• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2021/2022

Современное общество

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 41.04.04. Политология
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Современное общество», учебных ассистентов и студентов магистратуры направления подготовки 41.04.04 «Политология», обучающихся по образовательной программе «Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе». Курс рассматривает базовые направления, понятия и концепции, а также дискуссионные вопросы в изучении общества с позиций дисциплин, входящих в курс школьного обществознания. Особый акцент делается на освоении теорий, описывающих специфику постсовременного общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью дисциплины «Современное общество» является ознакомление студентов с ключевыми концепциями современного (модерного) общества и дискуссиями вокруг современности и постсовременности, и внедрение этих понятий и концепций в учебную программу уроков обществознания через разработку материалов к уроку.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные типы социологических исследований и их виды, возможности методов и границы. Умеет определить тип исследовательской методологии, адекватный для поставленных задач. Знает основные правила построения программы социологического исследования. Знает основные задачи и возможности опросных методов. Умеет адекватно формулировать вопросы анкеты, владеет базовыми принципами построения анкеты и проведения анкетного опроса. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Знает основные элементы, теории социальных инсти-тутов. Знает основные социологические теории религии, семьи, науки. Умеет объяснить причины существования и функции религии в обществах разного типа, ее структуру, современные тенденции. Владеет навыками анализа функций, тенденций семьи и науки в конкретно-исторических условиях
  • Имеет представление о моделях «экономического» и «социологического» человека, их преимуществах и недостатках. Знает отличительные черты социологии от других наук об обществе. Умеет отличать социологические объяснения от объяснений иных наук.
  • Планируемые результаты. Знает основные виды социальных групп и их свойства. Умеет типологизировать группы на основании их признаков, предсказывать и объяснять происходящие в них процессы. Может объяснить роль групп различных типов в жизни человека. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Планируемые результаты. Знает основные теоретические подходы к типологизации обществ, умеет раскрывать специфику постсовременного общества с позиций базовых понятий социологии. концепции социальной стратификации (Маркс, Вебер, Уорнер, Дэриндорф, «смешанных систем»), умеет их сопоставлять, анализировать. Знает основные показатели социальной структуры РФ. Владеет понятийным аппаратом теории социальной мобильности. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
  • Планируемые результаты. Знает основные теории отклоняющегося поведения (аномии, стигматизация, делинквентных субкультур, радикальной криминологии), их преимущества и недостатки. Умеет типологизировать социальное поведение, интерпретировать с позиций различных теорий. Владеет методическими навыками подачи данного материала школьникам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и метод социологии
  • Социальная группы как простейшая форма социальной реальности
  • Социальный контроль и социализация в обществах различного типа.
  • Социальная структура и стратификация. Специфика стратификации постсовременного общества
  • Специфика социологического исследования на школьных уроках.
  • Социальные институты современного общества: религия, семья, наука.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн занятиях
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Подготовка программы и проведение исследования с использованием опросных методов
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
    0.4 * Выполнение домашних заданий, участие в обсуждениях на онлайн занятиях + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Подготовка программы и проведение исследования с использованием опросных методов
  • 2022/2023 учебный год 3 модуль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2006
  • Социальная стратификация : учеб. пособие для вузов, Радаев, В. В., 1996
  • Социальная теория и социальная структура, Мертон, Р., 2006
  • Социология : анализ современного общества, Штомпка, П., 2005
  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., 1998
  • Социология религии : учеб. пособие для вузов, Гараджа, В. И., 2005
  • Социология, Гидденс, Э., 2005
  • Технология социологического исследования : учеб. пособие по курсу "Практикум по экономической социологии", Сусоколов, А. А., 2008
  • Человек в обществе : система социологических понятий в кратком изложении: в помощь школьникам старших классов для подготовки к олимпиаде и ЕГЭ и студентам младших курсов, Сорвин, К. В., 2013

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 1999
  • Социология : учебник для вузов, Фролов, С. С., 2000
  • Экономическая социология : новые подходы к институциональному и сетевому анализу: сб. : пер., , 2002

Авторы

  • Богачёв Максим Игоревич