• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Данила Иванов и Роман Абрамов рассказали об этических дилеммах в инклюзивной работе сети московских арт-галерей на круглом столе SWERG

Роман Николаевич Абрамов и Данила Владимирович Иванов, сотрудники МЛ ИСИ, выступили на круглом столе группы исследования Этики социальной работы [SWERG] (Великобритания, Даремский университет; Словения, Университет Любляны).

Данила Иванов и Роман Абрамов рассказали об этических дилеммах в инклюзивной работе сети московских арт-галерей на круглом столе SWERG

Photo by Sigmund on Unsplash

20 ноября Д.В. Иванов и Р.Н. Абрамов выступили на круглом столе, посвященному представленному ими докладу «Ethical Dilemmas of Social Inclusion Practices in Art Museums: The Case of Moscow Exhibition Spaces Network». Круглый стол был организован группой SWERG, возглавляемой профессором Сарой Бэнкс (Даремский университет, Великобритания) и Аной Собочан (Университет Любляны, Словения).

Слайд из презентации докладчиков

В докладе рассматривались этические дилеммы, с которыми сталкиваются малые музеи Москвы, а также было представлена сжатая история организационного и социокультурного становления сети локальных арт-галерей Москвы, что обуславливает ряд дилемм этического характера.

Слайд из презентации докладчиков

Среди всех дилемм можно выделить две: 1) насколько этично развивать инклюзивные программы на основании образовательной деятельности о современном искусстве при учете, что в ходе такого процесса субъект инклюзии имеет шанс развить соответствующие элементы идентичности, которые при условии априорного прекарного положения субъекта могут усложнять дальнейшую его/ее интеграцию без институциональной поддержки арт-галереи (учитывая, что сама эрудированность по теме современного искусства не позволяет быть «включенным» в общность вовлеченных в соответствующую тему, однако с необходимостью подразумевает рефлексивное и критическое отношение к анализируемому произведению искусства, что вкупе с конвенциональной «эксклюзивностью» совр. искусства, может становиться эффектом, отталкивающим от прочих социальных взаимодействий); 2) развитие инклюзивных программ может входить в противоречие с автономным артистическим выражением конкретных произведений искусства: как следствие, автономная актуализация выставочного проекта может входить в противоречие с созданием инклюзивных условий этого проекта; более того, проблемным становится и статус автономного артистического высказывания по теме инклюзии, но без прямого притязания на инклюзивность, равно как и инклюзивное по своим свойством художественное произведение, созданное без притязания на артистическую автономию и лишь с целью развития «позитивной социальной функции».

Дискуссия после доклада

После доклада была открыта дискуссия, где освещались вопросы методов исследования этических дилемм, прояснялись связи между понятием инклюзивных программ и основаниями социальной работы, а также уточнялись специфики различий британского и российского контекстов. В дискуссии приняли участие как представители Даремского университета, так и постоянные члены SWERG, коллеги из МЛ ИСИ и свободные слушатели из других стран и университетов.