретного носителя языка, каким образом она обусловлена регионом проживания / полом / возрастом / профессией / культурой и т.д; конкретного носителя языка. Формат проекта: интерактивный, видео длительностью 4-5 минут (для индивидуальной работы), 7-8 (для групповой работы) (например, видео-интервью / мини-фильм / мини-рассказ и т.д.). При выполнении проекта в группе студенты должны обозначить вклад каждого участника.
  • неблокирующий Экзамен
    В зависимости от кампуса по дисциплине проводится устный (Московский кампус) или письменный (Пермский кампус) экзамен в форме очного тестирования. Во время устного экзамена студентам предлагается выбрать билет и дать развернутые ответы на два теоретических вопроса, а также выполнить практическое задание. Время подготовки - 20 минут. Во время подготовки студент может делать записи, во время ответа на экзамене студент может пользоваться своими записями, однако читать с листа ответ запрещено. Экзаменационная оценка представляет собой сумму оценок по трем вопросам, причем вес каждого теоретического вопроса составляет 40%, вес практического задания - 20%. В письменном экзаменационном тесте содержится 25 вопросов, из них 10 вопросов закрытого типа на выбор одного или нескольких правильных вариантов ответа и 15 вопросов открытого типа с кратким свободным ответом.
  • неблокирующий Аудиторная работа 4 модуль
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2024/2025 3rd module
    0.3 * Аудиторная работа 2-3 модуль + 0.45 * Письменные тесты + 0.25 * Презентация
  • 2024/2025 4th module
    0.3 * Аудиторная работа 4 модуль + 0.3 * Проект + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Беликов, В. И.  Социолингвистика : учебник для вузов / В. И. Беликов, Л. П. Крысин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 337 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-00876-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/536706 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Богатикова, Л. И. Прагматика. Теория речевых актов: практическое пособие : учебное пособие / Л. И. Богатикова. — Гомель : ГГУ имени Ф. Скорины, 2023. — 44 с. — ISBN 978-985-577-904-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/320918 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Болдырев Н. Н. (2016). Когнитивная лингвистика. [N.p.]: Директ-Медиа. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1467195
  • Введение в языкознание : учебник для акад. бакалавриата, Вендина, Т. И., 2015
  • Захаров, В. П. Корпусная лингвистика : учебник / В. П. Захаров, С. Ю. Богданова. - 3-е изд., перераб. - Санкт-Петербург : СПбГУ, 2020. - 234 с. - ISBN 978-5-288-05997-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1244746
  • Тарасов, М. И.  Теория текста и дискурса. Дискурс рассуждения : учебник и практикум для вузов / М. И. Тарасов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 284 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14559-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544169 (дата обращения: 27.08.2024).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Johnstone, B. (2017). Discourse Analysis (Vol. Third edition). Hoboken, NJ: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1647576
  • Введение в языкознание : учебник для вузов, Маслов, Ю. С., 2005
  • Колесникова, С. М.  Когнитивная лингвистика : учебник для вузов / С. М. Колесникова, Е. В. Алтабаева, А. Т. Грязнова ; под редакцией С. М. Колесниковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 192 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-15454-2. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544697 (дата обращения: 27.08.2024).
  • Скребцова, Т. Г. Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика. Курс лекций : учебное пособие / Т. Г. Скребцова. — Москва : Языки славянских культур, 2020. — 312 с. — ISBN 978-5-907290-15-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/185456 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шунейко, А. А.  Корпусная лингвистика : учебник для вузов / А. А. Шунейко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 222 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-13603-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543746 (дата обращения: 27.08.2024).

Авторы

  • Боголепова Светлана Викторовна
  • Лукошус Оксана Геннадьевна